26 июля 1730 года (295 лет назад)
российская императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке
Успенского большого колокола, который впоследствии был отлит 25
ноября 1735 года и получил название «Царь-колокол».
Исполинский
колокол, установленный в Московском Кремле, сегодня один из самых
больших в мире. Его размеры — 6,14 метра в высоту и 6,6
метра в диаметре, а вес — целых 202 тонны! Интересен
Царь-колокол и своим вечным молчанием: его звон никогда не разносился
над Москвой.
У Царь‑колокола, которому так и не удалось зазвенеть над Московским Кремлём, было несколько действующих предшественников. Первый был отлит в начале XVII столетия и весил 40 тонн. Спустя полвека службы он разбился, упав с колокольни во время одного из московских пожаров. На замену ему в середине 1650-х годов сделали более крупный 130-тонный колокол. Его постигла такая же участь: полстолетия на колокольне, затем пожар и падение.
Отлить
Царь-колокол приказала императрица Анна Иоанновна в начале 1730-х годов,
сразу после своего восшествия на престол. Изначально эту сложную
и ответственную работу предложили французу Жерменю, именитому королевскому
механику из Парижа. Однако тот наотрез отказался, узнав, сколько должен
весить будущий Царь‑колокол (не менее 200 тонн по личному указу
императрицы). В итоге ответственным сделали русского мастера
И. Ф. Моторина. Выбор был неслучайным: ранее Иван Фёдорович успешно
отлил несколько кремлёвских колоколов, а также создал большую партию
артиллерийских стволов по личному заказу Петра I.
Подготовка
чертежей заняла три года. Автор проекта понимал, что громадный Царь‑колокол
будет крайне проблематично перевозить. Поэтому работать решил прямо
в Кремле — возле колокольни Ивана Великого, на которую гиганта
планировали повесить. Для этого рядом вырыли 10-метровый котлован: внутрь
поместили литейную форму, для дополнительной прочности обсыпав
её землёй со всех сторон, а вокруг расположили плавильные печи.
Работы стартовали осенью 1734-го. К ним привлекли около сотни мастеров:
кузнецов, плотников, каменщиков.
Дальнейшую
историю создания Царь‑колокола можно описать одним словом — катастрофа.
Серьёзные проблемы начались уже через два дня после запуска печей: некоторые
из них не справились с нагрузкой и вышли из строя.
В результате произошла утечка расплавленного металла и начался пожар,
в котором сгорели все подъёмные конструкции из дерева, расположенные
над котлованом. Работы над Царь‑колоколом пришлось остановить
для ремонта оборудования и устранения последствий. Когда печи вновь
заработали, на Ивановской площади поставили наряд из почти
400 пожарных, которые дежурили здесь круглосуточно.
Следующая
трагедия произошла летом 1735 года. В разгар отливки
по неизвестным причинам умер автор Царь‑колокола Иван Моторин,
на плечах которого держался весь проект. Место литейщика вынужденно занял
его сын. Преемнику удалось закончить работу: к концу осени Царь‑колокол
был готов.
Почти
сразу после отливки приглашённые чеканщики приступили к украшению
памятника. Возглавлял работы скульптор Фёдор Медведев, получивший образование
в Италии. Он превратил Царь‑колокол в настоящий шедевр
в стиле барокко. Изделие украсили изящные растительные орнаменты, портреты
членов императорской семьи, а также медальоны с изображением Христа,
Богоматери и некоторых святых. Кроме того, резчики нанесли несколько
надписей об истории создания колокола.
По неизвестным
причинам (предположительно из‑за долгого и сложного нанесения росписей) Царь‑колокол
ещё пару лет провёл на дне котлована. Там он и встретил
очередную напасть — страшный пожар, разбушевавшийся в Москве
в 1737 году. Огонь охватил примерно четверть города, включая
территорию Кремля. Колокол в панике начали поливать водой, чтобы тот
не расплавился. Однако резкое охлаждение металла привело к ужасным
последствиям. Царь‑колокол покрылся десятками трещин, и от него даже
откололся большой 11-тонный кусок.
Ремонта
несчастный памятник литейного искусства так и не дождался. Его судьбу
в очередной раз определил роковой случай: единственный архитектор, который
был готов попробовать припаять осколок обратно, скончался от чумы. Также
ходили разговоры о полной переливке Царь‑колокола, но после расчётов
идею отбросили: стоимость работ оказалась слишком высокой.
Всё
закончилось тем, что медного исполина просто оставили лежать
в литейной яме. Вероятно, там бы его когда‑нибудь
и похоронили, просто засыпав землёй, если бы не интерес
к памятнику со стороны жителей и гостей Москвы. Многие хотели
подойти поближе и детально рассмотреть один из самых больших
колоколов в мире, пусть даже серьёзно пострадавший во время пожара
и непригодный для использования. Но для этого нужно было как‑то
попасть в котлован. Решение нашёл император Александр I:
в начале 1820-х он приказал расчистить дно и установить
несколько лестниц, чтобы желающие могли спуститься на своеобразную
экскурсию.
Позднее
Царь‑колокол, превратившийся в популярную достопримечательность,
неоднократно пытались вытащить из котлована на поверхность. Однако
ничего не получалось из‑за размеров и веса памятника. Достать
его смогли лишь в 1836 году благодаря архитектору Огюсту
Монферрану — создателю знаменитой Александровской колонны
на Дворцовой площади. Француз не только придумал подъёмный механизм,
но и построил для медного гиганта прочный каменный постамент.
После
установки на пьедестал к верхней части Царь‑колокола приварили
проушины, на которые затем водрузили державу с позолоченным крестом.
Оставалось только припаять обратно отколовшийся кусок металла, однако этого
не сделали по сей день: слишком высок риск повредить старинные
росписи и орнаменты. Однако даже с дефектом колокол выглядит
внушительно и продолжает привлекать множество зрителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий