суббота, 5 июля 2025 г.

«Шолоховский актёр» Владимир Дорофеев

 

5 июля 1895 (130 лет назад) родился актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР Владимир Дорофеев (ум. 1974).

Актёр Владимир Дорофеев дважды сыграл деда Щукаря в экранизациях «Поднятой целины».

Владимир Андреевич Дорофеев родился в Нижнем Новгороде. Сохранилась автобиография актёра, где он указывает, что семья была многодетной – пятеро детей, а родители имели крестьянское происхождение. Видимо, из-за недостатка средств учиться Владимир Дорофеев начал сравнительно поздно – только в 12 лет.

В 1907–1917 годах учился в 1-й Нижегородской классической гимназии.

В январе—июле 1919 года Дорофеев был помощником контроллера Полевого контроля Восточного фронта в Арзамасе, затем помощником контроллера Полевого контроля Рабоче-Крестьянской Инспекции в Нижнем Новгороде.

В 1919 году Дорофеев окончил Московское музыкально-драматическое училище.

Далее Дорофеев попал на службу в армию.

У него уже и в мыслях не было становиться артистом. Долгое время он добросовестно служил в рядах Красной Армии - был командиром взвода. В дальнейшем он планировал и дальше служить в армии, и так бы и вышло, если бы офицеры не заметили его пародийный талант. Дело в том, что в свободное время Владимир любил изображать сослуживцев и всяких знаменитых людей (особенно хорошо он пародировал Ленина). Никто не держал на него зла из-за его пародий - наоборот, все, в том числе и высшее руководство, веселились и просили показать его что-то ещё. А однажды к нему подошёл командир части, который сказал, что с таким талантом ему необходимо стать актёром. Примечательно, что именно этот командир впоследствии и выдал ему направление на работу в столичный театр Горрайполитпросвета, где Владимир Дорофеев сначала прошёл недолгое обучение актёрским азам, а затем официально стал участником труппы. Все планы о военном будущем были быстро им забыты. Жизнь двадцатишестилетнего артиста началась с чистого листа.

В 1920 году вернулся в Москву, был актёром Московского 1-го драматического театра Горрайполитпросвета.

В 1921–1922 годах служил в Казанском Большом драматическом театре.

В 1922-м снова в Москве: год выступал на сцене Московского Камерного театра, в 1923–1925 годах — актёр 4-й студии МХАТ, в 1925–1931 годах служил в Театре Революции.

В 1931 году актёр вернулся в Камерный театр, где служил до 1939 года — до своего перехода в Московский театр «Комедия».

На каждом новом месте работы условия, мягко говоря, были паршивыми: роли ему давали незаметные, гонорары были очень маленькими, а атмосфера в коллективе везде была напряженной. Неоднократно Дорофеев подумывал бросить актёрскую деятельность и вновь вернуться к службе в армии, но все эти мысли он отбросил, когда его начали приглашать на съёмки фильмов.

В 1940–1945 годах Дорофеев служил в Ансамбле НКВД СССР, в 1945–1947 годах — в Армейском филиале Малого театра.

В 1949 году актёр вернулся в театр и до 1964-го выступал на сцене Московского театра сатиры.

В кинематографе Дорофеев дебютировал ещё в 1936 году, в эпизодической роли в фильме «Последняя ночь». С этого момента предложения о других ролях, кроме как возрастных персонажей, ему уже не поступали. И это имело свое объяснение. В 30–40-е годы советский кинематограф столкнулся с острой нехваткой актеров старшего поколения. Многие возрастные артисты, имевшие дореволюционный стаж, либо покинули страну, либо подверглись репрессиям. Режиссер Григорий Александров в своих воспоминаниях отмечал, что в довоенные годы поиск подходящих актеров на возрастные роли был настоящей проблемой, и ему приходилось искать таланты по всей стране, в том числе в провинциальных театрах. Дорофеев оказался востребован — его способность перевоплощаться в немощного старика со скрипучим голосом обеспечила ему плодотворную карьеру.

После фильма «Последняя ночь» он снялся в более чем полусотне кинокартин.

Дорофеев снимался на крупнейших киностудиях страны — «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм». Он отлично исполнял как главные, так и второстепенные роли. В его фильмографии такие культовые картины, как:

·     «Свадьба с приданым», где он сыграл Авдея Спиридоновича;

·     «12 стульев», в котором он исполнил роль сторожа клуба;

·     «Разные судьбы», где запомнился зрителям как Иван Сергейчук;

·     «Кубанские казаки», где создал яркий образ деда Кузьмы.

Кроме этого, он сыграл капитана Миронова в фильме «Капитанская дочка» (0+), наборщика Назаркина в драме «Во имя жизни» (0+) и Шурмина в военной драме «Константин Заслонов».

Талант Дорофеева был по достоинству оценен. В 1950 году он стал лауреатом Сталинской премии третьей степени за роль в «Константине Заслонове», а в 1951 году получил такую же премию за роль в спектакле «Свадьба с приданым». В 1954 году ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

Среди его самых известных работ - дед Щукарь из экранизаций романа Михаила Шолохова «Поднятая целина»1939 и 1959 годов. Это уникальный случай, когда актер дважды воплотил одну и ту же роль с разницей в двадцать лет.

Среди известных работ - дед Щукарь из экранизаций романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» 1939 и 1959 годов.

На пробах первой «Поднятой целины» произошёл забавный случай. Владимир Дорофеев заранее загримировался в старичка, так как изначально пробовался на роль деда Щукаря. Режиссер Юлий Райзман даже не догадывался, что перед ним стоит загримированный сорокалетний спортивный мужчина, ведь Дорофеев зашёл к нему в кабинет в полусогнутом состоянии, кряхтя и делая вид, что ему очень сложно передвигаться. Райзман тут же вскочил со своего стула со словами: «Батюшка, давайте я вам помогу сесть».

Режиссер на протяжении нескольких минут пытался уговорить Владимира отказаться от проб, ссылаясь на то, что тот слишком стар для того, чтобы сниматься в кино. Сам же актёр всячески над ним подшучивал - то притворялся, что засыпает, сидя на стуле, то делал вид, что ничего не слышит, а когда ему это надоело - он резко вскочил и сел на шпагат. Райзман с распахнутым от удивления ртом не мог сказать ни слова. Он понял, что его разыграли, когда в кабинет ворвались его помощники, которые буквально плакали от смеха. Понятное дело, что роль досталась в итоге Дорофееву. Вряд ли кто-то, кроме него, смог бы в столь молодом возрасте так реалистично изобразить беспомощного старого деда.

Можно заметить, что Дед Щукарь 1939 года выглядит постарше, чем в 1959 году. Но это не вольность самого актёра, а выбор образа режиссёром Александром Ивановым.

О своей личной жизни Владимир Дорофеев умалчивал. Нет, он не прятал свою семью от публики - на всех мероприятиях (творческих встречах, фестивалях и так далее) он появлялся в компании жены и детей, но их имена никогда не называл. Однако легко было понять, что его семейная жизнь была счастливой. 

Актёр ласково приобнимал супругу и целовал её в щёчку, когда появлялся с ней на людях, а также они всегда улыбались, глядя друг другу в глаза. Невооруженным глазом было видно, что между ними крепкая, нерушимая связь, неистовая любовь, которая длится десятки лет и ни на каплю не угасает.

Актер скончался 2 июля 1974 года в Москве, не дожив совсем немного до своего 80-летия. Он был похоронен на Введенском кладбище, оставив после себя богатое творческое наследие. Так имя нижегородца оказалось навсегда вписано в историю советского театра и кино.

В Ростове-на-Дону в честь актёра установлен красивый памятник, который напоминает зрителям о его огромном вкладе в историю нашего кинематографа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий