понедельник, 17 февраля 2014 г.

Библиотечная блогосфера глазами преподавателя



Федоров, А. О. Библиотечная блогосфера : в чем феномен библиотечного блога? / А. О. Федоров ; Рос. гос. б-ка (М.). - Москва : Пашков дом, 2013. - 84 с. - (Библиотека библиотекаря).

Среди новинок, поступивших в нашу библиотеку, обнаружилась книга преподавателя Чувашского государственного института культуры и искусств Андрея Олеговича Фёдорова «Библиотечная блогосфера: в чём феномен библиотечного блога?»


Говорить об этой книге сложно. С одной стороны хотелось бы отметить, что материал в ней - нужный и полезный. С другой признать, что для создания успешного блога информации, которая приводится автором, недостаточно, что хотелось бы больше, глубже, подробнее… расспросить А.О. Фёдорова о некоторых отдельных моментах, и рассказать ему о том, что он в своей книге упустил.

Содержание книги делится на четыре неравноценные части. Первые две из них посвящены актуальности, истории, причинам популярности блогов, их видам и общей классификации. Третья часть называется «Феномен библиотечного блога» и рассматривает организационные вопросы. В ней автор говорит о возможностях и читательской аудитории блога, называет требования, которые к нему предъявляются, и риски ведения библиотечного блога. В четвёртой рассматривается «функционал» блога (метаданные, организацию сообщений, рубрики, свежие тексты, теги, RSS-ленты, комментарии и поиск по блогу), приводятся практические советы по созданию блога.
По поводу четвёртой части хотелось бы поговорить отдельно, сопровождая разговор рассказом о работе над нашим блогом. А сегодня мы остановимся на некоторых моментах третьей части книги, которые нас заинтриговали и заставили «примерять» написанное её автором, к блогу библиотеки им. М. А. Шолохова.
Приходилось ли вам, наши коллеги-библиотекари, задумываться – для кого вы пишете? Мы, открывая свой блог, даже не подозревали о некоторых категориях «блогочитателей».
А. О. Фёдоров называет: работников библиотеки (блог «внутреннего пользования», в который может писать каждый сотрудник, решая общие задачи – нечто, вроде, места для «мозгового штурма»), пользователей библиотеки, коллег (из других библиотек), конкурентов, представителей СМИ, потенциальных сотрудников. Каждая категория посетителей блога при этом преследует свои цели: пользователи – получить информацию о времени работы библиотеки или новых мероприятиях, коллеги – для того, чтобы следить за развитием библиотеки, конкуренты – чтобы что-то «позаимствовать», журналисты – чтобы получить информацию «из первых рук» (если надо, потом уточнить что-то), потенциальные сотрудники – чтобы определиться, следует ли идти работать в библиотеку. Особенно впечатлили нас конкуренты… Следует ли нам как-то ориентироваться на эту группу посетителей блога?
Не менее интересным показалось размышление о стратегии, тактике, целях ведения библиотечного блога. Стратегию А. О. Фёдоров видит в «продвижении полезного контента и различных советов и рекомендаций (например, что читать) и получение того же самого взамен (обратная связь)». Он отмечает, что большая часть библиотек заводит блог, стремясь обеспечить большой наплыв читателей, и забрасывает его, не получив желаемого. По мнению автора, руководство библиотеки должно отдавать себе отчёт – для чего заводится блог: для формирования положительного имиджа библиотеки; для информирования общественности о деятельности библиотеки; для стимулирования спроса на библиотечные продукты и услуги… «Считаем, что библиотечный блог должен восприниматься в качестве своеобразного зеркала процессов, которые происходят внутри или вокруг библиотеки. Необходимо, чтобы тексты были простыми и по возможности интересными», - пишет он. Именно это мы пытаемся делать, когда пишем в наш блог. Открывая его мы намеревались писать об услугах, которые предоставляет библиотека, о мероприятиях, которые в ней проходят, о наших фондах и ресурсах. Постепенно тематика и цели меняются – по мере того, как мы понимаем, какие возможности даёт блог.
Ещё одна глава книги показалась весьма полезной: «О чём и как писать в блог библиотеки?» После ознакомления с её содержанием, мысли заработали в новом направлении. Многое из того, о чём говорит автор, знакомо и нам, и нашим собратьям-блогерам – нужно писать регулярно, вставлять картинки и видео, писать о реальных событиях, участвовать в дискуссиях, устраивать конкурсы… И вдруг среди всего этого: «рассказывайте о том, чего не может увидеть, узнать обычный пользователь (технологические моменты деятельности библиотеки, специфику работы определённых отделов библиотеки, помещения и места отдыха для сотрудников и т. п.)»! Прочитали, задумались… плавно перешли к следующей главе – про риски ведения блога. Их А. О. Фёдоров насчитывает всего шесть. Заводя библиотечный блог, оказывается, мы рисковали… но большую часть рисков благополучно миновали, а с некоторыми разминулись или ещё не добрались до них. Мы могли:
- не удержать планку (не осилить заявленного объёма публикаций или тем);
- не справиться с критикой (троллингом и претензиями посетителей библиотеки);
- не вызвать интерес (из-за плохого контента, вялого или фривольного стиля и т.п.);
- не развить блог (попросту забросить это дело);
- не вызвать уважения (здесь риск двойной – неуважение может вызвать как блог, так и его автор, если будет ругаться с посетителями или «не дружить» с орфографией);
- не досчитаться сотрудников (в случае, если автор блога «приглянется» другой библиотеке и его туда сманят).
«Ведение библиотечного блога, как видите, не праздное времяпрепровождение, а серьёзная работа, требующая человеческих ресурсов, профессионализма, внимания, принятия ответственных решений и постоянной готовности к открытому диалогу», - такими словами заканчивает автор третью часть книги.

6 комментариев:

  1. Коллеги, большое спасибо за аннотацию книги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Были рады рассказать об интересной книге. Только аннотацией это назвать сложно. Скорее, реферат.

      Удалить
    2. Марина, здравствуйте! Жаль, книги нет в электронном виде, я б скачала и обязательно прочла. А то всему учишься самостоятельно из сети. К тому же в нашем методическом отделе уже два года нет никакой подписки, так плохо, когда интернет - единственный источник информации.

      Удалить
    3. Наталья Васильевна, к сожалению, нас тоже не балуют подпиской на профессиональные журналы, и книги, подобные этой, поступают редко. Знаем, что это - общая беда наших библиотекарей, поэтому постарались пересказать содержание ценного издания.

      Удалить
    4. Марина, и еще я вам очень благодарна за пост о продвижении блога, название не скажу. Следуя вашим рекомендациям, добавила свой блог в гугл и яндекс-поисковые системы, и в "Википедию" на страницу нашего района - ссылку на блог и отдельно - на пост блога о почетных жителях района. И наконец-то разобралась с RSS и настроила возможность фид-подписки на свой блог

      Удалить
    5. Рады были помочь!:) На самом деле есть ещё некоторые хитрости, о которых когда-нибудь расскажу отдельным постом, чтобы облегчить библиотечным блогерам жизнь.

      Удалить