3 ноября 1895 года (130 лет назад) родился советский
поэт и переводчик Эдуард Багрицкий.
Имени Эдуарда Багрицкого принадлежит
особое место в советской литературе. Многие его произведения проникнуты духом
героизма гражданской войны и социалистических преобразований. Между тем,
литературный путь его был тяжелым и полным противоречий.
Его творчество вызывает споры даже у
наших современников. Взять, хотя бы, его отношение к революции. С одной
стороны, поэт поддержал ее, восхваляя новый строй, с другой – не до конца мог
понять и принять бесчеловечность коммунистической идеологии и наступление эпохи
тоталитаризма. Эти метания нашли отражение в его творчестве. Несмотря на это,
Багрицкий занимает свою нишу в литературном мире как талантливый поэт и
прекрасный переводчик.
Эдуард Багрицкий был революционным романтиком советской эпохи. Его творчество, проникнутое созидательным пафосом, эмоциями в восприятии мира сказалось на становлении целой плеяды советских поэтов, в числе которых был Иосиф Бродский.
Родился Эдуард Георгиевич Багрицкий 3
ноября 1895 года в Одессе. Настоящая фамилия его была Дзюбин (по другим версиям
Дзюбан). Родители были ортодоксальными евреями, чтившими все национальные
традиции. Отец, Годель Мошкович служил в сфере торговли, мама Эдуарда – Ита
Абрамовна – была домохозяйкой. Любительница польских романов, она дала сыну это
имя в честь одного из героев.
С детства Эдуард имел проблемы со
здоровьем, у него была бронхиальная астма. Но это не мешало ему интересоваться
литературой, особенно поэзией. Еще одним увлечением была биология, а книга
Брема «Жизнь животных» входила в число любимых.
Родители мечтали, чтобы сын связал свое
будущее с медициной, или стал талантливым инженером. В 1905 году Эдуард,
облаченный в мундир и фуражку с гербом, отправляется в Одесское училище Святого
Павла. Два первых года он считается одним из лучших учеников, чем вызывает
гордость у родственников. Однако, уже с третьего класса, произошел перелом.
Усугубился он еще и тем, что началось осложнение его болезни, и астма приобрела
хроническое течение.
Один период жизни семья жила настолько
бедно, что спать приходилось на сыром полу, а все деньги уходили только на
пропитание. Совсем неудивительно, что многие привычки и фобии Эдуарда
Багрицкого берут свое начало именно из детства. Например, в зрелом возрасте
поэт был совершенно равнодушен к бытовым удобствам. Не было никакой тяги к
обустройству дома и созданию уюта. Он мог лечь спать на чем угодно, а за
обеденным столом любил сидеть, поджав под себя ногу или вовсе сидеть по-турецки.
Часто повторял фразу: «если мне купят письменный стол, то я больше не напишу ни
одной строчки». Неприхотливость и даже некоторая небрежность проявлялась и во
внешнем виде. Часто ходил в одном привычном халате или кофте. Не любил часто
принимать ванну и ходить в парикмахерскую. Обстановка в жилище была очень
скромная, но при этом любую нужду Эдуард Багрицкий переносил очень легко и даже
с иронией. Он был совершенно не приспособлен к быту, поэтому многие семейные
заботы легли на плечи жены.
С 1910 по 1912 годы юноша провел в
реальном училище Жуковского. В это время он помогает в оформлении рукописного
журнала «Дни нашей жизни». О том, каким будущий поэт Эдуард Багрицкий был
учеником, вспоминал его однокашник Даниил Деснер:
«Два года в первом и во втором
классе: 1905 и 1906 годы я сидел с Эдькой за одной партой. Нужно сказать, что
учился он не особенно успешно, но зато карикатуры на педагогов рисовал он
мастерски, и по нашей просьбе, моментально, на рисовальной бумаге карандашом
или углем появлялась удивительная по сходству карикатура».
Он же вспоминал, что Эдьку исключили из
училища «за тихие успехи при громком поведении».
В землемерную школу Багрицкий поступил
в 1913 году. Учебу он сочетал с должностью редактора в одесском филиале
Петербургского телеграфного агентства.
В 1914 году альманах «Аккорды»
напечатал первые стихи поэта, одни из которых были подписаны «Дэзи», другие –
«Э.Д.». Но, в том же году, на одном из литературных вечеров он выступал под
фамилией Багрицкий, которая также была псевдонимом. Появился он во время одной
игры по розыгрышу цветов: фиолетового и багряного. Последний достался Эдуарду
Дзюбину, и он взял его за основу своей новой литературной фамилии.
На раннем творчестве поэта сильно
сказалось влияние Н. Гумилева. Уже в 1915 году Багрицкого считали едва ли не
самым талантливым поэтом современности. Молодой автор становится постоянным
участником альманахов «Серебряные трубы», «Чудо в пустыне» и других. В это
время он часто публикуется под женским псевдонимом «Нина Воскресенская».
В первой половине 1917 года Эдуард
служил в милиции. Затем работал делопроизводителем в отряде Всероссийского
союза помощи больным и раненым. В этом же году принял участие в персидском
походе под предводительством генерала Баратова. В годы Гражданской войны
принимал участие в партизанском движении, организованном ВЦИК. После этого
заступил на должность инструктора политотдела стрелковой бригады. Его
литературная деятельность в это время была направлена на написание статей
агитационного характера.
В 1919 году продолжает писать плакаты и
листовки. В сотрудничестве с В. Катаевым и Ю. Олешей устраивается в Бюро
украинской печати. В 1920 году работает в ЮгРОСТА поэтом, и одновременно
создает графические средства агитации в качестве художника. Публикуется во
многих газетах и журналах Одессы под разными именами: «Рабкор Горцев», «Некто
Вася».
Во второй половине 1923 года Э.
Багрицкий устроился на работу в редакцию газеты «Красный Николаев». Это же
издательство публиковало его произведения. Он становится постоянным участником
поэтических вечеров. В конце этого же года поэт возвращается в родной город.
По совету В. Катаева, в 1925 году
Эдуард Георгиевич переехал в столицу. В Москве он вступает в группу столичных
литераторов «Перевал». В 1928 году выходит его поэтический сборник «Юго-Запад».
В 1930 году Багрицкий вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей
(РАПП). В 1932 году вышел второй сборник стихотворений «Победители».
Творчество Эдуарда Багрицкого
приходится на переломный момент в истории страны. В его сочинениях
прослеживается приверженность основным принципам, которым он не изменил до
конца жизни. Среди его произведений есть те, которые заслуживают особого
внимания.
Поэма «Дума про Опанаса» была
чрезвычайно жестко встречена критиками. В ней представлено столкновение двух
полярных мировоззрений – деревенского парубка Опанаса, мечтающего о спокойной
семейной жизни в свободной Украине и революционного комиссара Когана,
отстаивающего коммунистические идеалы.
Трагический финал еще больше усиливал
негативное отношение к главному герою, которого называли дезертиром,
неспособным понять, что только в борьбе за новую жизнь заключается человеческое
счастье.
Именно стихотворение «Смерть пионерки»
обеспечило Багрицкому историческую роль в советской литературе. Юная девушка
Валя стала символом вечной молодости, такой далекой от мещанского быта,
озабоченного исключительно материальным благополучием. Это сильное произведение
звучит как вызов самой смерти.
Строительство новой жизни обошлось для
русского народа слишком высокой ценой. Эти терзающие душу размышления явились
основанием для написания стихотворения «ТВС». В центре сюжета – диалог больного
туберкулезом поэта с духом «Железного Феликса». Грядущий век, по словам
Дзержинского, будет построен на следующих принципах: «Но если он скажет:
«Солги» — солги. Но если он скажет: «Убей» — убей». Стихотворение явилось
блистательным примером художественного мастерства Багрицкого. В нем автор смог
в завуалированной форме выразить свое негативное отношение к грядущему
карательному режиму.
В 1932 году в журнале «Красная новь»
была опубликована поэма «Смерть пионерки». Также за 2 года до смерти увидели
свет поэмы «Человек предместья» и «Последняя ночь». В них автор размышляет о
новой наступившей советской эпохе.
В последнем сборнике «Победители» автор
описывает героические будни первых пятилеток, и борьбу со старым, доживающим
последние дни, мещанским миром.
Багрицкий любил рассказывать
своим знакомым ради забавы вымышленные истории, показывать фокусы с пуговицей и
наблюдать за птицами.
Главным увлечением юного Эдуарда были
певчие птицы, которых у него было множество. Об этом писал хорошо знавший его
Константин Паустовский:
«Багрицкий много рассказывал мне о
своих одесских птицах. Но я знал это сам. Я был однажды у него на Стеновой
улице и помню сплошной треск, щебет, свист и чириканье в клетках, подвешенных
высоко под потолком. Брызги воды летели на головы из клеток, где птицы мылись в
цинковых мисках, трепеща крыльями. По словам Багрицкого, все это были самые
редкие и самые дорогие птицы, хотя выглядели они затрапезно и довольно жалко.
Он покупал их на окраинных базарах, ловил в степи за Фонтаном, выменивал на
соль и табак. У него были паутинные сети для ловли птиц и разнообразные дудочки
и манки».
Неслучайно первое стихотворение,
принесшее ему известность, называлось «Птицелов».
Багрицкий живо интересовался песнями
низов: бандитов, беспризорников и различных бродяг. При этом хорошо знал
русскую литературу, много читал и с удовольствием цитировал любимых авторов.
В начале 1930 года все чаще стала
напоминать о себе астма. К ней в последние дни присоединилась пневмония. Не
пережив очередной приступ, поэт скончался 16 февраля 1934 года в Москве.
Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий