суббота, 6 июня 2020 г.

"Домовой" Пушкиногорья: Семён Степанович Гейченко


Александр Сергеевич Пушкин стал близким и родным миллионам людей. Одни с удовольствием читают его стихи и знакомятся с фактами биографии. Другие, вдохновляясь его поэзией, сам начинают творить – стихи, картины, музыку. Третьи с увлечением ищут в его творчестве и биографии нечто скрытое или позабытое, разбирают по строчкам каждое стихотворение, каждое письмо, устанавливают их адресатов или находят прототипов...
Есть ещё одна категория людей, для которых Пушкин не просто поэт. Он – некий аналог божества, которому нужно не только поклоняться, но и служить. Они становятся хранителями и экскурсоводами музеев, в которые стекаются со всего мира любители поэзии, чтобы поклониться поэту. Говоря о таких людях, нельзя не вспомнить Семёна Степановича Гейченко – директора музея-заповедника «Михайловское» (Псковская область).
Семён Степанович прожил долгую жизнь. Он родился в 1903 году. Служение музейному делу начал в революционные годы и занимался им всю свою жизнь. Начинал свою работу в Петергофе. Был весьма «модным» экскурсоводом. Ему доводилось водить по музеям Петергофа самого Сталина.
Карьера музейного работника прервалась в 1941 году, когда Гейченко был осуждён за разговоры, в которых он высказывал недовольство политикой Сталина, сделавшей крестьян нищими, и высказывал недоверие в силе Красной Армии. В 1944 году после освобождения из сталинских лагерей. он сам опроверг своё мнение, став командиром миномётного расчёта. Домой после войны Гейченко вернулся без левой руки и с пулей в ноге. Это не помешало ему продолжить дело всей жизни – музейную деятельность.
Гейченко был назначен на должность директора пушкинского музея в 1945 году и проработал в этой роли 45 лет, подняв музей из руин. Фашисты практически полностью уничтожили усадьбу Пушкина, и, уходя, заминировали остатки каждого объекта – церковь, могилу поэта… Пять лет на территории музея работали сапёры. А потом началась гигантская работа по восстановлению не только дома, но и прилегающей к нему территории, ближайших деревень, разбивка рощ и садов, которые были в этих местах при Пушкине. Для того, чтобы восстановить лесной массив, Гейченко приглашал лесоводов и садоводов, даже ввёл в музее ставку лесовода.

Личностью Семён Степанович был неординарной. Страстной, властной и шаловливой одновременно. По воспоминаниям частых посетителей музея, мог встретить весьма нелюбезно, но сразу же, «опомнившись» вернуть и напоить «чаем, чайком, чаищем» на террасе своего дома. А потом очаровать и околдовать рассказами о Пушкине. Музей восстанавливался и развивался благодаря его глубоким исследованиям всего, что касалось пушкинской эпохи. В этом плане он был в какой-то мере тираном, требуя, чтобы всё было так, как было при жизни поэта. Сотрудники музея порой высмеивали его властность, и однажды написали стихотворение о том, как одной из них приснился сон, где Гейченко и Пушкин спорили по поводу чего-то, и к ним присоединялись смотрительницы музея, уверявшие поэта, что «Семён Степанович лучше знает», и Пушкин вынужден был сдаться такому аргументу. Полушутя-полувсерьёз сотрудники и постоянные гости музея называли Гейченко «Домовым». Добрым и шаловливым духом, охраняющим дом и следящим в нём за порядком.
Служение Пушкину у Гейченко проходило по разным направлениям и охватывало не только посетителей музея, но и всех без исключения ценителей его творчества, которые знакомились с Михайловским и его обитателями пушкинского периода по книгам, написанным Семёном Степановичем. Невозможно было не «заболеть» Пушкиным, прочитав его «Лукоморье», где он делился рецептом любимого поэтом «крыжовенного» варенья, рассказывал о тайне арапчонка Петра Великого, у которого… был брат (Петру Первому подарили не одного, а двух темнокожих мальчиков) и т. д.
Семён Степанович был великолепным рассказчиком. К счастью, сохранилась запись встречи с ним в Останкино, которую мы предлагаем посмотреть читателям нашего блога.




Комментариев нет:

Отправить комментарий