воскресенье, 24 мая 2020 г.

«Поднятая целина» на экране


«Судьба человека», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Поднятая целина» и много других произведений М. А. Шолохова нашли свое отображение на экране. Кинематограф привлекали яркие образы, человеческие судьбы.  Особенно полно, без прикрас показана жизнь казачества, события, происходящие в станицах и хуторах Тихого Дона.


В мае 1933 года, с предложением экранизировать роман «Поднятая целина» к писателю обращался кинорежиссер Николай Шенгелая. Шолохов дал согласие, и осенью они начали работу, оператор Антон Поликевич снял хутора и станицы, казаков, внешне похожих на героев романа. Однако руководители Московской кинофабрики приняли решение прекратить производство фильма, так как картины раскулачивания были показаны слишком трагично, а смягчить их Шолохов отказался.
Первая экранизация романа «Поднятая целина» была черно-белой и снята по первой части произведения.
Съёмки проводились в павильоне и заняли меньше года. Съемки начались в 1939 году, а премьера фильма состоялась 5 мая 1940 года.
Кинодраматург Сергей Ермолинский, приехав в станицу Вёшенскую, написал сценарий в соавторстве с М.А. Шолоховым. В этот вариант сценария писатель перенёс немало фрагментов, созданных совместно с Н. Шенгелая, в частности, начальные эпизоды и финал. Сценарий передавал не только тему и главные черты содержания, но и дух книги в целом.
Режиссера фильма Юлия Райзмана привлекло повествование о проведении коллективизации на Дону, проходящей в острых противоречиях и трудностях. С.А. Ермолинский вспоминал: «То обстоятельство, что сценарный план излагал самое существенное из романа, брал из него важнейшие звенья, а не боковые, расположило Шолохова к экранизации его произведения, и он включился в нашу работу… Встретимся мы для уточнения той или иной сцены, а минут через 15 смотришь – разговор переползает на другую тему. Шолохов начинал что-нибудь вспоминать, и вернуть его к сценарию в такой вечер уже не удавалось. Но беседы эти немало нам прибавляли в понимании той жизни, о которой предстояло рассказать с экрана».
В главных ролях заняты артисты: Борис Добронравов - Давыдов, Михаил Болдуман - Нагульнов, Владимир Дорофеев - дед Щукарь, Александр Хованский - Майданников. В фильме звучит музыка Георгия Свиридова.
Зрители смотрели фильм с большим интересом. После премьеры в печати появились похвальные отклики, однако широкого признания картина не получила и довольно быстро сошла с экранов.
Второй фильм уже цветной трехсерийный           снят на студии «Ленфильм» режиссером А. Г. Ивановым. Сценарий Юрия Лукина и Фёдора Шахмагонова. В фильме звучит музыка композиторов Олега Каравайчука и Юрия Левитина.

В апреле 1959 года по рекомендации М.А.Шолохова в селе Ольховый Рог Миллеровского района Ростовской области начались съемки некоторых эпизодов фильма «Поднятая целина». Натурные съемки по совету М. А. Шолохова проводились в районе станицы Каргинской, города Миллерово и поселка Ново-Батайский. «Сон Нагульнова» снимался на миллеровском аэродроме. В массовках участвовали жители села. Первоначально планировалось снять две серии, но во время съёмок вышла вторая книга «Поднятой целины» и было принято решение снять третью серию. Глубокая осень, в Ростовской области идёт снег. Съёмки третьей серии фильма проходили в Абхазии. Именно там снята сцена с неудачным кашеварством Щукаря.
Александр Гаврилович Иванов собрал поистине звездный состав – Евгений Матвеев, Людмила Хитяева, Петр Чернов, Николай Крючков, Игорь Дмитриев, Пётр Глебов и др.
27 апреля 1960 года на экраны страны вышла первая серия знаменитого романа Михаила Шолохова, а 29 апреля 1961 года – третья серия. Фильм стал лидером проката: его посмотрели 30,2 миллиона человек.




Время меняется, меняются города и страны. Наша страна тоже претерпела изменения. По-разному можно относиться к коллективизации, раскулачиванию. Но до сих пор эта экранизация не оставляет равнодушными никого и знаменитый роман М.А.Шолохова не потерял своей художественной ценности, и не перестал быть актуальным.

Подготовила Елена Сергеевна Короткова

Комментариев нет:

Отправить комментарий