суббота, 5 октября 2019 г.

Мария Шевцова "Они и сейчас как живые..."

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Мария Тимофеевна Шевцова
ОНИ И СЕЙЧАС КАК ЖИВЫЕ…

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 19 лет и проживала я в городе Сталинграде в Кировском районе. Работала в швейной мастерской портнихой. Шили мы красивые платья для наших женщин, но с приходом войны переключились на выпуск продукции для фронта. Шили фуфайки, рукавицы и другое солдатское обмундирование.
Но в 1942 году, когда немцы приблизились к Сталинграду, вся молодежь, в том числе и я, была мобилизована на рытье противотанковых рвов, прокладку железнодорожных путей и т. п. Когда же немцы вплотную подошли к Сталинграду и всё гражданское население начали эвакуировать за Волгу, я в числе других молодых людей попросилась на фронт. Направили меня в 64-ю армию, в 32-ю отдельную танковую бригаду. Здесь моей основной задачей была доставка горячей пищи на передовую, на командный пункт.
А на обратном пути я должна была забирать раненых. Как же тяжело было смотреть на этих молодых и таких беспомощных ребят!
Всем было тяжело, в том числе и мне, я была контужена и ранена. Мужчинам доставалось. Но каково было нам, женщинам, сейчас и вспоминать страшно.
Наша линия обороны проходила через Горную Поляну и Ивановку, и самые сильные бои нам пришлось выдержать в районе Лысой горы. Там даже сейчас трава не растет.

Сколько замечательных ребят погибло. Они и сейчас как живые стоят у меня перед глазами. При освобождении Донбасса в бывшем городе Сталино погиб наш замечательный командир бригады Гриневич, очень чуткий и отзывчивый. Он, как родной отец, заботился о своих бойцах. Похоронен он в центре города Донецка, и над его прахом установлен постамент с танком Т-34.
Первой моей наградой была медаль «За оборону Сталинграда», вторую медаль «За боевые заслуги» я получила за освобождение Донбасса. Потом мы освобождали Крым, форсировали Сиваш. Войну закончила в Маньчжурии, позднее нашу часть передислоцировали на Курильские острова. Демобилизовалась в 1946 году. Как говорится, «и на Тихом океане свой закончила поход».

Источник:
Шевцова, М. Т. Они и сейчас как живые / М. Т. Швецова // Отчий край. – 2003. - № 1. – С. 4.

Историческая справка:
О подготовке кировчан к Сталинградской битве рассказано в книге В. Н. Дубкова «Город отстояли. Комсомол и несоюзная молодежь на защите Сталинграда»: "По всему городу были воздвигнуты баррикады. На перекрестках улиц стояли противотанковые ежи. В Кировском районе их установили около 2,5 тысяч. Здесь секретарем райкома ВЛКСМ был Ваган Веропотвелян. Раньше он работал инструктором на Тракторном заводе. Комсомольцы дружески называли его Вано. Кировские комсомольцы во главе со своим секретарем энергично взялись за строительство оборонительных сооружений. В районе выкопали противотанковый ров, возвели барьер протяженностью 5 км из ж/д вагонных колесных пар, каждая из которых весила тонну. На ж/д ветке от СталГРЭСа до песчаного карьера были выставлены в ряд как заграждение от танков триста вагонов. Такое же препятствие из них сделали по всему пути от станции Бекетовка на юг протяженностью 12 километров" [Волгоград, 2000. С. 50-51].
Об эвакуации мирного населения из Сталинграда пишет М. А. Водолагин в книге «Народное Сталинградское ополчение»: "С конца августа по октябрь было вывезено из Тракторозаводского, Баррикадного и Краснооктябрьского районов 150 тыс. человек. В Кировском районе к 20 сентября было эвакуировано 30 тыс. жителей" [Волгоград, 1970. С. 40–41].

Подготовила Марина Николаевна Урусова


Комментариев нет:

Отправить комментарий