3 июля 1925 года (100 лет назад) родился
советский театральный режиссер Анатолий Васильевич Эфрос.
Анатолий Эфрос – имя, знакомое каждому, кто ценит
театр и высокое искусство. Этот выдающийся режиссер, педагог и сценарист
подарил миру незабываемые спектакли, каждое из которых стало настоящим
откровением. Сегодня мы вспоминаем его творчество, которое бережно сохраняется
в памяти поколений российских театров.
Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос родился 3
июля 1925 года в Харькове (Украинская ССР). С детства он увлекался театром,
вдохновляясь трудами Константина Станиславского и его уникальными методами.
В 1944 году Эфрос поступил на режиссерский факультет
ГИТИСа. Там его наставниками стали Николай Петров и Мария Кнебель – выдающиеся
педагоги, которые помогли ему укрепиться в своих убеждениях и поверить в свое
призвание.
Эфрос начал свой путь в Рязани, но настоящий успех
пришел к нему в 1954 году, когда он стал руководителем Центрального детского
театра (ЦДТ). Под его руководством ЦДТ превратился в центр театральной
культуры, привлекающий и взрослую аудиторию. Здесь появились такие постановки,
как «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и
многие другие.
В 1963 году у Анатолия Эфроса последовал следующий
взлет карьеры: он стал руководителем театра имени Ленинского Комсомола, который
сейчас известен как Ленком. Здесь он собрал молодых актеров, чьи имена быстро
стали знаменитыми на всю Москву: Валерий Гафт, Алексей Збруев, Леонид Броневой,
Андрей Миронов, Ольга Яковлева, Александр Ширвиндт. Эта команда создала
постановки, которые навсегда вошли в золотой фонд советского театра.
Он поставил здесь несколько знаковых спектаклей.
Среди них – «В день свадьбы» Ю. Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про
любовь» Э. Радзинского. Но настоящую славу ему принесли постановки по русской
классике – чеховская «Чайка» и булгаковский «Мольер».
Эфрос сознательно отказался от политики, считая, что
театр должен быть независим от нее. Это противоречило принципам советского
театрального искусства, и его отстранили от должности руководителя Ленкома. В
1967 году он вместе с командой актеров перешел в Театр на Малой Бронной, где
стал режиссером.
За семнадцать лет Анатолий Эфрос поставил около
двадцати спектаклей. Среди них – знаменитые произведения классиков: «Три
сестры» Чехова, трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Отелло», комедия
Мольера «Дон Жуан», «Женитьба» Гоголя и драма Тургенева «Месяц в деревне».
Эфрос предпочитал классические сюжеты и избегал советской тематики. Однако в
его репертуаре появились и современные пьесы, такие как «Счастливые дни
несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны»,
«Директор театра» и другие.
Анатолий Эфрос был известен своим активным
сотрудничеством с московскими театрами и зарубежными площадками. Его фильмы
«Високосный год», «Двое в степи» и «В четверг и больше никогда» завоевали
любовь зрителей и признание критиков. Среди телеспектаклей особенно выделялись
экранизации литературных произведений: «Острова в океане», «Тартюф» и «Ромео и
Джульетта».
Помимо режиссуры, Эфрос преподавал в ГИТИСе, вел
радиопередачи и писал статьи и книги о театральном искусстве.
В 1984 году Анатолий Эфрос занял пост главного
режиссера Московского театра драмы и комедии на Таганке, сменив Юрия Любимова,
который уехал из страны. Новый руководитель столкнулся с сопротивлением части
труппы, но все же поставил несколько значимых спектаклей. Среди них обновленная
версия чеховского «Вишневого сада», горьковского «На дне» и мольеровского
«Мизантропа».
Финальный этап жизни Эфроса был напряженным и
тяжелым. Режиссер, всегда державшийся в стороне от политики, неожиданно
оказался втянут в конфликты, которые осложнили его работу и личную жизнь.
Постоянное давление и борьба сказались на его здоровье: сердце не выдержало
нагрузки.
13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос,
находясь в Москве, скончался от сердечного приступа. Его похоронили на
Кунцевском кладбище столицы.
Прошло сто лет с рождения Анатолия Эфроса, но его
творчество продолжает вдохновлять и привлекать. Современные театры часто
обращаются к его работам, переосмысливая их. Для молодых зрителей его
постановки остаются эталоном подлинного искусства. Публикации Эфроса ценны для
коллег, студентов театральных вузов и всех, кто интересуется театром. Например,
книга «Репетиция – любовь моя» стала настольной для многих артистов и
режиссеров.
Анатолий Эфрос, воплощение мудрости и стремления к
прекрасному, призывал будущие поколения любить театр, изучать человеческую
природу и сохранять верность своему видению мира. Пока зрители стоя аплодируют
артистам на авансцене, а их сердца замирают перед тайной театра, творческое
наследие Анатолия Эфроса продолжает жить и развиваться.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий