вторник, 14 декабря 2021 г.

Покорение Южного полюса. Руаль Амудсен

 14 декабря 1911 года (110 лет назад) экспедиция норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Выбрав в качестве способа передвижения собачьи упряжки, Амундсен на целый месяц опередил своего конкурента Роберта Скотта, который решил достичь полюса на мотосанях.

С детских лет Амундсен мечтал о путешествиях и экспедициях на север. В 1889 году его кумиром стал полярный исследователь Фритьоф Нансен, только что вернувшийся из своей Гренландской экспедиции. Юный Руаль был потрясен сообщениями о походе Нансена через покрытый льдом остров, он мечтал, что однажды станет таким же знаменитым.

Проучившись два года на медицинском факультете и получив наследство после смерти матери, он решил целиком посвятить себя подготовке к грядущим путешествиям. Он пять лет изучал морское дело, нанимаясь на разные суда.

В 1897 году его мечты начинают сбываться: в качестве помощника капитана Амундсен отправляется в экспедицию к Южному полюсу на корабле «Бельжика». Благодаря этому путешествию Амундсен смог познакомиться с суровыми условиями околополярной зоны, чтобы лучше подготовиться к своему первому самостоятельному путешествию.

Купив небольшое судно «Йоа», в 1903 году он отправился в арктическую экспедицию. Вместе с шестью товарищами Амундсен открыл Северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий. Обратно на родину Амундсен вернулся лишь осенью 1906 года, и сразу же был признан национальным героем.

После своего триумфального возвращения деятельный норвежец начал готовиться к новому путешествию, к Северному полюсу. Но экспедиции не суждено было состояться: во время подготовки к ней пришло известие о том, что американец Фредерик Кук стал первым человеком, достигшим этой точки земли. А еще год спустя о том же заявил американец Роберт Пири, оспаривавший первенство Кука.

Амундсен поменял свои планы и в августе 1910 года отправился в Антарктику.

К тому времени ему было известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс.

Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Успех экспедиции обеспечило хорошее планирование, благодаря чему Амудсен избежал многих проблем, с которыми столкнулась экспедиция его соперника Скотта.

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.

Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.

После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.

10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.

4 октября 1910 года судно пересекло экватор.

2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.

Команда Амундсена начала готовиться к экспедиции по континенту, тренируясь, вновь и вновь проверяя каждую мелочь, и размещая склады с продовольствием вдоль намеченного маршрута к полюсу.

Для зимовки Амудсен вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.

Отряд Амудсена выбрал в качестве средства передвижения проверенный веками способ — собачьи упряжки. Их соперник Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.

Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 (по другим сведениям 19 октября) Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи.

Покорение полюса отпраздновали курением сигар. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.

Равнина, окружающая полюс, была названа именем Хокона VII.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).

Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

 

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — океанограф Александр Кучин (1888-1912).

Александр Кучин родился в селе Кушерека Онежского уезда Архангельской губернии. Был первенцем в семье потомственных поморов Степана Григорьевича и Фёклы Андреевны. Учился прилежно, и уже в детские годы побывал не только в Белом, но и в Баренцевом, Норвежском и Карском морях, выполняя тяжелую работу корабельного юнги.

Успешно закончил училища: городское в Онеге, а затем - торгово-мореходное в Архангельске. Позднее - океанографические курсы в норвежском городе Бергене. Будучи штурманом и позже - капитаном, определил свое назначение - изучать полярные моря.

Был единственным русским, включенным в экспедицию Руаля Амундсена к Южному полюсу на «Фраме» (1910-1911) по рекомендации Фритьофа Нансена. На пути к Антарктиде и затем, когда судно шло вдоль его берегов, океанограф Кучин исследовал и описывал тогда еще неизведанные широты и морские глубины.

Вернувшись от южного полярного материка, Кучин отправился в новую экспедицию - в северные полярные широты. Погиб при невыясненных обстоятельствах в арктической экспедиции Владимира Русанова в возрасте 25 лет. Молодой капитан русановского «Геркулеса», Кучин владел норвежским языком, составил русско-норвежский словарь морских терминов, вёл дневниковые записи. Очень рано оборвалась жизнь Александра Степановича, но эта короткая, как вспышка, жизнь была необыкновенно яркой и содержательной.

На карте мира имя Кучина носят объекты в Арктике и в Антарктике. Дом семьи Кучиных в Онеге - деревянный двухэтажный шестистенок (нач. XX в.) был разобран и в 1980-е годы перевезен в городской парк. Теперь - это историко-мемориальный музей А. С. Кучина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий