четверг, 17 июля 2025 г.

Сталинград: Ни шагу назад! Бригадный комиссар С. Шатилов «Стон на Дону»


Вернёмся к публикациям газеты «Красная звезда». В прошлый раз мы ознакомили вас с публикациями, рассказывающими о подвигах наших бойцов. Они неплохо мотивировали и поднимали моральный дух воинов. 

Но была ещё одна серия публикаций, которая действовала на защитников города не менее сильно. Со всех фронтов поступали сведения о злодеяниях фашистов на оккупированных территориях. И эти публикации били прямо в сердце, заставляя крепче сжимать оружие и лучше бить врага. Ими руководствовалась вся страна, их читали и клялись отомстить и освободить свои земли и защитники Сталинграда.

С. Шатилов

СТОН НА ДОНУ

На юге продолжается ожесточенная борьба. Немцы рвутся к новым важным жизненным центрам Северного Кавказа и к Волге. Проявить настоящее упорство в бою, напрячь все силы, чтобы остановить и отбросить врага!

Правобережье Дона. Немного прошло времени с тех пор, как сюда ворвались фашистские орды, но пролиты уже реки крови мирных людей, сожжены и разрушены десятки городов и сел. Пламя пожарищ, не утихая, бушует в цветущих придонских степях. Свыше трех суток пылало, например, село Швырево, подожженное немцами без всякого повода. Когда догорал один дом, гитлеровцы немедленно зажигали другой и так, дом за домом, спалили все село.

В селе Хвощеватка немцы устроили пьяную оргию. Всю ночь они выволакивали из домов молодых женщин и девушек и при свете пожарища насиловали их целыми бандами. Наутро, в завершение страшной ночи, они расстреляли первых попавшихся под руку 60 жителей села. Захватив другой населенный пункт, немцы прежде всего совершили чудовищную расправу над ранеными красноармейцами и местными гражданами, лежавшими в больнице. Изверги стаскивали беспомощных людей с коек, бросали в подвал, а затем, облив керосином, сожгли всех заживо. После того как наши войска выбили немцев из этого пункта, бойцы нашли в подвале свыше 500 обуглившихся трупов...

Граждане Иван Федорович и Прасковья Ильинична Власовы, бежавшие из одного оккупированного немцами города, рассказывают:

— День и ночь не прекращаются погромы. Пьяные немцы врываются в квартиры, грабят, насилуют и убивают людей ни за что. В первый же день после прихода немцев нас обобрали начисто. Немцы обшарили сундуки и унесли все до ниточки, даже белье нашей маленькой внучки...

Это типичная картина для всех сел и городов в бассейне Дона, временно оккупированных немцами. В одном городе гитлеровские офицеры, чтобы не утруждать себя грабежом по мелочам, отдали приказ: всему населению в течение ближайших двух дней покинуть город для эвакуации, взяв с собой все имеющиеся продукты, одежду и ценности. За невыполнение этою приказа расстреливали на месте. Когда же жители с вещами выходили за город, у них все отбирали и прикладами гнали обратно. В селе Каверине немцы грабили по-иному. Здесь населению было предложено покинуть село, причем брать что-либо с собой категорически запрещалось. Когда же село опустело, немцы один за другим очистили все дома, а то, что нельзя было увезти, — мебель, например, — уничтожали.

Венгры, румыны, итальянцы, пригнанные на Дон, не уступают гитлеровцам в жестокости и жадности. Солдат 3 взвода 5 роты 38 пехотного венгерского полка Иосиф Фабри, захваченный в плен, показал на допросе: «На моих глазах солдаты по приказу офицеров избили до полусмерти трех русских мужчин пожилого возраста, одетых в штатское платье. Затем их поволокли в поле и расстреляли. За этими мужчинами была лишь та вина, что они, как сказал офицер, непочтительно отнеслись к нему».

В селе 1-е Сторожевое венгры убили для устрашения населения свыше тридцати женщин и детей. В селах Верхние Озерки, Протасово, Гремячье и других венгерские солдаты отняли у жителей весь хлеб, одежду и домашние вещи. Жителей деревень Тычина и Селявное венгры угнали неизвестно куда, а все вещи и имущество разграбили.

Гитлеровские бандиты задались целью истребить советский народ. У убитого немецкого солдата, некоего Ганса, найдено письмо, в котором его друг Дрейер так и пишет: «Главное, бей без пощады всех русских, чтобы этот свинский народ скорее весь кончился». Факты последних дней, имевшие место во временно захваченных немцами районах Дона, показывают, с какой дьявольской последовательностью осуществляют гитлеровцы свою людоедскую программу.

Несколько немцев, ворвавшись в село Васильевка, потребовали у колхозницы Татьяны Кулешовой молока. Кулешова не смогла этого сделать просто потому, что у нее не было коровы. Тогда немцы, посмеиваясь, подожгли хату Кулешовой, взяли женщину на руки и, раскачав, бросили в огонь. Колхозница сгорела заживо под гогот и улюлюкание гитлеровских мерзавцев. В селе Подгорное, ограбив население, немцы после диких издевательств расстреляли колхозника Конарова Захара Дмитриевича 45 лет, Данилина Михаила Пантелеевича 19 лет и Данилина Сергея Пантелеевича 16 лет. В селе Писаревка немецкие летчики варварски расстреляли женщин и детей, ехавших на 15 подводах. В колхозе «Первое мая» немецкий офицер, расположившись на ночлег в доме колхозника Ситника, пристрелил самого хозяина дома, его жену и ребенка. В другом населенном пункте Евдокия Казакова, мать троих детей, отказалась отдать врагам последний коровай (так в тесте газеты) хлеба. Вырвав хлеб из рук Казаковой, фашистские изверги до полусмерти избили беззащитную женщину, а потом у нее на глазах размозжили прикладами головы всем троим ребятам.

Безмерные страдания наших братьев и сестер, подпавших под фашистское иго, еще сильнее разожгли в сердцах защитников Дона священную ненависть к врагу. Теперь, больше чем когда-либо, каждый боец понимает, что любой наш шаг назад несет гибель и мучения новым сотням советских людей. Теперь, больше чем когда-либо, каждый боец всеми силами своей души стремится отомстить гитлеровцам за их злодейства. Скоро уже два месяца, не отдавая больше на растерзание врагу ни одного клочка земли в районе Воронежа, наши бойцы изо дня в день упорно и беспощадно перемалывают фашистские полки и дивизии. Но это только начало нашего расчета с фашистами за кровь и страдания замученных ими советских людей. Немецкие оккупанты должны быть уничтожены до последнего, фашистскому зверью не должно быть жизни на советской земле.

Бригадный комиссар С. Шатилов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По телеграфу).

Источник публикации:

Шатилов, С. Стон на Дону / С. Шатилов // Красная звезда. 1942. - №199 (25 августа).

Комментариев нет:

Отправить комментарий