Алла Ильинична Сурикова родилась
6 ноября 1940 года в Киеве. Её мама работала врачом
на авиазаводе, а отец — инженером в телецентре. При этом,
по воспоминаниям Аллы, её родители были очень артистичными людьми:
отлично пели и танцевали, придумывали «фокусы», которые могли рассмешить
дочку — например, папа устраивал для неё домашний театр теней и играл
на расчёске. В гости к их семье часто наведывались
«творческие родственники» — дядя Аллы со стороны матери увлекался
рисованием, дяди со стороны отца служили актёрами, братья её бабушки
были художниками кино и музыкантами.
Девочка полюбила кино благодаря отцу: он преподавал в Институте киноинженеров и часто водил дочь смотреть фильмы. Среди них Алла Ильинична выделяла стереофильм «Машина 22−12», называя эту картину «первой ниточкой», связавшей её с кинематографом.
В детстве Алла Сурикова мечтала
стать актрисой, играла в школьном кружке театральной самодеятельности.
Даже попыталась поступить в театральное училище,
но на прослушивании получила от его руководителя строгую
отповедь из-за сильного говора. Тот случай навсегда отбил желание быть
артисткой, но зато Алла стала обращать внимание на собственную
речь — и это помогло в будущем.
После школы Сурикова решила выбрать
более «приземлённую» профессию и поступить в Институт лёгкой
промышленности. Однако успешно сдать туда вступительные не удалось. Алла
пошла работать на авиазавод, где работала её мама, слесарем-сборщицей.
Затем — поступила на филологический факультет Фрунзенского (ныне
Бишкекского) университета.
Во время учёбы приходилось
работать, и Сурикова устроилась в театр, но не актрисой,
как когда-то мечтала, а рабочей сцены. Чаще всего приходилось очищать
старые декорации от красок. Некоторое время Алла работала грузчицей
в магазине. А вскоре перевелась на филфак Киевского
университета, ближе к родителям.
На филфаке Сурикова изучала
математическую лингвистику. После выпуска пошла работать на телевидение
редактором и корреспондентом. Исследования, проведённые для своей
неоконченной кандидатской диссертации — «К проблеме слова на экране» —
будущая постановщица решила отправить во ВГИК, чтобы поступить
в аспирантуру. Работа понравилась комиссии, и Сурикову пригласили
на вступительные. Однако и здесь не сложилось: Алла провалились
на экзамене по кинодраматургии. Впоследствии она вспоминала эту
череду неудач как-то, что произошло к лучшему — главное было впереди.
Вернувшись в Киев, Алла Сурикова
пошла работать на Киностудию имени Довженко помощницей режиссёра.
Но вскоре снова отправилась в Москву — поступать на Высшие
режиссёрские курсы. Желание освоить эту «сугубо мужскую» профессию подкрепила
случайная встреча с директором курсов, сценаристом Михаилом Маклярским
(«Подвиг разведчика», «Инспектор уголовного розыска»). Тот убеждал Сурикову,
что женщине невообразимо трудно пробиться в режиссёры, и что своим
решением та только испортит себе жизнь. «Но я всё равно буду
поступать», — ответила Алла Ильинична.
И поступила. Художественным
руководителем Высших режиссёрских курсов тогда был сам Георгия Данелия,
и именно он принимал вступительные у Суриковой. Поскольку тогда
набирали курс режиссёров детского кино, на экзамене абитуриентка очень
кстати вспомнила стихотворение об игре в «дочки-матери»
с собственной дочерью, Кирой. Приёмная комиссия оценила этот трогательный
ход — и Алла Сурикова была зачислена в мастерскую
к Александру Алову и Владимиру Наумову.
Кира Сурикова, единственная дочь Аллы
Ильиничны, родилась в 1965 году. За отца Киры, Вадима Сурикова, Алла
вышла после выпуска из университета. Брак распался, когда Кире было три
года — не из-за разногласий и ссор, а, как вспоминала сама
Сурикова, из-за того, что они оба «не дозрели до семейной жизни».
Второй раз режиссёр вышла замуж в конце 70-х. На съёмках одного
из выпусков журнала «Ералаш» она познакомилась со звукооператором
Евгением — он и стал её избранником. Но в тот
период Алла была так погружена в кинокарьеру, что брак продлился всего
семь лет.
В третий раз Сурикова вышла замуж
в 1985 году — за киноинженера Александра Поташникова. С ним
она познакомилась в Доме творчества кинематографистов «Болшево»
в Королёве. «Там стоял такой красивый мужчина с бородой.
Я думала, что это стоит какой-то богатый грузин. Оказалось, что
не грузин и не богатый, но было уже поздно», —
шутила Алла Ильинична в интервью. Впоследствии Александр помогал жене
во время съёмок одного из её главных фильмов, «Человек
с бульвара Капуцинов». Сурикова и Поташников женаты по сей день.
Во время обучения, ещё
до защиты дипломного фильма, Алла Сурикова выступила с идеей
выпустить юмористический киножурнал для юных зрителей — аналог «Фитиля»
для детей. В Союзе кинематографистов и Госкино она продвигала идею этого
проекта под названием «Фитилёк». В конце концов киножурнал начали снимать
на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
Однако возглавили проект Александр Хмелик и Борис Грачевский. Киножурнал,
существующий по настоящее время, получил название «Ералаш».
Свой дипломный фильм, короткометражный
мюзикл «Лжинка, или маленькая ложь и большие неприятности», Алла Сурикова
защитила в 1974 году. Она долго выбирала сценарный материал и хотела
снять именно музыкальный детский фильм, поэтому смотрела и слушала
множество спектаклей в этом жанре — в театрах, на радио
и пластинках. Подходящий сюжет нашёлся на одном из виниловых
дисков; Суриковой понравился сюжет «Лжинки», но музыка показалась
ей старомодной. Новую музыку для ироничной школьной истории написали
молодые композиторы — Владимир Храпачёв и Владимир Быстряков.
Дипломный фильм Суриковой получил оценку «пять с плюсом», а также
приз за режиссуру на фестивале «Молодость-74».
Следующие два фильма —
документальную картину «Рождение танца» и мини-сборник комических новелл
«Предположим — ты капитан…» Алла Сурикова снимала на Киностудии
имени Александра Довженко в Киеве. После этого она снова уехала в Москву —
на этот раз навсегда.
Дебют постановщицы на «Мосфильме»
состоялся благодаря доброму совету наставника — режиссёра Георгия Данелия.
Именно он отрекомендовал Суриковой сценарий картины «Суета сует»,
написанный Эмилем Брагинским. Алла Ильинична взялась за материал
не сразу — ей хотелось снять что-то очень необычное. Она даже
придумала нестандартную историю, «приуроченную» к Олимпиаде 1980 года
в Москве — о спартанском мальчике Асуре (так — «А.
Сур.» — подписывалась сама Алла Ильинична). Однако Данелия, назвав
«олимпийский» проект слишком дорогим и сложным для постановки, снова
указал на «Суету сует».
И не прогадал: комедию
о личной жизни работницы ЗАГСа посмотрели более 25 миллионов советских
зрителей. В «Суете сует» блеснули Галина Польских, Фрунзик Мкртчян
и Леонид Куравлёв — и первый «большой» проект Аллы Суриковой завоевал
не только симпатию зрителей, но и немало профессиональных
наград. Этот фильм стал первым в череде самых успешных комедий Аллы
Суриковой: за ним последовали «Будьте моим мужем», «Ищите женщину»,
«Искренне ваш…» и легендарный «Человек с бульвара Капуцинов».
Все «хиты» Суриковой неизменно
отличались блестящим актёрским составом. Так, в «Будьте моим мужем»
главные роли исполнили Андрей Миронов и Елена Проклова, в «Ищите
женщину» — Леонид Куравлёв и Софико Чиаурели, в «Искренне ваш…» —
Виталий Соломин и Вера Глаголева. Каст же «Человека с бульвара
Капуцинов» — настоящее созвездие: Миронов, Табаков, Караченцов, Боярский,
Дуров, Кваша, Мишулин, Ярмольник, Фарада, Фатеева, Крачковская, Польских…
На повторявшийся многократно вопрос о том, как Суриковой удалось
уговорить ведущих артистов сниматься в фильме и собрать такой
невероятный состав, режиссёр отвечала с иронией: «Секрет в том,
что хорошим актерам хочется сниматься в комедии по хорошему сценарию».
Автором сценария «Человека с бульвара Капуцинов» был Эдуард Акопов,
учившийся на Высших режиссёрских курсах вместе с Суриковой. Материал
в жанре «иронической фантазии в стиле вестерна» ждал своего часа
на «Мосфильме» шесть лет. Главным образом — из-за сложности
постановки: Дикий Запад, множество персонажей, сложные трюки, работа
с животными на площадке — всё это стоило немалых средств
и усилий.
Однако Алла Ильинична, заполучив
желанный материал, справилась. Комедийный вестерн в первый год проката
посмотрели более 50 миллионов советских зрителей. «Человек с бульвара
Капуцинов» входит в топ-50 абсолютных лидеров советского проката, занимая
в этом списке 37 строчку.
Из множества наград, которых была
удостоена эта картина, Алла Сурикова больше всего гордится специальным призом,
полученным на фестивале «Золой Дюк — 87» в Одессе — из-за
формулировки: «За достоверное изображение Дикого Запада в диких
условиях советского кинопроизводства». Ещё один знаковый «трофей» фильма,
о котором мало кто знает — это статуэтка международного кинофестиваля
«Женщины в кино», проходившего в Лос-Анджелесе. В 1987 году Алла
Сурикова получила в рамках этого фестиваля первый приз.
В 2010 году Сурикова сняла
своеобразное продолжение культовой комедии — фильм «Человек
с бульвара КапуциноК». Несмотря на исполнительниц главных
ролей — Елизавету Боярскую и Марию Миронову — фильм
не снискал одобрения зрителей и критиков.
В 90-х Алла Ильинична сняла ряд
комедий — картины «Чокнутые», «Московские каникулы», «Дети понедельника»,
«Хочу в тюрьму» и других — но ни одна из них
не повторила успех фильмов, снятых ею в 80-х. Кроме того,
в 1999 году Сурикова решила вернуться к документалистике
и положила начало циклу фильмов «Провинциальные музеи России». Алла
Сурикова является художественным руководителем проекта по сей день;
в рамках цикла за 25 лет вышло уже более 40 документальных фильмов.
В 2000 году Алла Сурикова была удостоена звания народной артистки России. С 2002 года она руководит мастерской жанрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссёров, с которых более пятидесяти лет назад начался её путь в кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий