пятница, 17 июля 2020 г.

Марина Урусова «Мой «Сталинград». Наброски к сценарию»



Сталинградская битва для жителей Волгограда – не просто исторический факт. Это – история семьи, которая заставляет видеть происходившее 78 лет назад так, словно всё это было вчера. Образно, в цвете, в деталях… как в кино.
Представляем вашему вниманию недописанный сценарий, автором которого является ведущий библиограф нашей библиотеки, член ВООО «Союз военных писателей» Марина Николаевна Урусова.

Марина Урусова
МОЙ «СТАЛИНГРАД». НАБРОСКИ К СЦЕНАРИЮ

Читая отзывы на фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград», задумалась – каким был бы мой фильм о Сталинградской битве? Мой «Сталинград»? Случай с Колей Десятиченко, назвавшем при выступлении в Бундестаге фашистских солдат невинными жертвами, упомянувшем Бекетовку, в которой я родилась и выросла, подстегнул эти мысли. Я поняла, что нужен, очень нужен такой фильм, посмотрев который современные подростки поняли бы кто на самом деле был невинной жертвой, кто героем, а кто преступником.
Какие-то сцены этого фильма я вижу ясно, какие-то маячат смутно, какие-то идут штрихами… В нём правда органично сливается с вымыслом, судьба моей семьи переплетается с судьбами незнакомых мне людей, словно нити одного большого полотна. В батальных сценах мелькают лица полководцев и писателей, рабочих и колхозников, ставших по воле рока солдатами.
Я начала бы фильм не с июля 1942-го, когда произошли первые столкновения наших и немцев под Сталинградом, а с эпизода середины 1970-х годов. Это выглядело бы так.

За столом две пожилые хозяйки и их гости – мужчина лет сорока и семилетняя девочка. Надпись внизу на кадре: «Волгоград. 9 мая 1975 года». Разговоры о войне. Из них становится ясно, что у хозяек была ещё одна сестра, которая недавно умерла, что все три женщины во время Сталинградской битвы оставались в городе – работали на предприятиях, оказались на территории, занятой немцами, и были угнаны ими в Германию, работали на ферме у немецкой фрау, чудом избежали сталинских лагерей, никогда не выходили замуж – боялись, что начнётся война и их дети погибнут. Поэтому хозяйки очень рады девочке, предлагают ей сладости, хлопочут вокруг неё.
Затем сцена сменилась бы – по улице звёздным вечером шагали бы двое – мужчина и его дочь, возвращаясь домой. И девочка, глядя на звёзды, сказала бы:
- Неужели на самом деле была война? Когда смотришь вокруг, кажется, что это было не на самом деле, а понарошку.

- Всё это было на самом деле, - серьёзно ответил бы отец.
Крупный план его задумчивого лица размылся бы, а потом на том же месте возникло бы лицо пятилетнего мальчика, и под ним появилась надпись – «Сталинградская область. Совхоз «Приволжский». 16 июня 1941 года». Камера бы отодвинулась, и рядом с первым мальчишеским лицом появилось второе – очень похожее на него. Брат-двойняшка.
- Колька, Борька! – раздался бы девичий голосок. – Не скучайте без нас. Мы вам из Сталинграда что-нибудь привезём!
Камера ещё раз отодвинулась бы, и стало видно, что мальчишки находятся в комнате сельского дома (за окном поля, сады), а на пороге комнаты стоят двое – их старшие брат и сестра, собираясь выходить. В руках старших детей (пятнадцати-семнадцати лет) – чемоданчики. Они едут в гости в город. Мать, отец и двое средних братьев провожают их, выходя из дома, сажают на подводу (младшие мальчишки наблюдают за отъездом из окна).
Следующая сцена – старших брата и сестру встречают тётушки – три девушки ненамного старше ребят (две из них – те самые, что угощали отца и дочь). Надпись на кадре «Сталинград. 16 июня 1942 года». В ходе разговора выясняется, что тётушки работают на Сталинградском тракторном и живут на съёмной квартире. Далее – калейдоскоп эпизодов из мирной жизни довоенного Сталинграда – посещение зоопарка, катание на каруселях, кино, мороженое. Среди всего этого выделяется один момент – брат и сестра делают общую фотографию. Мирная жизнь обрывается сообщением о начале войны. Ребята уезжают домой – в совхоз, к родителям.
Эпизоды ухода двух старших братьев в армию. Снова лица двух мальчишек, которые смотрят вслед уходящим братьям – сначала одному, потом другому. Кадр размылся бы, как будто ребёнок заплакал, и появился бы новый.

С этого момента начиналось бы чередование рассказа о разных людях – смена «локаций»: семья мальчишки, старший брат мальчишки, который воюет в Сталинграде, тётушки, которые работают в городе и попадают на занятую немцами территорию, батальные сцены. И отдельно – судьба одного-единственного немца.

Курсанты Астраханского пехотного училища идут строем. Среди них – старший брат мальчишек, тот самый, что ездил летом в Сталинград. На кадре надпись: «Ориенбург[1]. Лето 1942 года». Из разговоров курсантов и командиров выясняется, что часть училища из Астрахани перевели под Оренбург, где курсанты должны завершить подготовку.
На фронте всё сложнее и сложнее. Курсанты слушают сводки и их лица мрачнеют. Враг напирает, приближаясь к Поволжью. Принято решение на базе нескольких военных училищ, которые базируются в Оренбурге, создать курсантскую стрелковую бригаду. Старший брат мальчика становится бойцом этой бригады. Бригада готовится к отправке на фронт.

Сталинград. Лето 1942 года. Образуются отряды самообороны, предприятия работают в усиленном режиме, осваивая производство военной техники, боеприпасов, военной формы и т. п. Тётушки мальчика выполняют несколько норм – «Всё для фронта, всё для победы!». Посещают госпиталь – помогают санитаркам, читают раненым, пишут за них письма домой. Выезжают на рытьё траншей за город.

Подводы – эвакуация. Младшие мальчишки и мать едут на телеге среди узлов, отец, брат и сестра идут рядом. Следом за телегой бредёт корова.
Появляется надпись внизу на кадре – «Начало июля 1942 года. Сталинградская область. Село Дубовый Овраг». Семья въезжает в Дубовый Овраг и поселяется в бараках. Получают письма от сыновей из армии. Старший пишет, что стал курсантом военного училища. Отец с гордостью распрямляет спину и говорит, что «Мишка далеко пойдёт, не то, что его тятька, который во время Первой мировой в обозе служил, а в Гражданскую у Деникина вшей кормил. Будет большим командиром». Второй сын служит на Дальнем Востоке.
Семья ждёт отправки из Дубового Оврага дальше, но она всё откладывается и откладывается. Не сидят сложа руки – дочка работает на поле, сын пасёт стадо коров, отец сторожит колхозные поля. Вместо сторожки у отца – землянка, куда бегают младшие мальчишки.
Война входит в жизнь через сообщения по громкоговорителю, статьи в газетах и рассказы фронтовиков, которые проходят через село. Атмосфера накаляется, немцы всё ближе и ближе. Над селом в сторону Сталинграда то и дело пролетают немецкие самолёты, детвора выбегает посмотреть на них. Где-то на горизонте они видят зарево и дым.
Однажды мальчишки выбегают из землянки, чтобы посмотреть на самолёты, и начинается бомбёжка. Первым же взрывом одного мальчика (отца девочки) забрасывает в землянку, второй остаётся на месте, и осколком ему отсекает руку. Подбегает отец, зажимает рану ладонью, вносит ребёнка в блиндаж. Мальчик поднимает глаза, видит, кто его держит и говорит: «Тятя, бо…» Закончить он не успевает. Взрыв рядом со входом в землянку, и осколком ему распарывает живот. Отец двойняшек получает осколочное ранение в ногу. Гибель брата видит второй мальчик. Слышит гул улетающих самолётов. Отец мальчиков поднимает мёртвого сына на руки и, хромая, идёт к баракам, где живёт семья. Идёт и плачет. Второй сын идёт следом. Возле бараков – последствия налёта. Лежат убитые. Женщина с ранением в бедро просит о помощи.

Немец. Лётчик Люфтваффе. За его спиной – Испания, Польша, Франция... И вот – Советский Союз. Он солдат и выполняет приказ. Есть задание - бомбить переправу под Сталинградом. Недалеко от переправы – посёлок. Под крылом – крыши домов. И на одной крыше – двое детей. Мальчик лет восьми и девочка лет шести. Милые, маленькие, смешные. Лётчик машет им рукой, пролетая мимо. Неподалёку от посёлка – церковь.
Через несколько дней он снова летит бомбить переправу. Ночь. Густая темнота. Только на Волге - блики от луны. Он почти не видит куда бросать бомбы. И вдруг перед его самолётом вспыхивает яркий свет. В лучах лётчик видит купол церкви, крест, и над всем этим – образ Мадонны с младенцем. Она хмурится, она недовольна им, она считает, что он творит беззаконие, что ему не место здесь.
Лётчик поворачивает самолёт и возвращается на аэродром, не сбросив ни одной бомбы.
Суд над ним. Он рассказывает о видении Мадонны. Приговор – разжаловать из офицеров в солдаты, лишить всех наград и отправить в пехоту на передовую.

Курсантская бригада едет в эшелоне на фронт. Надпись внизу «23 августа 1942 года». Внезапно начинается бомбёжка. Курсанты разбегаются от состава. Бегают командиры с криками: «Ложись!» Среди мечущихся людей мелькает старший брат мальчика. Налёт закончился, командиры собирают уцелевших. Санитары оказывают помощь раненым. Прибывает нарочный с пакетом для командира бригады. В пакете требование развернуть части и закрыть прорыв в районе Городища и Мокрой Мечетки.
Принято решение разделить бригаду на три части и отправить их по разным маршрутам, занимая всю линию фронта, отведённую командованием. Курсантов строят, объявляют задачу, и они марш-броском отправляются к месту назначения.

Тётушки переживают бомбёжку Сталинграда. Мечутся между станками цеха Сталинградского тракторного. Видят смерть других работников предприятия. Сцены горящего города. На город спускается тьма. Бригадир собирает рабочих, объясняет, что немцы стоят в нескольких километрах от завода, что завтра их танки пойдут в город, а наши не успевают перебросить сюда танковые части. Принимают решение обшить трактора картоном, замаскировав их под танки. Принимаются за дело. Утром навстречу танковой колонне выходят замаскированные трактора и рабочие завода.

Семья медленно оправляется от потери. Приходит письмо от Михаила: «Воюем там, куда летом ездили к девчатам». Отец читает и произносит: «Сталинград!» Мать вытирает слёзы, сестра закрывает рот рукой, средний брат гордо выпрямляется, а маленький мальчик внимательно смотрит на взрослых, пытаясь понять – плохо это или хорошо.
Немцы входят в Дубовый Овраг. Это – передовые части. По дворам идут офицеры и солдаты – ищут раненых красноармейцев, которых прячут жители. Врываются в бараки и видят забинтованную ногу отца.
- Русиш зольдатен! – тычет в него дулом пистолета офицер, а солдат водит дулом по всем членам семьи.
- Да, какой я солдат! Это ваши же ранили, когда село бомбили! – отвечает отец.
Немцы верят и уходят. Начинается жизнь при немцах. Большинство из них - простые солдаты, у которых дома остались жёны и дети. Они пытаются наладить отношения с населением. Не грабят, меняют ведро каши на ведро молока.

Марш немецких частей по дороге на Сталинград. Идут, как на параде. Смеются, играют на губной гармошке. Прибытие бывшего лётчика на передовую. Штрафбат. Каждый знает, что позади находится заградотряд, который расстреляет любого, кто попытается бежать с позиций. Первая стычка с русскими, первые потери среди немцев. Первый страх перед врагом. Первое потрясение от их самопожертвования.

Курсантская бригада. Перед строем зачитывают приказ № 227 «Ни шагу назад!»
Первый бой. Первые потери. Батальные сцены. Старший брат мальчика с бронетанковым ружьём держит оборону. Радуется подбитым танкам.

Семья мальчишки. Немецкие части уходят дальше, и в селе становятся на постой румыны. Они выгоняют людей из бараков, отбирают корову, тёплые вещи. Семья селится в землянке, на пороге которой погиб один из братьев. Румыны регулярно обходят село и ищут что отобрать. Однажды ночью в землянку вваливается румынский офицер, хватает за руку сестру и кричит, что доставит её в комендатуру. Мать бросается защищать, и отбивает дочь.

Полковник Шолохов идёт по траншеям. Ему советуют быть поосторожнее – работает снайпер. Его узнают, обступают. Кто-то спрашивает:
- Михаил Александрович, а вы в Бога верите? У вас есть своя, особая молитва?
Шолохов затягивается дымом от папиросы. Мысли его не здесь. Он видит свою мать, убитую при бомбёжке только вчера.
- Я много молитв знаю. И тех, что у меня в «Тихом Доне», и других. Но сейчас у меня одна главная молитва. И начинается она так: «Во имя Отца, и Сына, и матери моей! Ни шагу назад!»

Генерал Шумилов прибывает в район Лысой горы, где наши части откатились к железной дороге, собирает отдыхающих солдат.
- Дети мои, - обращается он к солдатам. – Продержитесь хотя бы час! Не пустим врага в Бекетовку! Это – единственный район, в котором немцев нет! Отобьём высоту! Я сам с вами пойду!
Бой. Шумиловцы отбивают гору.

Отрада. Ожесточённые бои. Немцы прорываются на танках в село. Их отбивают наши бойцы. Над церковью Никиты Исповедника кружит немецкий самолёт, стреляет по куполам.

Бекетовка в районе СталГРЭСа. Голодные детишки сбегаются к полевой кухне. Старый солдат кормит их кашей. По мрачному виду, по шёпоту родителей, стоящих неподалёку, зритель понимает, откуда взялась эта дармовая каша – в наших частях снова потери.

Бойцы Родимцева высаживаются на берег и сходу идут в бой. Отбивают врага от берега, доходят до железнодорожного вокзала.
Дом Павлова. Разведчики пробираются туда и находят мирных жителей, прячущихся в подвале. Держат оборону.

Шолохов вместе с другими писателями ползком пробирается по городу, чтобы поговорить с его защитниками. Знакомится с отцом и сыном из Сибири. Наши идут в атаку, сын погибает, и отец обещает похоронить его, если вернётся. У Шолохова от этой сцены блестят глаза, но он поднимает их к небу, чтобы не плакать.

Осень. Холодно. Немцы в оккупированных районах Сталинграда наводят «новый порядок» - грабят, насилуют, вышвыривают население из обжитых подвалов на улицу.
Молодёжь отправляют на работу в Германию. Среди юношей и девушек, которых готовят к отправке, – три тётушки мальчика. За толпой наблюдают немецкие солдаты. Кричат что-то, трясущейся не столько от холода, сколько от нервного напряжения, молодёжи, смеются над ней, отбирают приглянувшиеся вещи.
Колонна будущих рабов начинает движение. Проходящим мимо плачущим тётушкам разжалованный в рядовые лётчик говорит, пытаясь их успокоить:
- Фройляйн, не бойтесь! Германия – красивая страна! Добрая страна. Вам понравится в моей Германии!
Девушки ничего не понимают.

На аэродром под Сталинградом приходят старцы с иконой Казанской Божьей Матери. Икону грузят на самолёт, который летит над Сталинградом. Хроника горящего города, кадры батальных сцен (подвиги Паникахи, Ваньки Фёдорова, казнь Саши Филиппова и Маши Усковой и т. д.), и на фоне этого проступают лик Богородицы с младенцем Христом на руках.

Артиллеристская подготовка 19 ноября 1942 года. Залпы орудий. Наши переходят в наступление. Батальные сцены.

Курсантская бригада. Построение оставшихся в живых. Их в десять раз меньше, чем ушло в бой в конце августа. Не больше батальона.
Объявляется, что бригада отводится для дополнительного формирования.
Крупный план лиц повзрослевших, постаревших и поседевших курсантов.

Зима. Мороз. Немецкие солдаты сидят в подвале, кутаясь во всё, что нашлось в захваченном ими доме. Интенданты раздают банки консервов. Каждому достаётся по две банки. Что в них – никто не знает. Бывшему лётчику достаётся банка со шпинатом и банка со свиным жиром. Он ест жир небольшими порциями, не пытаясь его согреть. Натирает жиром обмороженные пальцы рук, кутает их в бинты.
Один из немцев сидя у стены что-то рисует. Бывший лётчик проходит мимо, и останавливается. С бумажного листа на него смотрит Мадонна. Он неуверенно крестится, то ли веря в то, что будет спасён, то ли прося прощение за содеянное.

Объединение 62-й и 64-й армий.
Паулюс выходит из подвала универмага под конвоем наших солдат. Едет через разрушенный город в Бекетовку. Допрос фельдмаршала Шумиловым.
Строй пленных солдат идёт через город в Бекетовку пешком. Среди них – бывший лётчик.
Проходят мимо группы наших солдат, которые стоят над трупом женщины с грудным ребёнком. Видно, что они погибли при бомбёжке. Один из солдат бросается к пленным с оружием, кричит, что расстреляет их. Тычет в грудь лётчику автоматом. Товарищи оттаскивают его и разоружают. Немец шепчет посиневшими губами: «Как глупо. Зачем мы убиваем друг друга?»

Госпиталь в Саратове. Раненые. Кто-то стонет, кто-то бредит, кто-то бродит на костылях по коридорам. Среди них – старший брат мальчика.
Включается громкоговоритель. Передают сводку Совинформбюро о победе под Сталинградом. Всеобщее ликование. Раненые кричат «Ура», выздоравливающие бегают по палатам будоража всех. Врачи и медсёстры даже не пытаются прекратить беготню.

Митинг победителей 4 февраля 1943 года на Площади Павших Борцов. Среди участников – отец-сибиряк, на глазах Шолохова потерявший сына. Вытирает слезу, катящуюся по лицу.

Снова начало 1970-х годов.
Отец укладывает дочь спать. Поправляет на ней одеяло, и уходит в другую комнату. Достаёт семейный альбом. Раскрывает его. Среди фотографий лежит пожелтевший листок похоронки. Мужчина читает: «Ваш сын Михаил Иванович Урусов погиб 8 марта 1943 года в селе Ольговка Орловской области». Находит в альбоме порыжевшее фото – то самое, которое сделали его старшие брат и сестра летом 1941 года в Сталинграде. Смотрит на него. Крупный план фотографии. Потом камера отодвигается, и становится видно, что это – штендер «Бессмертного полка». Надпись под кадром: «Волгоград. 9 мая 2017 года». Штендер – в руках женщины лет пятидесяти (подросшая девочка). Вокруг – другие люди со штендерами, и среди них девушка (почти подросток). Она тоже держит в руках штендер (с портретом прадеда), оглядывается с лестницы Мамаева Кургана на шеренги «Бессмертного полка», идущие следом, и говорит:
- Иногда кажется, что войны не было, что всё это придумали. Но когда видишь, сколько людей вышли на улицы с фотографиями солдат, смотришь на эти портреты, понимаешь, что всё это было на самом деле. Спасибо им за то, что мы есть!
Песня о том, что память Сталинграда прорастает в каждом из нас, и кадры горящего города, батальных сцен, сменяющиеся фотографиями солдат «Бессмертного полка» на фоне Мамаева Кургана. Камера поднимается к скульптуре Матери Родины, за которой виден храм, и конечные кадры - панорама возрождённого города с высоты кургана.

У каждого из нас – своя картина великого сражения. Время вносит коррективы, заставляя применять новые кинематографические приёмы для раскрытия такой серьёзной темы, как война. Но главным мерилом фильма о военном Сталинграде всегда, во все времена должна оставаться достоверность. И герои должны быть героями, палачи – палачами, заблудшие души – заблудшими душами. Чтобы не вырастали дети, считающие немецких солдат «невинными жертвами», забывая, что эти «жертвы» пришли на нашу землю с оружием в руках, жгли, убивали, насиловали, грабили, что они оставили после себя лишь руины. И только единицы из них прошли через Покаяние, осознали совершённое. Остальные, подобно подсудимым на Нюрнбергском процессе, до сих пор считают, что «были солдатами и выполняли приказ», не признавая за собой вины.

Источник
Волжанин: литературно-художественный альманах. Вып. 6 / ВООО «Союз военных писателей» ; сост. З. В. Коломейцева. – Волгоград : ООО «Новые краски», 2020. – 312 с. :6 ил.



[1] Приводится принятый в 1940-х годах вариант написания названия города.

Комментариев нет:

Отправить комментарий