понедельник, 30 июня 2025 г.

Писатель-фантаст Сергей Павлов


30 июня 1935 года (90 лет назад) родился Сергей Иванович Павлов - советский писатель-фантаст, классик современной научной фантастики.

Родился в г. Бердянске (Запорожская обл., Украина). В 1953 году после окончания средней школы им. Н. Островского в г. Сочи (учился вместе с будущим летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Виталием Севастьяновым) поступает в Московский инженерно-строительный институт, который оканчивает в 1956-ом. Затем в 1962 году переезжает в Красноярск, где оканчивает Красноярский институт цветных металлов и овладевает специальностью инженера-геофизика. Долгое время жил и работал в Сибири. До 1972 года работал в различных экспедициях в Средней Азии, Арктике, Сибири, возглавлял геофизическую службу Красноярского спецуправления треста «Востокбурвод».

В 1975 году оканчивает Высшие литературные курсы при Литературном институте им М. Горького в Москве. Член Союза писателей СССР с 1970 года. Спустя два десятка лет Павлов стал членом совета КЛФ «Алькор» города Омска.

К фантастике обратился в начале 60-х годов после того, как, прочитав один слабенький фантастический рассказ, решил поспорить с автором. Первый написанный им фантастический рассказ «Банка фруктового сока» понравился товарищам по работе и Павлов отправил его в журнал «Техника – молодежи» на конкурс, надеясь получить квалифицированный отзыв.

«Участвовать в конкурсной борьбе всерьез я не собирался — нужен был только отзыв. Который я так и не получил. Правда, в качестве приятной компенсации вдруг прислали мне из Москвы поздравление с уведомлением о том, что мой рассказ удостоен конкурсной премии. Оставалось принять это уведомление вместо рецензии и продолжить свои литературные опыты...» - вспоминал он.

В начале 1963 года состоялся литературный дебют Сергея Павлова – тот самый рассказ «Банка фруктового сока», опубликованный в томской газете «Молодой ленинец». В 1967 году выходит и первая книга писателя – сборник «Аргус против Марса», две повести в котором были написаны им в соавторстве с Николаем Шагуриным. Этот сибирский литератор оказал немалое содействие в становлении начинающего писателя, однако, после двух написанных в соавторстве повестей, их пути разошлись: Шагурин предпочитал приключенческую фантастику, а Павлов – психологическую.

Известность С. Павлову принесла повесть «Акванавты» (другое название «Океанавты» — 1968), в которой сюжет основан на освоении океана ближайшего будущего и случайной записи воспоминаний человека в мозг гигантского спрута. На глубоководной станции в Индийском океане произошло ЧП. Бесследно исчез один из исследователей. Второй вернулся на борт судна в подавленном состоянии. Советскому гидрофизику Соболеву и американцу Болу предстоит разобраться, что же произошло там, на дне океана. Для С. Павлова было важно показать, что и в будущем, не смотря на технические достижения, не потеряются, а наоборот, приобретут ещё большее значение чувство товарищества, взаимовыручка, человеческая порядочность.

В 1979 году повесть была экранизирована и несмотря на то, что спрут по техническим причинам превратился в манту, фильм получился удачным и занял почетное место в истории развития отечественной кинофантастики.

В произведениях С.Павлова в центре почти всегда учёные, исследователи, люди науки, первопроходцы новых путей.

Как отметил знаменитый космонавт Виталий Севастьянов: «Павлов обладает редким для писателей-фантастов даром очень реалистически изображать фантастические ситуации. Фантастические миры, живописно смоделированные на страницах произведений Сергея Павлова, всегда плотно населены, осязаемы, зримы».

Писатель то отправляет героев своих книг в глубины океана, раскрывая захватывающие  перспективы неиспользованных возможностей человека как биологического вида, то сталкивает их с различными проявлениями инопланетного разума, экзаменуя на гибкость мышления и гуманизм, то ставит перед решением сложных проблем познания…

Сталкивая героев с необычным, неизведанным, С.Павлов пытается решить не только научную, общественно- значимую проблему, но и выявить при этом немало психологических, этических, моральных проблем.

Несмотря на то, что в дальнейшем автор написал еще несколько интересных «космических» научно-фантастических повестей («Чердак вселенной» — 1971, «Неуловимый прайд» — 1974), главной книгой его жизни стал большой роман-дилогия «Лунная радуга» (1978-83 гг.). В этом эпическом произведении, как пишет сам автор: «нашли отражение альфа и омега моих писательских интересов – эволюция человека (как процесс) и появление в нашем мире нового человека (как результат)». В романе повествуется о четверке космодесантников, вернувшихся из трудной экспедиции в Дальнее Внеземелье, где чудом уцелели после катастрофы на спутнике Урана Обероне. Но спустя несколько лет они с удивлением узнают, что во время экспедиции неизвестным способом приобрели необычные для человеческого организма свойства, во многом изменившие их сущности. Различные экстрасенсорные способности делают их почти Сверхлюдьми, и функционеры космической программы, а также Международная служба космической безопасности, пытаются разгадать тайну четверки то ли людей, то ли нелюдей.

Этот роман стал очень популярным в среде любителей фантастики, а термин «внеземелье», авторство которого принадлежит С. Павлову настолько прижился, что ныне широко употребим и часто встречается не только на страницах произведений многих фантастов, но и стал именем нарицательным для обозначения миров за пределами Земли.

Сергей Павлов одним из первых применил в своих произведениях военно-морскую терминологию для описания типов и устройства космических кораблей.

Дилогия была награждена престижной премией «Аэлита», а в 1991 году выходит ее своеобразное продолжение – роман «Волшебный локон Ампары», написанный Павловым в соавторстве со своей женой Надеждой Александровной Шаровой, которая и являлась инициатором идеи романа. В первых публикациях романа (1991, 1993) соавторство супругов указывалось, позже – нет. И хотя сам автор считает этот роман как совершенно самостоятельное произведение, никак не связанное с дилогией, читатели склонны считать обратное.

В 1997 году произошёл скандал вокруг романа «Волшебный локон Ампары». Издательство «Амфора» не выполнило своих финансовых обязательств перед автором. В ответ писатель пригрозил фантастикой больше не заниматься.

В 2005 году Павлов вновь всё же возвращается в фантастику и приступает к работе над произведением под рабочим названием «Белый всадник», место которому, по словам автора, между «Лунной радугой» и «Волшебным локоном Ампары». Произведение должно было описывать период освоения человечеством Марса, но роман так и не был написан.

Тогда же писатель учредил (30 июня 2005 года) ежегодную литературную премию «Лунная радуга», которая присуждается за высокие достижения в жанре фантастики с 2005 по 2015 годы. Премия учреждена Павловым совместно с Международным Союзом общественных объединений «Международная Академия духовного единства народов мира» (МАДЕНМ), Федерацией космонавтики России, Международной ассоциацией писателей-фантастов и Региональным общественным объединением «Проект ВнеЗемелье»

Премия присуждается ежегодно за высокие достижения на ниве фантастики в двух номинациях: в области литературы и  за вклад в развитие фантастики. 

Позже Павлова увлекла палеолингвистика — им был найден и предложен лингвистам метод реконструкции археоморф, позволяющий выявить изначальный смысл многочисленных древних названий и имен, а также современных слов и понятий. «Не разобравшись в феномене зарождения языкового общения людей, трудно ориентироваться в демографических и, как следствие, исторических феноменах бытия земного человечества. Разве можно пытаться предугадывать «горизонты событий будущих», Первые свои наработки в этой области Сергей Павлов публикует в книге «Москва и железная «мощь» Святослава. О происхождении названия Москва» (1999), а затем развивает в своей книге «Богу — парус, кесарю — флот: Опыт палеолингвистики» (2002).

В последние годы Сергей Иванович проживал в Москве. 28 февраля 2006 года в столичном «Музее экслибриса» состоялась первая за последние десятилетия встреча писателя со своими читателями.

«Наша цивилизация, пока она еще не обессилила совсем, должна успеть за полтора-два столетия создать опорные космические пункты. Сперва хотя бы в Приземелье. Я имею в виду жилые космоплатформы, лунные опорные базы, энергонакопители, промцентры, достаточно комфортные жилые комплексы типа циркополисов и, конечно же, циркофермы. Далее на очереди — крупные орбитально-лунные эмпории и космоверфи для подготовки колонизации Марса. Контактная разведка Марса — это само собой. За то же время надо успеть продумать и просчитать стратегию предстоящей в недалеком уже будущем колонизации системы Юпитера»

Сергей Павлов, из интервью Алексею Калугину (журнал фантастики «Шалтай-Болтай». – 2006. - № 1)

Скончался Сергей Иванович Павлов 18 апреля 2019 года на 84-ом году жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий