17 июля 1945 года (80 лет назад) родился советский и
российский композитор Алексей Рыбников.
Алексей Рыбников родился в творческой
семье. Отец, Лев Самойлович, был музыкантом, играл на скрипке в оркестре
Александра Цфасмана. Мать – художницей-дизайнером.
Судьба родителей будущего композитора была непростой: отец, Лев Самойлович, в юности чуть не умер от туберкулёза. Посчитав, что он уже «не жилец», молодого человека сдали в туберкулёзный барак, откуда он благополучно сбежал. Беглеца приютил священник сельской церкви, который не только выходил больного, но и научил его исполнять церковные псалмы и играть на скрипке.
Так Лев Самойлович стал
музыкантом.
Мать Рыбникова, Александра Алексеевна,
происходила из семьи белых офицеров и во время Гражданской войны чудом осталась
жива. Её отца расстреляли, а она уцелела только потому, что была тогда совсем
маленькой.
Рыбниковы жили небогато, втроем в
десятиметровой комнатушке коммуналки.
С первых дней жизни мальчика окружали
музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. Именно она настояла на том,
чтобы для сына купили пианино. Кроме этого, в числе самых ярких детских
впечатлений, — кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алеша с друзьями
пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых
сочинений Рыбникова — фантазия «Багдадский вор» написана под воздействием
образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
Одаренность ребенка подметили его близкие
и мама отвела Алешу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два
заведения — Центральную музыкальную школу при Московской государственной
консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную
музыкальную школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ.
Трудно учиться, когда твой папа –
музыкант. Потому что волей-неволей ты всегда под жёстким контролем, где любые
отступления от заданной темы если не пресекаются на корню, то как минимум не
приветствуются.
Алёшины отступления от правил, были,
однако, не просто детскими «шалостями» – сочинял он уже с детства. Уже в восемь
лет он пишет маленькие фортепьянные пьесы, а в свои одиннадцать - балет «Кот в
сапогах». Тут надо отдать должное папе, Льву Самойловичу: прислушиваясь к
опытам сына, он начал подозревать в нём композиторский талант и решил показать
его сочинения Араму Ильичу Хачатуряну.
И вот тут как раз и случилось чудо: Арам
Ильич мгновенно понял, с кем имеет дело, и принял Рыбникова в свой класс, в
школу при консерватории, став его учителем на долгие годы.
Окончив в 1962 году музыкальную школу,
Рыбников поступает в консерваторию.
Поступая в консерваторию, Рыбников
сочинил фортепьянную сонату «Хороводы», на которую сразу обратили внимание:
писать музыку на разнообразные фольклорные мотивы, сохраняя оригинальный стиль,
не так просто, как кажется. Сам Рыбников много позже скажет об этой музыке: «Здесь
сплелось всё, что мне было интересно, я вложил туда весь свой юношеский напор…
Я хотел рояль раздолбать в клочья».
Хачатурян, который ставил во главу угла
создание музыкального образа, который бы запомнился слушателям, того же
требовал и от своих студентов. Услышав «Хороводы» в первый раз, Хачатурян
сказал то, что определило творчество молодого композитора на всю жизнь: «Я
пошёл домой, а у меня в голове это вертится, на следующий день всё вертится,
это просто такой гвоздь ты вбил, и это очень хороший для тебя признак. Значит,
ты умеешь это делать».
В 1967 году он заканчивает Московскую
консерваторию с красным дипломом, отец заслуженно мог им гордиться. Затем
поступает в аспирантуру, опять-таки к Хачатуряну, и через два года заканчивает
её. Этот юноша настолько талантлив, что ему предлагают остаться преподавать на
кафедре композиции - он преподает до 1975 года.
В 1969 году Рыбников был принят в Союз
композиторов.
В эти годы формируется индивидуальный
авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с
первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое
благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы.
Рано став семейным человеком, он берётся
за любую работу, которая приносит доход. Выступает в детских садах, даёт уроки
студентам, руководит оркестром при театральном ВУЗе.
И постоянно сочиняет музыку.
Сочинительство, видимо, вещь заразная -
однажды попробовав, вкусив, остановиться уже невозможно. И чем больше
работаешь, тем больше приходит новых идей. И тем больше вдохновения: вот эту
аксиому Рыбников усвоил ещё в детстве.
А тогда он был просто молод, полон надежд
и уверенности в том, что впереди будет ещё много прекрасной музыки.
Рано став семейным человеком, он берётся
за любую работу, которая приносит доход. Выступает в детских садах, даёт уроки
студентам, руководит оркестром при театральном ВУЗе.
И постоянно сочиняет музыку.
Сочинительство, видимо, вещь заразная -
однажды попробовав, вкусив, остановиться уже невозможно. И чем больше
работаешь, тем больше приходит новых идей. И тем больше вдохновения: вот эту
аксиому Рыбников усвоил ещё в детстве.
А тогда он был просто молод, полон надежд
и уверенности в том, что впереди будет ещё много прекрасной музыки.
Несмотря на то, что период 60-70х годов,
в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций
(композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки,
для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных
инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие),
уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится
короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский
дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за
другим приглашения от режиссеров.
Все последующие десятилетия будет
продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом.
С 1979 Алексей Рыбников — член Союза
кинематографистов.
За четыре десятилетия в кинематографе,
Рыбниковым написана музыка более чем к сотне фильмам. Несмотря на общее,
действительно огромное количество киноработ, некоторые стали своеобразными
вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к фильмам:
— «Остров сокровищ» (1971) Евгения
Фридмана;
— «Большое космическое путешествие»
(1974) Валентина Селиванова — песни, прозвучавшие в фильме (на тексты Игоря
Кохановского), получили моментальную известность;
— «Приключения Буратино» (1975). После
выхода на экраны фильма про Буратино, был выпущен музыкальный альбом и
пластинки едва успевали поступать в продажу, как их мгновенно раскупали; всего
за год продали миллион виниловых дисков;
— «Про Красную Шапочку. Продолжение
старой сказки» (1977), режиссера Леонида Нечаева;
— «Вам и не снилось…» (1980),
режиссер-постановщик Илья Фрэз;
— «Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка
Захарова;
— «Русь изначальная» (1986) Геннадия
Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того
периода;
— «Мы» («Алло, вы нас слышите?», 1990) —
фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса, своей
откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся
бомбы, а в 1991 году был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском
фестивале;
— «Дети из бездны» (2000) — режиссер
Павел Чухрай;
— «Звезда» Николая Лебедева — фильм,
принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино, а
также Государственную Премию РФ.
Спектакль «Звезда и смерть Хоакина
Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола.
Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший
Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и
убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой
мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену
мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое
неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку
все-таки разрешили). С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды
популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом
«Звезды и смерти», занявший I место в хит параде лучших грамзаписей.
Затем последовала опера-мистерия «Авось»
(1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней
соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова —
традиции русской духовой музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской»
музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта — идея
искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за
них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная сфера была
тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем,
мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского — «Авось» и
тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского
начал.
«Юнона и Авось» (премьера —
в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения хотя бы потому,
что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка — «Звезда и смерть
Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом.
Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения
западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее
религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере
в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое
произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался
не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а
любовная история.
Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова — «Литургия оглашенных» — создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света… Опера была поставлена в камерном зале Театра Алексея Рыбникова в 1992 году.
Что было потом? Успех, признание,
восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве
40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем
гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.
Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает
работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены
внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект
ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии «Заяц над бездной
(2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах»,
картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав
из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова;
«1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.
В этот же период состоялась премьера
Пятой симфонии композитора — «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора,
органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка
переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском),
взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами
Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно
в отчаяние (Первая часть — воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд),
скорбь — (Вторая часть — оплакивание всех погибших), в Третьей части — ужас
перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее
ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной
жизни — в Четвертой части.
В 2007 году композитор представил на суд
публики два своих новых произведения — Concerto Grosso «Синяя птица» — работа,
навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего
ощущается дыхание эпохи начала XIX века — времени правления Александра I,
оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов.
Алексею Рыбникову удается принимать
активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и
творческая деятельность отмечены Православной Церковью — Рыбников был удостоен
ордена святого благоверного князя Даниила Московского, и светскими
организациями.
Среди последних событий — присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф».
Комментариев нет:
Отправить комментарий