суббота, 6 июня 2020 г.

Первые экранизации произведений А. С. Пушкина


Произведения Александра Сергеевича Пушкина – благодатная основа для экранизаций. Не удивительно поэтому, что первые фильмы, поставленные по стихотворениям, поэмам и повестям Пушкина, были созданы в первые годы существования кинематографа.
К сожалению, до наших дней многие кинокартины, снятые в первые десятилетия ХХ века, до нас не дошли. К счастью, в наше время любой из любителей литературы и кинематографа может себе позволить посмотреть те киношедевры и кинораритеты, которые когда-то смотрели наши предки в первых кинотеатрах под музыку тапёров. Предлагаем и вам, читатели нашего блога, прикоснуться к пушкинским творениям в обработке кинематографистов начала ХХ века.

БРАТЬЯ-РАЗБОЙНИКИ
1911 [1912] год, режиссер Василий Гончаров
Производство: Торговый дом А. Ханжонкова
В ролях: Арсений Бибиков, Иван Мозжухин, Василий Степанов (II), Долинина, Александра Гончарова

Сюжет:
Банда разбойников встречается на берегу реки и один из них рассказывает свою историю. Когда он был маленький, его отец утонул, и мать выгнала героя из дома вместе с младшим братом. Оба они были взяты на воспитание хозяевами одной фермы, но после того как оба влюбились в девушку с этой фермы, и по их недосмотру был раздавлен стадом молодой телёнок, были изгнаны и оттуда. В результате драки, когда младшего из братьев фермер застает целующимся с девушкой, старший брат случайно убивает фермера…
Александр Ханжонков вспоминал: «В 1910 году съёмки были перенесены в Крылатское. Помнится, там в числе других картин была поставлена инсценировка поэмы «Братья-разбойники». Мне пришлось перед съёмкой уговаривать режиссёра Гончарова хоть немного смягчить грим «типажей»: донец, еврей, калмык, башкирец и другие персонажи для сцены «у костра» напоминали экспонаты из плохого провинциального паноптикума. Очень неохотно согласился Гончаров на такое «искажение пушкинского колорита». Сцена бегства братьев была разыграна на настоящем песчаном острове, который случайно образовался в то время на Москва-реке. Там братья, отражённые в воде, разбивали свои кандалы и отбивались от своих преследователей камнями. Очень удачно была разыграна сцена смерти младшего брата».
Выпуска на экраны не было.
Интертитры были реконструированы в 1989 году по литературному первоисточнику.



ДОМИК В КОЛОМНЕ
1913 год, режиссер – Петр Чардынин

Сюжет:
Пожилая вдова (Прасковья Максимова) живёт в собственном домике с незамужней дочерью Парашей (Софья Гославская). Вдова просит дочь найти недорогую кухарку. Параша приводит в дом под видом кухарки Мавруши переодетого в женское платье офицера (Иван Мозжухин), в которого она влюблена. Этот водевильный маскарад приводит к целому ряду забавных ситуаций. В конце концов вдова застает «Маврушу» за бритьем утренней щетины, и обман раскрывается.
Оценка киноведа Неи Зоркой: «Фильм признан — и справедливо! — жемчужиной раннего русского кинематографа. Блистательна, отработана до мельчайшей детали игра Ивана Мозжухина — гусара, он же кухарка Мавруша, продумано и его остроумное экранное «травести» (когда гусар, забывшись, лихо поднимает ситцевую юбку и достаёт из брюк портсигар, когда прячет смиренно сложенные мужские руки под фартук и т. п.). Тщательно воссоздан быт, а ныне лента являет ещё и ценность историческую, этнографическую».


  
ПИКОВАЯ ДАМА
1916 год, режиссер Яков Протазанов

Оператор Евгений Славинский в этом фильме одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру при съёмках сцены, где Герман идёт ночью по анфиладе комнат дома графини. Подвижность камеры должна была показать сильное волнение персонажа. Тележек для камеры тогда ещё не было и аппарат при съёмке был установлен на пролётке Ермольева, которую втащили ради этого в студию.
Р. Соболев называет фильм этапным и самым лучшим фильмом отечественного дореволюционного кино. Он отмечал: «Не меньший интерес, чем реалистическая трактовка повести, вызывали у современников художественные качества, приёмы режиссёра и оператора, игра актёров. Фильм подытожил достижения киноискусства за минувшие годы... «Пиковая дама» — этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение. Если попытаться в немногих словах определить новаторское начало «Пиковой дамы», то на первое место следует поставить открытое и утверждённое этим фильмом право кинематографа на правдивый и глубокий показ человеческих характеров...»



КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
1928 год, режиссер – Юрий Тарич

Драма по одноименной повести А.С.Пушкина в которой авторы картины модернизировали историческую и сюжетную концепцию.

Сюжет:
Мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие…


ДУБРОВСКИЙ
1936 год, режиссер – Александр Ивановский

Большая часть съёмок фильма прошла в РСФСР, но часть сцен была снята в деревне Станьково (Дзержинский район, Белоруссия). Фильм был восстановлен на киностудии Мосфильм в 1976 году
Крестьянский бунт, картины народного гнева - вот акцент, который должен был поставить Ивановский в новом фильме. Рукопись романа была найдена после смерти Пушкина в его бумагах. Названия он не имел и остался недописанным. Замысел "Дубровского" был подсказан действительным происшествием.
Сохранилось несколько вариантов развязки романа. Ивановский ознакомился со всеми и написал свою: восставшие крестьяне убивают деспота Троекурова.
В своих мемуарах Ивановский рассказывает, как он отстаивал право на показ в фильме «Дубровский» отсутствующей у Пушкина сцены крестьянского бунта. Нужно было быть по-настоящему убежденным в своей правоте, чтобы спорить с таким знатоком пушкинского наследия, как Б. Томашевский. Ивановский оказался прав: «разбойничьи сцены» органично вошли в фильм, — во всяком случае, никто из серьезных критиков не сказал, что здесь произошло какое-нибудь искажение пушкинской мысли.
«Дубровский» имел долгую экранную жизнь. Великолепные актеры — Б. Ливанов, В. Гардин, Н. Монахов, М. Тарханов и другие, правдивое воспроизведение атмосферы и антуража помещичьей жизни, лиризм сюжетной линии, рассказывающей о любви Маши Троекуровой и Дубровского, простота и ясность всего фильма— все это привлекало и подкупало зрителей. И хотя фильм не был свободен от греха модернизации истории, сказавшегося прежде всего в толковании образа Владимира Дубровского чуть ли не как сознательного революционера, он оказался едва ли не лучшим «пушкинским» фильмом 30-х годов.



Приятного просмотра!


Комментариев нет:

Отправить комментарий