5 июля 1895 (130 лет назад) родился актёр театра и кино, заслуженный
артист РСФСР Владимир Дорофеев (ум. 1974).
Актёр Владимир Дорофеев дважды сыграл деда
Щукаря в экранизациях «Поднятой целины».
Владимир Андреевич Дорофеев родился в
Нижнем Новгороде. Сохранилась автобиография актёра, где он указывает, что семья
была многодетной – пятеро детей, а родители имели крестьянское происхождение.
Видимо, из-за недостатка средств учиться Владимир Дорофеев начал сравнительно
поздно – только в 12 лет.
В 1907–1917 годах учился в 1-й
Нижегородской классической гимназии.
В январе—июле 1919 года Дорофеев был
помощником контроллера Полевого контроля Восточного фронта в Арзамасе,
затем помощником контроллера Полевого контроля Рабоче-Крестьянской Инспекции в
Нижнем Новгороде.
В 1919 году Дорофеев окончил Московское
музыкально-драматическое училище.
Далее Дорофеев попал на службу в армию.
У него уже и в мыслях не было становиться
артистом. Долгое время он добросовестно служил в рядах Красной Армии -
был командиром взвода. В дальнейшем он планировал и дальше служить в армии, и
так бы и вышло, если бы офицеры не заметили его пародийный талант. Дело в том,
что в свободное время Владимир любил изображать сослуживцев и всяких знаменитых
людей (особенно хорошо он пародировал Ленина). Никто не держал на
него зла из-за его пародий - наоборот, все, в том числе и высшее руководство,
веселились и просили показать его что-то ещё. А однажды к нему подошёл командир
части, который сказал, что с таким талантом ему необходимо стать актёром. Примечательно,
что именно этот командир впоследствии и выдал ему направление на работу в
столичный театр Горрайполитпросвета, где Владимир Дорофеев сначала прошёл
недолгое обучение актёрским азам, а затем официально стал участником труппы.
Все планы о военном будущем были быстро им забыты. Жизнь двадцатишестилетнего
артиста началась с чистого листа.
В 1920 году вернулся в Москву, был
актёром Московского 1-го драматического театра Горрайполитпросвета.
В 1921–1922 годах служил в Казанском
Большом драматическом театре.
В 1922-м снова в Москве: год выступал на
сцене Московского Камерного театра, в 1923–1925 годах — актёр 4-й студии МХАТ,
в 1925–1931 годах служил в Театре Революции.
В 1931 году актёр вернулся в Камерный
театр, где служил до 1939 года — до своего перехода в Московский театр
«Комедия».
На каждом новом месте работы условия,
мягко говоря, были паршивыми: роли ему давали незаметные, гонорары были очень
маленькими, а атмосфера в коллективе везде была напряженной. Неоднократно
Дорофеев подумывал бросить актёрскую деятельность и вновь вернуться к службе в
армии, но все эти мысли он отбросил, когда его начали приглашать на съёмки
фильмов.
В 1940–1945 годах Дорофеев служил в
Ансамбле НКВД СССР, в 1945–1947 годах — в Армейском филиале Малого театра.
В 1949 году актёр вернулся в театр и до
1964-го выступал на сцене Московского театра сатиры.
В кинематографе Дорофеев дебютировал
ещё в 1936 году, в эпизодической роли в фильме «Последняя ночь». С этого
момента предложения о других ролях, кроме как возрастных персонажей, ему
уже не поступали. И это имело свое объяснение. В 30–40-е годы
советский кинематограф столкнулся с острой нехваткой актеров старшего
поколения. Многие возрастные артисты, имевшие дореволюционный стаж, либо
покинули страну, либо подверглись репрессиям. Режиссер Григорий
Александров в своих воспоминаниях отмечал, что в довоенные годы
поиск подходящих актеров на возрастные роли был настоящей проблемой,
и ему приходилось искать таланты по всей стране, в том числе
в провинциальных театрах. Дорофеев оказался востребован — его
способность перевоплощаться в немощного старика со скрипучим голосом
обеспечила ему плодотворную карьеру.
После фильма «Последняя ночь»
он снялся в более чем полусотне кинокартин.
Дорофеев снимался на крупнейших
киностудиях страны — «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм».
Он отлично исполнял как главные, так и второстепенные роли.
В его фильмографии такие культовые картины, как:
·
«Свадьба
с приданым», где он сыграл Авдея Спиридоновича;
·
«12 стульев»,
в котором он исполнил роль сторожа клуба;
·
«Разные судьбы»,
где запомнился зрителям как Иван Сергейчук;
·
«Кубанские
казаки», где создал яркий образ деда Кузьмы.
Кроме этого, он сыграл капитана
Миронова в фильме «Капитанская дочка» (0+), наборщика Назаркина
в драме «Во имя жизни» (0+) и Шурмина в военной драме
«Константин Заслонов».
Талант Дорофеева был по достоинству
оценен. В 1950 году он стал лауреатом Сталинской премии третьей
степени за роль в «Константине Заслонове»,
а в 1951 году получил такую же премию за роль в спектакле
«Свадьба с приданым». В 1954 году ему присвоили звание
Заслуженного артиста РСФСР.
Среди его самых известных работ - дед
Щукарь из экранизаций романа Михаила Шолохова «Поднятая целина»1939 и
1959 годов. Это уникальный случай, когда актер дважды воплотил одну
и ту же роль с разницей в двадцать лет.
Среди известных работ - дед Щукарь из
экранизаций романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» 1939 и 1959 годов.
На пробах первой «Поднятой целины» произошёл
забавный случай. Владимир Дорофеев заранее загримировался в старичка, так как
изначально пробовался на роль деда Щукаря. Режиссер Юлий Райзман даже не
догадывался, что перед ним стоит загримированный сорокалетний спортивный
мужчина, ведь Дорофеев зашёл к нему в кабинет в полусогнутом состоянии, кряхтя
и делая вид, что ему очень сложно передвигаться. Райзман тут же вскочил со
своего стула со словами: «Батюшка, давайте я вам помогу сесть».
Режиссер на протяжении нескольких минут
пытался уговорить Владимира отказаться от проб, ссылаясь на то, что тот слишком
стар для того, чтобы сниматься в кино. Сам же актёр всячески над ним подшучивал
- то притворялся, что засыпает, сидя на стуле, то делал вид, что ничего не
слышит, а когда ему это надоело - он резко вскочил и сел на шпагат. Райзман с
распахнутым от удивления ртом не мог сказать ни слова. Он понял, что его
разыграли, когда в кабинет ворвались его помощники, которые буквально плакали
от смеха. Понятное дело, что роль досталась в итоге Дорофееву. Вряд ли кто-то,
кроме него, смог бы в столь молодом возрасте так реалистично изобразить
беспомощного старого деда.
Можно заметить, что Дед Щукарь 1939 года
выглядит постарше, чем в 1959 году. Но это не вольность самого актёра, а выбор
образа режиссёром Александром Ивановым.
О своей личной жизни Владимир Дорофеев
умалчивал. Нет, он не прятал свою семью от публики - на всех мероприятиях (творческих
встречах, фестивалях и так далее) он появлялся в компании жены и
детей, но их имена никогда не называл. Однако легко было понять, что его
семейная жизнь была счастливой.
Актёр ласково приобнимал супругу и целовал её в
щёчку, когда появлялся с ней на людях, а также они всегда улыбались, глядя друг
другу в глаза. Невооруженным глазом было видно, что между ними крепкая,
нерушимая связь, неистовая любовь, которая длится десятки лет и ни на каплю не
угасает.
Актер скончался 2 июля
1974 года в Москве, не дожив совсем немного до своего
80-летия. Он был похоронен на Введенском кладбище, оставив после себя
богатое творческое наследие. Так имя нижегородца оказалось навсегда вписано
в историю советского театра и кино.
В Ростове-на-Дону в честь актёра
установлен красивый памятник, который напоминает зрителям о его огромном вкладе
в историю нашего кинематографа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий