среда, 10 июня 2020 г.

О чём не сказал Эренбург, или снова «Нормандия-Неман»


Очерк Ильи Эренбурга «Полк Нормандия-Неман», опубликованный нами сегодня,  вызвал желание продолжить тему истории полка и рассказать о том, как история эскадрильи «Нормандия» (позже – полка «Нормандия-Неман) отложилась в памяти французского и советского народов.

Франсуа де Жоффр де Шабриньяк, упомянутый в очерке Ильи Эренбурга, после войны написал книгу воспоминаний, которую назвал «Нормандия-Неман».
Де Жоффр не был в числе первых французских лётчиков, прибывших в СССР. В полк «Нормандия», он попал лишь в январе 1944 года, хотя бежать к русским пытался ещё в 1942-м. Ему пришлось отсидеть под арестом и некоторое время воевать во французском воздушном флоте, дожидаясь удобного момента для побега. Историю полка до своего прибытия в него, де Жоффр описывал по рассказам «старших товарищей».
Летая на самолёте Як-9 де Жоффр одержал 2 подтверждённые и 1 неподтверждённую победу. Затем полк отправился в тыл для перевооружения на Як-3. За первые 3 месяца 1945 года он сбил ещё 5 самолётов (3 из них — в группе), последняя победа, одержанная им 26 марта, не была подтверждена.
Общий итог его боевой деятельности в составе полка «Нормандия», различными источниками, трактуется по-разному — от 7 до 11 побед. Точных данных нет.
Книга «Нормандия-Неман» - не скупой перечень боевых вылетов, хотя, конечно, все они перечислены со всей возможной полнотой. Это ещё и живой рассказ о людях, с которыми довелось вместе служить – лётчиках «Нормандии» и их советских механиках, официантках столовых, о традициях полка, о всём, что удивляло или радовало в России.
Из книги де Жоффра можно узнать об одном эпизоде, который достоин был войти в очерк Эренбурга, но почему-то в него не попал – о подвиге маркиза Мориса де Сейна, пытавшегося спасти русского механика.


Состав полка был смешанный – самолёты французских лётчиков обслуживали советские механики. За машиной де Сейна ухаживал Владимир Белозуб из села Покровское Днепропетровской области. Лётчик и механик подружились. Каждый в письмах домой рассказывал о новом друге. Погибли Морис и Владимир в один день и час. В книге Франсуа де Жоффра этот эпизод описан скупо. На удивление более романтично он отражён в Википедии:
«15 июля 1944 года полк перебазировался с аэродрома с. Дубравка Смоленской области до городка Микунтани (Литва). В связи с боевой обстановкой, что сложилась, каждый летчик брал на борт и своего механика. Полет проходил на низкой высоте, чтобы не встретиться с вражескими истребителями. В тот день Морис впервые поднялся в воздух вместе с Владимиром, чтобы перелететь на новый аэродром, ближе к линии фронта. И в воздухе вражеские пули попали в бензобак, мотор. Морис мог спастись, выпрыгнув с парашютом из поврежденного истребителя, но в кабине сидел Владимир и у него парашюта не было. Испарения бензина сжимали горло, пекли глаза. Морис потерял ориентиры и управление полетом.
С земли одна за другой поступали категорические требования сначала французского майора Дельфино, а затем советского инженера Агавельяна: Приказ командования: «Прыгайте. Капитан де Сейн, немедленно покиньте самолет! Прыгайте! Немедленно прыгайте!»
Но это был единственный случай, когда маркиз де Сейн не подчинился приказу. Он не выпрыгнул, не оставил друга. До последнего делал все возможное, чтобы посадить самолет. Не удалось. Последний раз набрав высоту, самолет пошел по прямой. Самолет долго шел по прямой, но летчик не прыгал. Морис решил погибнуть, но не оставить боевого товарища, жизнь которого находилось в его руках.
Самолет ударился о землю и исчез в огромных вспышках пламени…
Похоронили боевых товарищей Мориса де Сейна и Владимира Белозуба в братской могиле на ромашковом поле».

История Мориса де Сейна и Владимира Белозуба показана в фильме режиссёра Жана Древиля «Нормандия-Неман», вышедшем на экраны в 1960-м году. Правда, герои названы другими именами.
В съёмках фильма принимали участие киностудии Franco-London-Film, Alkam Films и «Мосфильм». Сценарий писали Константин Симонов, Шарль Спаак и Эльза Триоле.



Со стороны Советского Союза в фильме снимались такие известные актёры, как Юрий Медведев (по фильму – старшина Иванов – прототипом этого образа был Владимир Белозуб) и Николай Рыбников. Герой Рыбникова, погибал в результате нелепой случайности, когда французский лётчик принимал советский самолёт за немецкий. По ходу сюжета он исполнял песню «Татьяна», которую в своих мемуарах упоминал де Жоффр, как самую любимую русскую песню французских лётчиков.


В память о дружбе и совместной борьбе против фашизма русских и французских авиаторов поэтом Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным была написана песня «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман», которую исполнил Марк Бернес.



Комментариев нет:

Отправить комментарий