суббота, 26 октября 2019 г.

Николай Шилин "С монетой во рту"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Николай Шилин
С МОНЕТОЙ ВО РТУ
(Отрывок из повести)

…Осенью сорок второго гитлеровцы прорвались к Волге южнее Завода «Баррикады». Дивизия была отрезана от главных сил 62-й армии. Однако удерживала за собой участок около 700 метров по фронту и 400 метров в глубину. Ей приходилось отражать с севера, запада и юга атаки врага силою трех немецких дивизий.
Обстановка в Сталинграде близилась к развязке. Но резервов у противоборствующих сторон уже не было.
Дело дошло до того, что генерал Н. И. Крылов подписал 2 ноября в час ночи распоряжение о расформировании батальона охраны штаба армии. Весь личный состав и вооружение передавались на доукомплектование частей 39-й гвардейской стрелковой дивизии.
Для перелома обстановки в пользу немцев Паулюс запрашивал три дивизии полного состава. Однако ему дали только пять саперных батальонов. В Крыму, на Дону, на севере грузили их на машины или в самолеты и прямым ходом направляли в Сталинград, в район «теннисной ракетки» - так немцы называли территорию города в районе завода «Красный Октябрь», опоясываемую железнодорожной линией.
Саперный полк Буланова от разъезда Конный (Самофаловка) добрался без потерь. Далее предполагалось под прикрытием обороняющихся по «коридору» между Волгой и обороной проскочить на «остров Людникова».

Но этот вариант был чреват серьезными потерями. Потому представитель Людникова капитан Петр Васечкин, он же начальник штаба полка, назначенный на эту должность накануне из офицеров штаба дивизии, передал приказ: достигнуть Волги, в Ерзовском затоне погрузиться на катера, спуститься до «Красного Октября и влиться в оборону дивизии…
Минут через пятнадцать Буланов и Васечкин вышли из кабинета Людникова. Тут же покинули штольню и стали подниматься по узкой тропе в Нижний поселок завода «Баррикады». Вслед за ними шли автоматчики-ординарцы Суханов и Краснов. Саша помогал Суханову преодолеть обледенелый подъем. Костя был рад, встретив Сашу в должности адъютанта. Теперь это был уже не мальчик, падающий в обморок при виде крови, а настоящий солдат, закаленный в боях.
В темноте перед ними вырос из-под земли двухэтажный дом. Васечкин оставил группу за домом со стороны Волги, доложил командиру полка:
- Это руины бывшего особняка директора завода. Сейчас здесь командный пункт дивизии.
Ни Буланов, ни Васечкин не предполагали, что в считанных метрах от штольни, вокруг командного пункта, разгорятся ожесточенные схватки с гитлеровцами.
Блиндаж штаба полка находился чуть ниже большого сквера поселка. Вскоре группа прибыла в свой «дом». Попив чаю, отогревшись, командир и начальник штаба приступили к уточнению обстановки. Суханов лег на топчан в прихожке блиндажа и мгновенно уснул. Он уже ничего не воспринимал болезненно. Костя прибыл сюда за своей конечной судьбой. Этого хотели и сын Колька, и жена Ульяна, и другие близкие люди. К этому стремился и он сам. Для развязки судьбы было все рядом – и река Стикс, и лодка, и сам исполнитель предначертанной судьбы лодочник Харон…
И монета в кармане, которую положат Косте в рот перед отправкой в подземное царство…

Источник:
Шилин, Н. С монетой во рту / Н. Шилин // Отчий край. – 2003. – № 2–4.

***
Николай Шилин – автор книг о войне, полковник в отставке, знаток военного дела, журналист. Николай Шилин не воевал – годами не вышел. И от Сталинграда был далеко - в родном хуторе Родионовский Кумылженского района. Но и сюда докатывалась канонада Великой битвы. В 13 лет сопровождал обозы с патронами и продуктами для фронта. Шилин едва не ушел с солдатами сыном полка, но пожалел мать, у которой на руках оставались четверо младших детей. Профессию выбрал военного и 37 лет прослужил в армии. А еще писал очерки, а затем и книги о людях, победивших фашизм. Последняя, из опубликованных, - остросюжетная и суровая повесть «С монетой во рту». В повести описываются трагические бои 1942 года в районе Сталинграда. Название Н. Шилину навеяла греческая мифология. Монету вкладывали в рот тем, кто отправлялся в царство мертвых.

Подготовила Елена Сергеевна Короткова

Комментариев нет:

Отправить комментарий