
Исследователи говорят о том,
что казаками была разработана уникальная техника верховой езды, сабельного и
рукопашного боя, полумистическое искусство «Казачьего Спаса». Упоминают эти
техники часто, а вот найти их описание сложно. Поэтому книга «Казачий
рукопашный бой. Частные примеры техники современного казачьего рукопашного боя»
Валентина Бондаренко и Вадима Пустовойтова уникальна и бесценна. Авторы - члены
ростовской ассоциации казачьих боевых искусств"Перначъ" - писали её для своих коллег – педагогов
казачьих кадетских корпусов, классов. Для остальных читателей в книгу включено
специальное предупреждение: «Авторы обращают внимание на то, что заниматься
казачьим рукопашным боем (КАК И ЛЮБЫМ ВИДОМ ЕДИНОБОРСТВ) необходимо только под
руководством опытных тренеров, имеющих соответствующую общеспортивную и
педагогическую подготовку и аттестации. При этом обязательно соблюдение техники
безопасности и соответствующих законов Российской Федерации».
Читать книгу могут не только
опытные тренеры и педагоги. И первая часть, посвящённая истории казачьего
рукопашного боя, и часть вторая, рассказывающая о разновидностях современного
рукопашного боя, будет интересна рядовому читателю. Только повторять описанные
приёмы без присмотра и страховки не рекомендуется. А, если очень хочется, лучше
записаться в секцию казачьего рукопашного боя – благо, отделения ассоциации
«Перначъ» есть во многих городах России.
Оставим вторую часть книги на
рассмотрение особо заинтересованным лицам. Остановимся на истории казачьего
рукопашного боя. Авторы рассказывают о пластунской и войсковой технике
казачьего рукопашного боя, Казачьем Спасе и запорожском варианте казачьего
рукопашного боя «Казачьей Вэже» в реконструкции В. В. Задунайского (в том числе
бой копьём и сабельный бой). Попробуем суммировать то, что написано в главах,
посвящённых пластунской и войсковой технике казачьего рукопашного боя и о
Казачьем Спасе.

Войсковая
техника боя. Авторы отмечают, что основы рукопашного боя
казачонок впитывал с молоком матери, с первых шагов, первых контактов с
окружающим миром. Его подначивали старшие братья, уличные приятели, а уличные
мальчишечьи бои шли круглый год – курень на курень, улица на улицу, станица на
станицу… Старшие казаки учили младших защищать себя. Самым главным «мероприятием»
по рукопашному бою на Дону были кулачные бои станичних и войсковых масштабов.
Приводятся сведения о кулачных боях в 1804 году, когда Россия не вела
масштабных боевых действий и «без дела» остались десятки генералов и сотни
офицеров. Как писали современники, в этот период кулачные бои в станицах
проводились с учётом достижений военно-стратегической мысли и тактического
искусства: составлялись диспозиции, определялись ударные и резервные группы,
рассматривались возможности маневрирования, определялись места для засад…
Учитывая большое искусство в ведение кулачного боя, казакам запрещалось
распускать руки дома, разрешалось «учить» домочадцев исключительно плёткой,
висевшей на стене в курене (это была не боевая нагайка, а специальная –
«семейная», сплетённая из мягкой кожи). Основой казачьего рукопашного боя
являлась психологическая составляющая, когда «нервная система, сознание,
мгновенно переводится из относительно спокойного состояния в предельно (и
запредельно) боевое». Отдельно говорится о ведении боя в лаве, который имеет
ряд физических особенностей, отличающих его от любых других видов конного боя.
Вот что об этом пишут авторы: «Во-первых, это движение на галопирующей лошади с
максимальной скоростью. Во-вторых, это нанесение точного пикового удара в
пешего (или конного) противника, после чего пика, как правило, бросается и
главным оружием становится шашка. Никаких остановок в для фехтования (как это
происходит во многих «малограмотных» кинолентах) в лаве не предусмотрено. Шашка
вообще для фехтования не предназначена, у неё нет даже гарды <…> Шашкой
только рубят или, реже, колют (спешившись, или на малой скорости, часто
используя на манер пики). Отбивающих и блокирующих ударов практически нет –
извлечение шашки, которую носят вверх лезвием, это не подготовка к бою, это его
начало – первая форма удара. Размахивают шашкой только для того, чтобы
«зарядить» удар силой (как чисто физической, так и биоэнергетической), многие
казаки вообще на скаку предпочитали не махать шашкой над головой, а держать её
книзу, чтобы рука наливалась кровью и становилась максимально тяжёлой».
Казачий
Спас.
О, этот мистический и спорный Казачий Спас! Полулегенда, полубыль! И обойти
нельзя, и рассказать невозможно. Вот и авторы книги «Казачий рукопашный бой»
предпочли ничего не говорить о технике, ограничившись толкованием самого
понятия и поверьем об одной уникальной молитве, которую казаки-старообрядцы
передавали от отца к сыну, и которая позволяла входить в особое состояние,
становиться неуязвимым для вражеского оружия. Для самого понятия «Казачий Спас»
они отобрали пять толкований: то, что тебя спасает в бою; запас (боевой)
украинского (казачьего) народа; особое психическое состояние, при котором
человек находится под покровительством ангела-хранителя; название дано в честь
богов-Спасов (дохристианское толкование); Спас – дар Бога, данный человеку для
спасения своего народа, Земли и близких… Несколько слов сказано о дошедших до
нас частях Великого Спаса.
Эту и другие книги о казаках и
казачестве вы можете найти в нашей библиотеке.
Наш адрес: Волгоград, ул.
Кирова, 132.
Комментариев нет:
Отправить комментарий