Александр Сергеевич
Пушкин стал близким и родным миллионам людей. Одни с удовольствием читают его
стихи и знакомятся с фактами биографии. Другие, вдохновляясь его поэзией, сам
начинают творить – стихи, картины, музыку. Третьи с увлечением ищут в его
творчестве и биографии нечто скрытое или позабытое, разбирают по строчкам
каждое стихотворение, каждое письмо, устанавливают их адресатов или находят
прототипов...
Есть ещё одна категория
людей, для которых Пушкин не просто поэт. Он – некий аналог божества, которому
нужно не только поклоняться, но и служить. Они становятся хранителями и
экскурсоводами музеев, в которые стекаются со всего мира любители поэзии, чтобы
поклониться поэту. Говоря о таких людях, нельзя не вспомнить Семёна Степановича
Гейченко – директора музея-заповедника «Михайловское» (Псковская область).
Семён Степанович прожил
долгую жизнь. Он родился в 1903 году. Служение музейному делу начал в
революционные годы и занимался им всю свою жизнь. Начинал свою работу в
Петергофе. Был весьма «модным» экскурсоводом. Ему доводилось водить по музеям
Петергофа самого Сталина.
Карьера музейного
работника прервалась в 1941 году, когда Гейченко был осуждён за разговоры, в
которых он высказывал недовольство политикой Сталина, сделавшей крестьян
нищими, и высказывал недоверие в силе Красной Армии. В 1944 году после
освобождения из сталинских лагерей. он сам опроверг своё мнение, став
командиром миномётного расчёта. Домой после войны Гейченко вернулся без левой
руки и с пулей в ноге. Это не помешало ему продолжить дело всей жизни –
музейную деятельность.
Гейченко был назначен на
должность директора пушкинского музея в 1945 году и проработал в этой роли 45 лет,
подняв музей из руин. Фашисты практически полностью уничтожили усадьбу Пушкина,
и, уходя, заминировали остатки каждого объекта – церковь, могилу поэта… Пять
лет на территории музея работали сапёры. А потом началась гигантская работа по
восстановлению не только дома, но и прилегающей к нему территории, ближайших
деревень, разбивка рощ и садов, которые были в этих местах при Пушкине. Для
того, чтобы восстановить лесной массив, Гейченко приглашал лесоводов и
садоводов, даже ввёл в музее ставку лесовода.
Личностью Семён
Степанович был неординарной. Страстной, властной и шаловливой одновременно. По
воспоминаниям частых посетителей музея, мог встретить весьма нелюбезно, но
сразу же, «опомнившись» вернуть и напоить «чаем, чайком, чаищем» на террасе
своего дома. А потом очаровать и околдовать рассказами о Пушкине. Музей
восстанавливался и развивался благодаря его глубоким исследованиям всего, что
касалось пушкинской эпохи. В этом плане он был в какой-то мере тираном, требуя,
чтобы всё было так, как было при жизни поэта. Сотрудники музея порой высмеивали
его властность, и однажды написали стихотворение о том, как одной из них
приснился сон, где Гейченко и Пушкин спорили по поводу чего-то, и к ним
присоединялись смотрительницы музея, уверявшие поэта, что «Семён Степанович лучше
знает», и Пушкин вынужден был сдаться такому аргументу. Полушутя-полувсерьёз
сотрудники и постоянные гости музея называли Гейченко «Домовым». Добрым и
шаловливым духом, охраняющим дом и следящим в нём за порядком.
Служение Пушкину у
Гейченко проходило по разным направлениям и охватывало не только посетителей
музея, но и всех без исключения ценителей его творчества, которые знакомились с
Михайловским и его обитателями пушкинского периода по книгам, написанным
Семёном Степановичем. Невозможно было не «заболеть» Пушкиным, прочитав его «Лукоморье»,
где он делился рецептом любимого поэтом «крыжовенного» варенья, рассказывал о
тайне арапчонка Петра Великого, у которого… был брат (Петру Первому подарили не
одного, а двух темнокожих мальчиков) и т. д.
Семён Степанович был
великолепным рассказчиком. К счастью, сохранилась запись встречи с ним в
Останкино, которую мы предлагаем посмотреть читателям нашего блога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий