22
июля 1795 года в московском имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец
«Останкино». Это единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену,
зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения.
Решение
графа Шереметева о строительстве нового театрального здания в Останкино
было принято в 1790 году. Строительство театра было начато по проекту
итальянского архитектора Кампорези. Однако от первоначального проекта мало что
осталось: деревянная постройка постепенно трансформировалась в целый комплекс
строений в соответствии с идеями владельца и новых архитекторов.
Первый этап строительства завершился в июле 1795 года: к этому времени были возведены здание театра, проходные галереи и павильоны.
Граф
сам руководил всеми работами. Он приглашал архитекторов, давал им задания,
требовал быстрого и точного исполнения проектов от своих крепостных мастеров. И
немедленно начинал переделки уже построенного или только что переделанного. Стройка
была окружена глухим забором, никто не знал, что задумал хозяин. Над зданием
работали И.Е. Старов, В.Ф. Бренна, Ф. Кампорези, Д. Кваренги, П.И. Аргунов... Одним
из основных авторов проекта дворца был Иван Евгеньевич Старов, много работавший
для Шереметева в Петербурге, а также Виктор Францевич Бренна. Однако затем
почти каждая отдельная часть изменялась и расширялась. При этом уничтожалась и
только что выполненная сложнейшая отделка: искусственный мрамор, золоченая
деревянная резьба и ее имитация в тисненой бумаге, лепка, росписи, штофная
обивка и «бумажки» — расписные обои.
Торжественное
открытие отметили премьерой — лирической музыкальной драмой «Зельмира и Смелон,
или взятие Измаила» композитора И. Козловского на текст П. Потемкина. В день
премьеры был устроен пышный приём с фейерверком и иллюминацией в честь победы
России над Турцией.
Зрительный
зал был выстроен в форме подковы и вмещал около 250 зрителей. На наклонной
плоскости пола установлены шесть рядов партера и три ряда амфитеатра, что
обеспечило хорошую видимость сцены со всех мест.
Сцена имела
глубину 22 метра и была одной из самых больших в России того времени. К началу
спектакля бутафорская колоннада, обрамляющая сцену, передвигалась за кулисы, а
живописный плафон (потолок) над сценой разбирался.
Особенность театра —
возможность его быстрой трансформации в бальный зал («воксал»). Это сценическое
оборудование было создано крепостным мастером Иваном Пряхиным. Оборудование
машинного зала позволяло менять тяжёлые и объёмные декорации за 2−3 минуты,
создавать сценический эффект.
Влияние идей
театральности ощущалось во всем: роскошь соседствовала с бутафорией, парадный
двор напоминал сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, интерьеры
сменяли друг друга как картины в спектакле.
Оформление
зрительного зала не отставало от модных тенденций своего времени
В центре бельэтажа во время представлений до 1796 года возводилось временное
сооружение - генеральная ложа для графа Н.П. Шереметева и его приближенных в
виде «турецкого киоска».
Ложа до наших
дней не сохранилась, но по проектам мы можем представить ее внешний вид
Во время
приемов, проходивших в Останкино, после спектакля в том же зале давался бал, а
затем следовал ужин в Египетском павильоне
Театральная
труппа, состоявшая из крепостных графа, насчитывала до 200 актёров, певцов и
музыкантов.
Граф
решил довести выступления крепостной театральной труппы до профессионального
уровня: нанимал учителей, декораторов, расширял репертуар.
Репертуар включал
более сотни опер, комедий, балетов, в том числе произведения французских и
итальянских композиторов — Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини. Многие
выдающиеся театральные сочинения шли в России только в театре Шереметевых или
были в нём впервые поставлены.
Имена
многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Это
композитор-капельмейстер Степан Дегтярёв (чья жизнь после роспуска труппы
кончилась трагически: он умер от пьянства), инструментальный мастер Иван Батов,
актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова, режиссер и драматург Василий
Вороблевский — и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова),
обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом,
а кроме того, незаурядными композиторскими способностями.
Когда
граф Николай Петрович Шереметев увидел Парашу, он был так поражен её красотой и
голосом, что не мог не познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил
в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась
страстью постоянной и единственной. Для того чтобы жениться на ней, граф
придумал легенду, что Прасковья — дочь дворянина, которая после смерти
родителей была принята в крестьянскую семью. За огромные деньги были
сфабрикованы необходимые документы, но, несмотря на это, брак крепостной
актрисы и дворянина был официально признан только после смерти Прасковьи
Ковалёвой. Для Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой и был построен дворец-театр в
Останкино.
Расцвет
Останкино был ярок, но краток. В 1801 году состоялся последний при жизни Н. П.
Шереметева праздник в честь императора Александра I. Вскоре труппа была
распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие
Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. Не произошло это
и в 1918 году, когда Останкинский дворец стал музеем. Театр продолжал
безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли: музей попытался
хотя бы отчасти восстановить репертуар Шереметевского театра.
Театр
«Останкино» до сих пор используется для постановки старинных опер и
проведения камерных концертов.
Само
графское имение, расположенное на территории современного Останкинского парка
Москвы, носит название Музей-усадьба «Останкино», является памятником
русской архитектуры XVIII века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий