воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Казачий рукопашный бой



Известно, что казаки были идеальными воинами. Приходилось ли вам задумываться – как можно стать идеальным воином и что для этого надо сделать – как тренироваться?
 Исследователи говорят о том, что казаками была разработана уникальная техника верховой езды, сабельного и рукопашного боя, полумистическое искусство «Казачьего Спаса». Упоминают эти техники часто, а вот найти их описание сложно. Поэтому книга «Казачий рукопашный бой. Частные примеры техники современного казачьего рукопашного боя» Валентина Бондаренко и Вадима Пустовойтова уникальна и бесценна. Авторы - члены ростовской ассоциации казачьих боевых искусств"Перначъ"  - писали её для своих коллег – педагогов казачьих кадетских корпусов, классов. Для остальных читателей в книгу включено специальное предупреждение: «Авторы обращают внимание на то, что заниматься казачьим рукопашным боем (КАК И ЛЮБЫМ ВИДОМ ЕДИНОБОРСТВ) необходимо только под руководством опытных тренеров, имеющих соответствующую общеспортивную и педагогическую подготовку и аттестации. При этом обязательно соблюдение техники безопасности и соответствующих законов Российской Федерации».
Читать книгу могут не только опытные тренеры и педагоги. И первая часть, посвящённая истории казачьего рукопашного боя, и часть вторая, рассказывающая о разновидностях современного рукопашного боя, будет интересна рядовому читателю. Только повторять описанные приёмы без присмотра и страховки не рекомендуется. А, если очень хочется, лучше записаться в секцию казачьего рукопашного боя – благо, отделения ассоциации «Перначъ» есть во многих городах России.
Оставим вторую часть книги на рассмотрение особо заинтересованным лицам. Остановимся на истории казачьего рукопашного боя. Авторы рассказывают о пластунской и войсковой технике казачьего рукопашного боя, Казачьем Спасе и запорожском варианте казачьего рукопашного боя «Казачьей Вэже» в реконструкции В. В. Задунайского (в том числе бой копьём и сабельный бой). Попробуем суммировать то, что написано в главах, посвящённых пластунской и войсковой технике казачьего рукопашного боя и о Казачьем Спасе.

Пластунская техника боя. Историю оформления особой воинской касты пластунов В. В. Бондаренко и В. Н. Пустовойтов начинают описывать с Запорожской Сечи, плавно переходя на практику казаков Кубани отслеживать тех, кто уничтожал фураж (это была обычная практика борьбы горцев с казаками). Давно ушла в прошлое практика описание «глупого» противника. Говоря о горцах авторы отдают дань смелости и воинскому искусству особой касты противника - хеджеретов. Тем больше чести достаётся казакам, которые смогли выработать техники, позволяющие победить хитрого и отважного врага! «Пластуны учились двигаться ползком, работая локтями и коленями, подползать, подбираться незаметно, пользуясь густой травой, где камышом, где кустами, где камнями, как прикрытием для своего распластанного по земле тела». Одеждой пластуны ничем не отличались от хеджеретов, на ногах они носили «постолы» или чувяки из шкуры диких кабанов, чёрной щетиной наружу (такая обувь не скользит на камнях и не промокает). При себе пластун имел штуцер с тесаком, кинжал и, так называемые, причиндалы: пороховницу, мешочек для пуль, жирник-маслёнку, шило из рога дикого козла и котелок. Брали они с собой в поиск и ручные гранаты, иногда экипировку дополняла балалайка или скрипка – развлечь себя и товарищей в минуты отдыха. Техника рукопашного боя пластунов походила на специальные комплексы современных секретных подразделений: бесшумные удары ножом в жизненно важные точки в сочетании с захватами и удержаниями, удушающие захваты, ущемления в области шеи, точечные удары собранными в щепоть пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, локтём, коленом и т. п. Все боевые движения отличались максимальной экономностью, малой амплитудой (коротким замахом или вообще его отсутствием), быстротой и одновременно мягкостью и точностью. Для пластунов было характерно умение применять в качестве оружия любой пригодный предмет. Все приёмы рукопашного боя пластунов отличались максимальной скоротечностью – от одной до трёх секунд, иначе они лишались своего главного преимущества – внезапности.

Войсковая техника боя. Авторы отмечают, что основы рукопашного боя казачонок впитывал с молоком матери, с первых шагов, первых контактов с окружающим миром. Его подначивали старшие братья, уличные приятели, а уличные мальчишечьи бои шли круглый год – курень на курень, улица на улицу, станица на станицу… Старшие казаки учили младших защищать себя. Самым главным «мероприятием» по рукопашному бою на Дону были кулачные бои станичних и войсковых масштабов. Приводятся сведения о кулачных боях в 1804 году, когда Россия не вела масштабных боевых действий и «без дела» остались десятки генералов и сотни офицеров. Как писали современники, в этот период кулачные бои в станицах проводились с учётом достижений военно-стратегической мысли и тактического искусства: составлялись диспозиции, определялись ударные и резервные группы, рассматривались возможности маневрирования, определялись места для засад… Учитывая большое искусство в ведение кулачного боя, казакам запрещалось распускать руки дома, разрешалось «учить» домочадцев исключительно плёткой, висевшей на стене в курене (это была не боевая нагайка, а специальная – «семейная», сплетённая из мягкой кожи). Основой казачьего рукопашного боя являлась психологическая составляющая, когда «нервная система, сознание, мгновенно переводится из относительно спокойного состояния в предельно (и запредельно) боевое». Отдельно говорится о ведении боя в лаве, который имеет ряд физических особенностей, отличающих его от любых других видов конного боя. Вот что об этом пишут авторы: «Во-первых, это движение на галопирующей лошади с максимальной скоростью. Во-вторых, это нанесение точного пикового удара в пешего (или конного) противника, после чего пика, как правило, бросается и главным оружием становится шашка. Никаких остановок в для фехтования (как это происходит во многих «малограмотных» кинолентах) в лаве не предусмотрено. Шашка вообще для фехтования не предназначена, у неё нет даже гарды <…> Шашкой только рубят или, реже, колют (спешившись, или на малой скорости, часто используя на манер пики). Отбивающих и блокирующих ударов практически нет – извлечение шашки, которую носят вверх лезвием, это не подготовка к бою, это его начало – первая форма удара. Размахивают шашкой только для того, чтобы «зарядить» удар силой (как чисто физической, так и биоэнергетической), многие казаки вообще на скаку предпочитали не махать шашкой над головой, а держать её книзу, чтобы рука наливалась кровью и становилась максимально тяжёлой».
Казачий Спас. О, этот мистический и спорный Казачий Спас! Полулегенда, полубыль! И обойти нельзя, и рассказать невозможно. Вот и авторы книги «Казачий рукопашный бой» предпочли ничего не говорить о технике, ограничившись толкованием самого понятия и поверьем об одной уникальной молитве, которую казаки-старообрядцы передавали от отца к сыну, и которая позволяла входить в особое состояние, становиться неуязвимым для вражеского оружия. Для самого понятия «Казачий Спас» они отобрали пять толкований: то, что тебя спасает в бою; запас (боевой) украинского (казачьего) народа; особое психическое состояние, при котором человек находится под покровительством ангела-хранителя; название дано в честь богов-Спасов (дохристианское толкование); Спас – дар Бога, данный человеку для спасения своего народа, Земли и близких… Несколько слов сказано о дошедших до нас частях Великого Спаса.

Эту и другие книги о казаках и казачестве вы можете найти в нашей библиотеке.

Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий