30 июня 1935 года (90 лет назад) родился Сергей
Иванович Павлов - советский писатель-фантаст, классик современной научной
фантастики.
Родился в г. Бердянске (Запорожская обл.,
Украина). В 1953 году после окончания средней школы им. Н. Островского в г.
Сочи (учился вместе с будущим летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем
Советского Союза Виталием Севастьяновым) поступает в Московский инженерно-строительный
институт, который оканчивает в 1956-ом. Затем в 1962 году переезжает в
Красноярск, где оканчивает Красноярский институт цветных металлов и овладевает
специальностью инженера-геофизика. Долгое время жил и работал в Сибири. До 1972
года работал в различных экспедициях в Средней Азии, Арктике, Сибири,
возглавлял геофизическую службу Красноярского спецуправления треста
«Востокбурвод».
В 1975 году оканчивает Высшие
литературные курсы при Литературном институте им М. Горького в Москве. Член
Союза писателей СССР с 1970 года. Спустя два десятка лет Павлов стал членом
совета КЛФ «Алькор» города Омска.
К фантастике обратился в начале 60-х годов после того, как, прочитав один слабенький фантастический рассказ, решил поспорить с автором. Первый написанный им фантастический рассказ «Банка фруктового сока» понравился товарищам по работе и Павлов отправил его в журнал «Техника – молодежи» на конкурс, надеясь получить квалифицированный отзыв.
«Участвовать в конкурсной борьбе
всерьез я не собирался — нужен был только отзыв. Который я так и не получил.
Правда, в качестве приятной компенсации вдруг прислали мне из Москвы
поздравление с уведомлением о том, что мой рассказ удостоен конкурсной премии.
Оставалось принять это уведомление вместо рецензии и продолжить свои
литературные опыты...» - вспоминал
он.
В начале 1963 года состоялся литературный
дебют Сергея Павлова – тот самый рассказ «Банка фруктового сока»,
опубликованный в томской газете «Молодой ленинец». В 1967 году выходит и первая
книга писателя – сборник «Аргус против Марса», две повести в котором были
написаны им в соавторстве с Николаем Шагуриным. Этот сибирский литератор
оказал немалое содействие в становлении начинающего писателя, однако, после
двух написанных в соавторстве повестей, их пути разошлись: Шагурин предпочитал
приключенческую фантастику, а Павлов – психологическую.
Известность С. Павлову принесла повесть
«Акванавты» (другое название «Океанавты» — 1968), в которой сюжет основан на
освоении океана ближайшего будущего и случайной записи воспоминаний человека в
мозг гигантского спрута. На глубоководной станции в Индийском океане произошло
ЧП. Бесследно исчез один из исследователей. Второй вернулся на борт судна в
подавленном состоянии. Советскому гидрофизику Соболеву и американцу Болу
предстоит разобраться, что же произошло там, на дне океана. Для С. Павлова было
важно показать, что и в будущем, не смотря на технические достижения, не
потеряются, а наоборот, приобретут ещё большее значение чувство товарищества,
взаимовыручка, человеческая порядочность.
В 1979 году повесть была экранизирована и
несмотря на то, что спрут по техническим причинам превратился в манту, фильм
получился удачным и занял почетное место в истории развития отечественной
кинофантастики.
В произведениях С.Павлова в центре почти
всегда учёные, исследователи, люди науки, первопроходцы новых путей.
Как отметил знаменитый космонавт Виталий
Севастьянов: «Павлов обладает редким для писателей-фантастов
даром очень реалистически изображать фантастические ситуации.
Фантастические миры, живописно смоделированные на страницах произведений Сергея
Павлова, всегда плотно населены, осязаемы, зримы».
Писатель то отправляет героев своих книг
в глубины океана, раскрывая захватывающие перспективы
неиспользованных возможностей человека как биологического вида, то сталкивает
их с различными проявлениями инопланетного разума, экзаменуя на гибкость
мышления и гуманизм, то ставит перед решением сложных проблем познания…
Сталкивая героев с необычным,
неизведанным, С.Павлов пытается решить не только научную, общественно- значимую
проблему, но и выявить при этом немало психологических, этических, моральных
проблем.
Несмотря на то, что в дальнейшем автор
написал еще несколько интересных «космических» научно-фантастических повестей
(«Чердак вселенной» — 1971, «Неуловимый прайд» — 1974), главной книгой его
жизни стал большой роман-дилогия «Лунная радуга» (1978-83 гг.). В этом
эпическом произведении, как пишет сам автор: «нашли отражение альфа и омега
моих писательских интересов – эволюция человека (как процесс) и появление в
нашем мире нового человека (как результат)». В романе повествуется о
четверке космодесантников, вернувшихся из трудной экспедиции в Дальнее
Внеземелье, где чудом уцелели после катастрофы на спутнике Урана Обероне. Но
спустя несколько лет они с удивлением узнают, что во время экспедиции неизвестным
способом приобрели необычные для человеческого организма свойства, во многом
изменившие их сущности. Различные экстрасенсорные способности делают их почти
Сверхлюдьми, и функционеры космической программы, а также Международная служба
космической безопасности, пытаются разгадать тайну четверки то ли людей, то ли
нелюдей.
Этот роман стал очень популярным в среде
любителей фантастики, а термин «внеземелье», авторство которого принадлежит С.
Павлову настолько прижился, что ныне широко употребим и часто встречается не
только на страницах произведений многих фантастов, но и стал именем
нарицательным для обозначения миров за пределами Земли.
Сергей Павлов одним из первых применил в
своих произведениях военно-морскую терминологию для описания типов и устройства
космических кораблей.
Дилогия была награждена престижной
премией «Аэлита», а в 1991 году выходит ее своеобразное продолжение – роман
«Волшебный локон Ампары», написанный Павловым в соавторстве со своей женой
Надеждой Александровной Шаровой, которая и являлась инициатором идеи романа. В
первых публикациях романа (1991, 1993) соавторство супругов указывалось, позже
– нет. И хотя сам автор считает этот роман как совершенно самостоятельное
произведение, никак не связанное с дилогией, читатели склонны считать обратное.
В 1997 году произошёл скандал вокруг
романа «Волшебный локон Ампары». Издательство «Амфора» не выполнило своих
финансовых обязательств перед автором. В ответ писатель пригрозил фантастикой
больше не заниматься.
В 2005 году Павлов вновь всё же
возвращается в фантастику и приступает к работе над произведением под рабочим
названием «Белый всадник», место которому, по словам автора, между «Лунной
радугой» и «Волшебным локоном Ампары». Произведение должно было описывать
период освоения человечеством Марса, но роман так и не был написан.
Тогда же писатель учредил (30 июня 2005
года) ежегодную литературную премию «Лунная радуга», которая присуждается за
высокие достижения в жанре фантастики с 2005 по 2015 годы. Премия учреждена
Павловым совместно с Международным Союзом общественных объединений
«Международная Академия духовного единства народов мира» (МАДЕНМ), Федерацией
космонавтики России, Международной ассоциацией писателей-фантастов и
Региональным общественным объединением «Проект ВнеЗемелье»
Премия присуждается ежегодно за высокие
достижения на ниве фантастики в двух номинациях: в области литературы и
за вклад в развитие фантастики.
Позже Павлова увлекла палеолингвистика —
им был найден и предложен лингвистам метод реконструкции археоморф, позволяющий
выявить изначальный смысл многочисленных древних названий и имен, а также
современных слов и понятий. «Не разобравшись в феномене зарождения
языкового общения людей, трудно ориентироваться в демографических и, как
следствие, исторических феноменах бытия земного человечества. Разве можно
пытаться предугадывать «горизонты событий будущих», Первые свои
наработки в этой области Сергей Павлов публикует в книге «Москва и железная «мощь»
Святослава. О происхождении названия Москва» (1999), а затем развивает в своей
книге «Богу — парус, кесарю — флот: Опыт палеолингвистики» (2002).
В последние годы Сергей Иванович проживал
в Москве. 28 февраля 2006 года в столичном «Музее экслибриса» состоялась первая
за последние десятилетия встреча писателя со своими читателями.
«Наша цивилизация, пока она еще
не обессилила совсем, должна успеть за полтора-два столетия создать
опорные космические пункты. Сперва хотя бы в Приземелье. Я имею
в виду жилые космоплатформы, лунные опорные базы, энергонакопители,
промцентры, достаточно комфортные жилые комплексы типа циркополисов и,
конечно же, циркофермы. Далее на очереди — крупные
орбитально-лунные эмпории и космоверфи для подготовки колонизации Марса.
Контактная разведка Марса — это само собой. За то же время надо
успеть продумать и просчитать стратегию предстоящей в недалеком уже
будущем колонизации системы Юпитера»
Сергей Павлов, из интервью Алексею
Калугину (журнал фантастики «Шалтай-Болтай». – 2006. - № 1)
Скончался Сергей Иванович Павлов 18
апреля 2019 года на 84-ом году жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий