29
июля исполняется 110 лет со дня рождения советского актера и режиссера Павла Петровича
Кадочникова (1915–1988).
Павел
Петрович Кадочников родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде.
Во
время Гражданской войны его отец вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми)
уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда (ныне Куединский район,
Пермский край). Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил в школу
крестьянской молодёжи и окончил её. Там же определилось его главное увлечение —
изобразительное искусство. Любовь к рисованию и живописи ему прививала мать,
грамотная и умная женщина.
Внучка Павла Петровича Наталия (советская и российская актриса театра и кино, создатель и художественный руководитель Творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова) запомнила рассказы деда о его детстве. Он хорошо рисовал с натуры, был музыкален, пел, учился играть на различных народных инструментах, писал стихи. Однажды, когда Павел встретил на ярмарке нескольких клоунов и актёров, он пришёл домой и показал домашним то, что там увидел, — в лицах. И один из взрослых сказал: «Ну он прям артист!» После чего Павлуша расплакался, потому что в то время «артистами» называли прохвостов, жуликов и прочих проходимцев. Он тогда заявил, что «никогда актёром не будет».
В
1927 году семья вернулась в Ленинград, где отец получил работу на заводе
«Красный путиловец». Павел же продолжил заниматься живописью, поступив на
изобразительное отделение в детскую художественную студию. Мечтал стать
художником. Однако этому не суждено было сбыться. Серьёзно заболел отец, и сыну
пришлось взять на себя заботы о семье. Он оставил школу и устроился учеником
слесаря на завод «Красный путиловец». Занятий живописью Павел не бросил,
продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его
знакомство с театром.
Павла
заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил театральной студией. Для одной из
постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно
и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в
спектакле. На следующий год А. Авдеев привёл Павла к режиссёру Б. В. Зону,
набиравшему курс в театральном техникуме при Ленинградском ТЮЗе (ныне — имени
А. А. Брянцева).
При
поступлении в техникум не обошлось без приключений: уральский говор Павла так
ошарашил приёмную комиссию, что одна из экзаменаторш посмотрела на него в
лорнет и сказала: «А что это такое, вообще? Что это пришло?» А у другого
преподавателя вырвалось: «Прости, пожалуйста, но с таким говором портить
Лермонтова ты просто не имеешь права. Ты почитай что-нибудь другое…» «Ну, у
меня частушки есть собственного сочинения». И он начал читать частушки,
побасёнки уральские, и Б.В. Зон, который всё это время молчал, но что-то такое
увидел в Кадочникове, сказал: «Я беру его под свою ответственность». К тому
времени подросток не успел окончить среднюю школу. Всего через полгода
театральный техникум был расформирован. Курс Б. В. Зона почти полностью
перевели в техникум сценических искусств. Павлу было всего 15 лет. Тем не менее
среди старших товарищей он не затерялся. Наоборот, выделялся как одеждой
(паренёк форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением исполнять
неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.
В
1932 году Татьяна Никитина, которая училась вместе с Павлом в техникуме на
режиссёрском отделении, родила от него сына Константина. В 1935 году Кадочников
окончил техникум и стал актёром созданного Б. В. Зоном Нового ТЮЗа, где работал
в 1935—1944 годах. Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке» А. Н. Островского.
Кадочников
в роли Леля пел песни, и пришедшая на спектакль публика чуть ли не сходила с
ума! Как только Павел заканчивал петь, публика требовала исполнения песни на
бис, мешая продолжению спектакля. И ему приходилось ещё раз петь, действие
пьесы останавливалось. Так были почти что сорваны три-четыре спектакля.
После
очередного бисирования Кадочникова на сцену выходил Б.В. Зон и обращался к
зрительному залу с увещеванием: «Дорогие и любимые зрители, пожалуйста, не
останавливайте действо. Если вы захотите, чтобы Лель спел ещё раз, он это
обязательно сделает, но уже после спектакля». Голос у юного Кадочникова был
великолепен, и, как он говорил (может быть, в шутку), его даже в Миланскую
оперу приглашали.
Первая
роль и первая любовь случились практически одновременно. Он, конечно, давно
положил глаз на красавицу-студентку Розалию Котович. Даже привозил ей из леса
еловые ветки, хотя она не ценила его порывов, а на ветки смотрела с изумлением.
Но когда их вместе утвердили на роли в спектакле «Снегурочка», Кадочников был,
конечно, Лелем, а Розалия — Купавой, вот тут-то и вспыхнула любовь. После
свадьбы Розалия отказалась от актёрской карьеры, 53 года она была верной женой
великого актёра, о чём, как она сама говорила, ни капли не пожалела, ведь гений
Кадочникова стоил того.
В
ТЮЗе Павел играл самые различные роли: от сказочных персонажей до
белогвардейцев, — но особенно ему удавались животные. В одном из спектаклей он
играл ужа, и, например, драматург Е. Л. Шварц был настолько впечатлён работой
молодого актёра, что специально для него написал роль Сказочника в спектакле
«Снежная королева» по сказке Х. К. Андерсена. Ему поручали и эпические,
возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина он играл летописца
Пимена.
Работа
в театре всё больше увлекала Кадочникова. Роль следовала за ролью. С 1935 по
1938 год работал педагогом по технике речи в Центральном театральном училище. В
1935 году начал сниматься в кино — дебютной стала эпизодическая роль Михася в
картине «Совершеннолетие». Самому актёру его появление на экране не
понравилось, и он решил этим первым опытом и ограничиться.
В
1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр С. И. Юткевич. Ему
понравился юноша, и режиссёр предложил ему роль в своей картине «Человек с
ружьём» (1938). Помня о своём решении более не сниматься, Павел хотел было
ответить отказом, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и
сыграл молодого солдата. С этой роли и началась его длительная работа в кино.
Уже
в следующей картине С. И. Юткевича «Яков Свердлов» (1940) сыграл сразу две роли
— рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького. При утверждении ролей
художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру актёра на роль
Горького, поскольку его сочли слишком молодым для столь серьёзного образа.
Тогда режиссёр попросил Павла отправиться в соседнюю комнату и загримироваться.
Через несколько минут актёр вновь предстал перед авторитетной комиссией. Члены
комиссии не верили своим глазам: настолько артист был похож на пролетарского
писателя. После этого он был единогласно утверждён. Это сходство позволит
Кадочникову впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького. Роль Горького
принесла актёру большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр
А. В. Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович
сердится». Съёмки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день
началась Великая Отечественная война.
Павел Кадочников вспоминал: «Каждый день приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя». В конце июля он подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию», — ответили ему.
После завершения
съёмок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына» (1942) актёра пригласил к себе
С. М. Эйзенштейн. Режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине
«Иван Грозный» (1945). Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины.
Мастерство
актёра так впечатлило С. М. Эйзенштейна, что тот решил снять его ещё в двух
ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли
Павел сыграет в третьей серии. Но замысел остался невоплощённым — третья серия
так и не была снята. Тем не менее эти три года актёр считал самой большой
жизненной школой. В 1944 году он навсегда ушёл из театра и целиком посвятил
себя работе в кино.
В
конце декабря 1944 года в семье актёра на станции Кавказская родился сын Пётр. Вернувшись
в Ленинград, Павел Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался.
Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных
театральных коллективов, актёр выбрал работу в кино. Он отправился в Киев
сниматься в картине «Подвиг разведчика» (1947) режиссёра Б. В. Барнета. Роль
майора принесла ему поистине всенародную популярность и стала его своеобразной
визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ
героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван,
Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.
В
следующем, 1947 году приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Столпера
«Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого лётчика
Алексея Маресьева (в фильме, как и в книге Бориса Полевого, — Мересьев),
потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, отказался от услуг дублёров. В
течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый
мороз. Эпизод киносъёмок в лесу с участием актёра и «свирепой» медведицы
подробно и красочно описан В. В. Чаплиной в рассказе «Марьям и Джек» (из цикла
«Питомцы зоопарка»). Отдав должное самообладанию и чувству юмора актёра, В. В.
Чаплина отмечала, что у ручной медведицы Марьям был на редкость предсказуемый,
добродушный нрав.
Даже сам Маресьев, присутствовавший на съёмках, оценил умение
актёра перевоплотиться и показать, как тяжело пришлось в жизни безногому
лётчику. В итоге картина имела огромный зрительский успех.
Первый
человек, вышедший в открытый космос, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой
Советского Союза Алексей Архипович Леонов (1934—2019) признавался, что именно
благодаря Кадочникову он стал вначале лётчиком, а потом и космонавтом: «Вспоминаю
время, когда «Повесть о настоящем человеке» только вышла на экраны. Нам,
мальчишкам, перевалило тогда за десять. Думали: «Кем же стать?» И вдруг увидели
на экране Алексея Мересьева. Все мы ахнули от изумления: «Вот это герои! Таким
надо быть, как Алексей Мересьев!» «Посмотрев «Повесть о настоящем человеке», а
перед тем несколько раз прочитав книгу, на основе которой был создан фильм, я
решил, что лучше профессии не может быть, чем профессия лётчика. И я пошёл этой
дорогой», — признавался Леонов.
И
когда однажды он лично встретился с артистом Кадочниковым, то сказал ему в
присутствии многочисленных зрителей: «Дорогой Павел Петрович! Вот в этих
золотых звёздах, что у меня на груди, очень большая частица и вашего труда,
души. Вы мне дали путёвку туда — к небу и звёздам!»
Однажды
в самолёте, пассажирском, Павел Петрович летел в Москву на юбилей Героя
Советского Союза А.П. Маресьева, к нему подошёл мужчина с тросточкой, одетый в
кожаную куртку лётчика:
—
Вы Кадочников?!
—
Да, — подтвердил артист.
—
Вот здорово! — восхитился незнакомец и признался, что часто вспоминает и его,
артиста, и созданный им образ героического лётчика Мересьева.
—
Если бы вы знали! Ведь я обязан вам жизнью!
Это
был лётчик-испытатель майор Круглов. Во время очередного испытания с его
сверхскоростным реактивным самолётом произошла катастрофа. Лётчик выжил, но был
сильно травмирован, тело не слушалось. «Как же так? — думал я. — Мересьев тоже
с перебитыми ногами выбрался зимой из глубокой воронки, полз в трескучий мороз
по лесу восемнадцать суток! А я не смогу подняться всего-то на несколько
метров? Что я, не выползу? Выползу!» — рассказывал Круглов Кадочникову.
Он
с такой благодарностью говорил и смотрел на артиста, как будто тот и в самом
деле в невероятно трудный час подал ему руку и вытащил из смертельного рва…
Такой жизненной силой обладало искусство великого артиста Павла Кадочникова!
После
картины «Далеко от Москвы» (1950) актёра не приглашали сниматься в кино в
течение четырёх лет. Вновь о нём вспомнили в 1954 году. Режиссёр А. В.
Ивановский, который уже снимал Павла в своём фильме «Антон Иванович сердится»,
пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского
и Н. Н. Кошеверовой «Укротительница тигров».
Роль
мотогонщика Фёдора Ермолаева стала одной из его главных удач в 1950-е годы. В
ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на
равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана — Л. Ф.
Быкова и С. Н. Филиппова. Отличительная черта Кадочникова - все трюки он
выполнял сам. В фильме «Укротительница тигров» ему пришлось парить на мотоцикле
под куполом, и он выполнял этот трюк на уровне профессионального циркового
артиста. Участие в этом фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали
заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.
В
последующие годы много и напряжённо снимался, и на его популярности держится
множество картин, забытых теперь зрителями. Также он неоднократно принимал
участие в дубляже иностранных фильмов. В 1956—1958 годах — художественный
руководитель студии киноактёра при киностудии «Ленфильм». В 1967 году стал членом
КПСС.
И
всё же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Он решил
попробовать себя в режиссуре. В 1965 году вышел его первый фильм, снятый им в
качестве режиссёра, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», в котором
он сыграл роль Чулковского. В 1968 году он поставил фильм-сказку «Снегурочка»,
где сыграл роль царя Берендея.
Уход
в режиссуру имел ещё одну причину: в середине 1960-х годов он попал в немилость
к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали
новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми
он ездил по всей стране. В середине 1970-х годов Н. С. Михалков предложил ему
роль в своём фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль
принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься.
Однако теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее.
Наиболее
заметной работой тех лет стала роль Вечного Деда в фильме А. С. Кончаловского
«Сибириада» (1978). В 1978 году актёр снялся вместе со своим взрослым сыном
Петром в киноповести Б. Б. Мансурова «Сюда не залетали чайки». В 1980 году
актёр снялся со своим сыном в фильме Яна Фрида «Благочестивая Марта». Это была
последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр погиб при весьма странных
обстоятельствах.
Летом
1981 года он отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. Через два дня после
отъезда пришло сообщение о его гибели. По словам дочери Петра Кадочникова
Наталии:
«У
папы с детства была фирменная «фишка». Он залезал на берёзу, и, держась за
ветки, начинал раскачиваться. То же самое он решил проделать и в Игналине.
Только не учёл, что полез в тот раз на сосну, а сосна не гибкая. Ветка не
выдержала его веса, сломалась, папа упал и разбился о землю. У него была
тяжелейшая черепно-мозговая травма, все ребра переломаны. В бессознательном
состоянии «Скорая» увезла папу в местную больницу. Бабушка с дедом примчались в
Игналину на следующий же день. Ни с ними, ни с мамой папа не простился, он так
и не пришёл в сознание. Через три дня после падения его не стало. Из-за
какой-то нелепости мы с сестрой лишились отца, мама — мужа, а дед с бабушкой —
сына».
Для
Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала
трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё.
Ещё до смерти сына сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ
неизвестного человека» (1980) режиссёра В. П. Жалакявичуса. А в 1981 году он
снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала
роль Поля Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича «Ленин в Париже».
Стоит
отметить также работу в детективе «Пропавшие среди живых» (1981) — здесь актёр
совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя
амплуа злодея. Спустя два года сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе
«Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
В
1984 году после инфаркта умирает старший сын Павла Кадочникова — Константин
Кадочников, матерью которого была Татьяна Никитина, первая жена П. Кадочникова
и театральный режиссёр.
В
1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны»,
рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В.
В. Андрееве. Эта картина была его отдушиной, его детищем, теперь уже
единственным на свете. Он играл главную роль и писал сценарий. Правда, именно
писал он не сам: у Павла Петровича к концу жизни сильно упало зрение, поэтому
он диктовал свой замысел знакомому киношнику. Тот терпеливо и скрупулёзно
записывал каждое слово. А потом, уже после выхода картины на экран, подал в суд
на пожилого актёра, заявив, что тот… украл у него сценарий. Суд картину
арестовал и запретил к показу. Павел Петрович не дождался оглашения «приговора».
Сердце актёра не выдержало потерь.
Скончался
Павел Кадочников 2 мая 1988 года на 73-м году жизни из-за острой сердечной
недостаточности в городской больнице Ленинграда. Похоронен на Серафимовском
кладбище (15 участок) рядом с могилой сына Петра (1944—1981).
Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (в том числе и «Сокровищ Агры», где снимался актёр).
Подготовила
Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий