суббота, 26 июля 2025 г.

«Царь-колокол»

 

26 июля 1730 года (295 лет назад) российская императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Успенского большого колокола, который впоследствии был отлит 25 ноября 1735 года и получил название «Царь-колокол».

Исполинский колокол, установленный в Московском Кремле, сегодня один из самых больших в мире. Его размеры — 6,14 метра в высоту и 6,6 метра в диаметре, а вес — целых 202 тонны! Интересен Царь-колокол и своим вечным молчанием: его звон никогда не разносился над Москвой. 

У Царь‑колокола, которому так и не удалось зазвенеть над Московским Кремлём, было несколько действующих предшественников. Первый был отлит в начале XVII столетия и весил 40 тонн. Спустя полвека службы он разбился, упав с колокольни во время одного из московских пожаров. На замену ему в середине 1650-х годов сделали более крупный 130-тонный колокол. Его постигла такая же участь: полстолетия на колокольне, затем пожар и падение.

Отлить Царь-колокол приказала императрица Анна Иоанновна в начале 1730-х годов, сразу после своего восшествия на престол. Изначально эту сложную и ответственную работу предложили французу Жерменю, именитому королевскому механику из Парижа. Однако тот наотрез отказался, узнав, сколько должен весить будущий Царь‑колокол (не менее 200 тонн по личному указу императрицы). В итоге ответственным сделали русского мастера И. Ф. Моторина. Выбор был неслучайным: ранее Иван Фёдорович успешно отлил несколько кремлёвских колоколов, а также создал большую партию артиллерийских стволов по личному заказу Петра I.

Подготовка чертежей заняла три года. Автор проекта понимал, что громадный Царь‑колокол будет крайне проблематично перевозить. Поэтому работать решил прямо в Кремле — возле колокольни Ивана Великого, на которую гиганта планировали повесить. Для этого рядом вырыли 10-метровый котлован: внутрь поместили литейную форму, для дополнительной прочности обсыпав её землёй со всех сторон, а вокруг расположили плавильные печи. Работы стартовали осенью 1734-го. К ним привлекли около сотни мастеров: кузнецов, плотников, каменщиков.

Дальнейшую историю создания Царь‑колокола можно описать одним словом — катастрофа. Серьёзные проблемы начались уже через два дня после запуска печей: некоторые из них не справились с нагрузкой и вышли из строя. В результате произошла утечка расплавленного металла и начался пожар, в котором сгорели все подъёмные конструкции из дерева, расположенные над котлованом. Работы над Царь‑колоколом пришлось остановить для ремонта оборудования и устранения последствий. Когда печи вновь заработали, на Ивановской площади поставили наряд из почти 400 пожарных, которые дежурили здесь круглосуточно.

Следующая трагедия произошла летом 1735 года. В разгар отливки по неизвестным причинам умер автор Царь‑колокола Иван Моторин, на плечах которого держался весь проект. Место литейщика вынужденно занял его сын. Преемнику удалось закончить работу: к концу осени Царь‑колокол был готов.

Почти сразу после отливки приглашённые чеканщики приступили к украшению памятника. Возглавлял работы скульптор Фёдор Медведев, получивший образование в Италии. Он превратил Царь‑колокол в настоящий шедевр в стиле барокко. Изделие украсили изящные растительные орнаменты, портреты членов императорской семьи, а также медальоны с изображением Христа, Богоматери и некоторых святых. Кроме того, резчики нанесли несколько надписей об истории создания колокола.

По неизвестным причинам (предположительно из‑за долгого и сложного нанесения росписей) Царь‑колокол ещё пару лет провёл на дне котлована. Там он и встретил очередную напасть — страшный пожар, разбушевавшийся в Москве в 1737 году. Огонь охватил примерно четверть города, включая территорию Кремля. Колокол в панике начали поливать водой, чтобы тот не расплавился. Однако резкое охлаждение металла привело к ужасным последствиям. Царь‑колокол покрылся десятками трещин, и от него даже откололся большой 11-тонный кусок.

Ремонта несчастный памятник литейного искусства так и не дождался. Его судьбу в очередной раз определил роковой случай: единственный архитектор, который был готов попробовать припаять осколок обратно, скончался от чумы. Также ходили разговоры о полной переливке Царь‑колокола, но после расчётов идею отбросили: стоимость работ оказалась слишком высокой.

Всё закончилось тем, что медного исполина просто оставили лежать в литейной яме. Вероятно, там бы его когда‑нибудь и похоронили, просто засыпав землёй, если бы не интерес к памятнику со стороны жителей и гостей Москвы. Многие хотели подойти поближе и детально рассмотреть один из самых больших колоколов в мире, пусть даже серьёзно пострадавший во время пожара и непригодный для использования. Но для этого нужно было как‑то попасть в котлован. Решение нашёл император Александр I: в начале 1820-х он приказал расчистить дно и установить несколько лестниц, чтобы желающие могли спуститься на своеобразную экскурсию.

Позднее Царь‑колокол, превратившийся в популярную до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть, неоднократно пытались вытащить из котлована на поверхность. Однако ничего не получалось из‑за размеров и веса памятника. Достать его смогли лишь в 1836 году благодаря архитектору Огюсту Монферрану — создателю знаменитой Александровской колонны на Дворцовой площади. Француз не только придумал подъёмный механизм, но и построил для медного гиганта прочный каменный постамент.

После установки на пьедестал к верхней части Царь‑колокола приварили проушины, на которые затем водрузили державу с позолоченным крестом. Оставалось только припаять обратно отколовшийся кусок металла, однако этого не сделали по сей день: слишком высок риск повредить старинные росписи и орнаменты. Однако даже с дефектом колокол выглядит внушительно и продолжает привлекать множество зрителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий