В 2005 году в Волгограде был учреждён и
8 июля 2006 года впервые был проведён праздник «День Святых Петра и Февронии
Муромских - Российский день влюблённых». Учредителями праздника стали
общественные организации «Открытый мир» и «Мы творим этот мир». Общественное
движение «Мы творим этот мир» провело в Волгограде праздник под названием
«Российский день любви», куда приехала инициативная группа из Мурома, трудами
которой этот праздник обрёл свой последующий статус.
В 2006 году по
инициативе городских властей жители Мурома собрали около 20 тысяч подписей под
обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память
благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8
июля всероссийским праздником, посвящённым нравственным и духовным семейным
ценностям..
А Всероссийский
праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл
только 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных
инициатив. Кроме того, официально День семьи, любви и верности установлен в
России указом Президента от 28 июня 2022 года.
Почему выбрана именно эта дата? День Петра и Февронии - день памяти этих святых.
Кроме того, в Русской
православной церкви 25 июня отмечается как день Февронии Низибийской. Также в этот день в народном
календаре восточных славян отмечается день первого покоса.
Считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в
глубь водоёмов, поэтому купаться уже можно было безопасно, без оглядки. Считалось,
что этот день счастливый для любви и брака,
и после купальских игр определялись пары
суженых. По народным верованиям, в этот дни заключались счастливые браки.
25 июня - день
первого покоса, день ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная
с домовых и кончая русалками. Считалось, что колдуны в этот день выжимают сок из тирлич-травы. Из тирлича
ведьмы выжимают сок и употребляют его для своих чар, особенно против гнева
властей. В этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и
засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных
трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле -
к «Иванову дню в полном соку». На Руси собирали лекарственные травы после
Иванова дня.
Если немного углубиться в историю праздника святых Петра и
Февронии, то можно найти некоторые интересные факты. Князь Пётр в летописных источниках
не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с
известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и
его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и
принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
Святые канонизированы Русской
православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была
составлена известная «Повесть
о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены
два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и
сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ
центральной героини - Февронии.
Жанр «Повести о
Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью,
ни с агиографической. Напомним,
что днём церковного почитания святых является 25 июня по юлианскому календарю,
8 июля по григорианскому.
Указание
летописей на то, что кончина князя Давида (Петра) и княгини и их погребение
выпали на Светлую седмицу
(апрель 1228 года), вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты
церковного почитания. Церковная практика канонизации святых говорит о двух
датах установления поминовения святых - в день их кончины и в день перенесения
их святых мощей.
В связи с этим
исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано
перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского
кафедрального собора в новопостроенный собор
Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в
XVI веке) на Воеводской горе в Муроме, где мощи хранились до установления
советской власти. Собор был снесён в конце 1930-х годов.
В связи с тем,
что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не
совершается таинство брака, Священный синод Русской православной церкви 26
декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей,
состоявшемся в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье,
предшествующее дате.
В России сохранились
некоторые традиции этого дня. Например: К муромскому князю Петру и его жене
Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Также в этот день
устраивают свадьбы. Проводят красочные фестивали и праздники, где неизменным
символом остается ромашка.
Повесть
о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал
монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало
любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве
списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе
впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих
и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким
специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят
и пересказывают до сих пор.
История
князя Петра и простой крестьянской девушки Февронии
Однажды князя
Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались
тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся
и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет
на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
В отличие
от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была
из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом
в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений
и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они
слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась
по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти
с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись
неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь
вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы
во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи
и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился
на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как
гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана,
в мире и согласии.
После смерти
старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали
и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем,
что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной
и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они
пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить
ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие:
он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся
от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была
жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда
находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного
супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии
и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина
их тягот.
Вскоре
муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать
порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой
с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой,
Петр вернулся в родные края.
Так
и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины
в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям,
находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости
и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели
божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями,
а не как наемниками. А городом своим управляли
со справедливостью и кротостью, а не с яростью.
Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей
избавляли».
Состарившись,
приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись
в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога
даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь
на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором
их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка.
Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час - 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя
300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили
к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями
семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день
их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню
и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии
в едином гробу - в Свято-Троицком женском монастыре
в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы
поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой
к раке с мощами обретают исцеление.
Символом
праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует
мнение, что ромашка - цветок примирения. Вскоре специально для этого
праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые
Петр и Феврония, а на другой - ромашка. Так на разных
сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника:
православный и светский. По традиции медаль вручают семьям,
в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи,
любви и верности отмечают в 40 странах.
В 2008 году
у здания ЗАГСа в Муроме появился первый памятник Петру
и Февронии - «Союз любви - мудрый брак».
А с 2009 года скульптурные композиции стали устанавливаться
во многих городах России в рамках общенациональной программы
«В кругу семьи».
Подготовила Светлана Ивановна Васильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий