пятница, 25 октября 2019 г.

Лилия Сорокина "Боевые подруги"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Лилия Сорокина
«БОЕВЫЕ ПОДРУГИ» 

…Женщины пригорюнились. Хотелось отдохнуть, отвлечься от глобальных вопросов и грустных мыслей. Собрались было чайку попить, решив, что больше никто не придет. Морозова стала чашки расставлять. Но тут в комнату ввалились пятеро добрых молодцев – духовой оркестр в полном составе. Они были крайне удивлены тем, что их хата занята.
- Это что еще за курятник со старыми наседками? – спросил один из них. Горнасорная тотчас кинулась в бой:
- Эй, молодые люди, полегче, выбирайте выражения. Здесь собрались защитницы нашего города, ветераны.
- Ну и что из этого? Нам репетировать надо. Когда начнем играть, советуем заткнуть уши.
Как остроумно! – сказала Горнасорная, но ребята не обратили на это замечание ни малейшего внимания и стали снимать со стены инструменты.
Вдруг со своего места сорвалась Кирилина и подскочила к самому нахальному парню, даже за руку его схватила. Рядом они смотрелись комично: маленькая решительная женщина и долговязый распатланный подросток. Со своей дурацкой высоты он смотрел на Александру Захаровну как на козявку.
- Ну, чего тебе? – спросил он брезгливо.
- Прошу мне не тыкать – я тебе в бабушки гожусь.
- У меня уже есть бабушка, с меня хватить - Ты помнишь, где ты живешь?
- Я же не этот, чтобы не помнить, - и парень состряпал такую рожу, что его сооркестрантники закатились.
- И все-таки! – настаивала Кирилина.
- Ну, на Волгогрэсе… 

 - Ах, на Волгогрэсе! Так я приняла там первое боевое крещение. Тогда он назывался Сталгрэсом. Через нашу батарею летело 60 вражеских самолетов. При таком массовом налете стрелять прямой наводкой невозможно. Стреляют только заградительным огнем. Задача какая? Нарушить боевой порядок вражеских самолетов и заставить сбросить груз где-то в степи, не донеся до объекта. Четыре пушки одновременно изрыгают огонь. В землянке страшнее, чем снаружи. Мы, необстрелянные, сидим в землянке. Сыплется земля. Я как замполит пошла к комиссару: «Чем можем помочь?» - «Подносите снаряды». Ящики тяжелые. Можно носить только вчетвером, взявшись за углы. Ночью это неудобно делать – спотыкаешься в темноте. Тогда мы стали носить по одному снаряду. И немец не долетел до объекта. Это было первое боевое крещение.
Как ни странно, парни заслушались. Самый нахальный даже приоткрыл рот. «Возможно, он слегка глуповат. Не так давно ходил под стол пешком, несмотря на то, что длинный – сгибался, а ходил, как все акселераты. Инфантильные до ужаса. Все ушло в руки-ноги, а мозгам ничего не досталось» - к такому выводу пришла Горнасорная, которая надела очки и как следует рассмотрела ребят. Кирилина же, увидев реакцию своего обидчика, моментально оценила обстановку – замполит в ней не умер. Ей так хотелось убедить этих ребят в том, что никакие они не наседки. Они – живая история. 

Источник:
Сорокина, Л. Боевые подруги / Л. Сорокина // Отчий край. – 2002. — № 4 ; 2003. — № 1—3. 

***
Лилия Сорокина (1932—2012) родилась в Сталинграде в семье рабочих. Окончила Сталинградский педагогический институт (1954). Преподавала в школе на Сахалине (1954—1961), работала в волгоградской газете "Молодой ленинец" (1961—1967), на Волгоградском радио (1967—1985), была директором волгоградского Литфонда (1985—1987). Корреспондент газеты "Вечерний Волгоград" (1987).
Л.Сорокина писала: «Однажды в клубе «Боевые подруги» защитницы Сталинграда сказали мне:
- Почему вы о нас не пишете, ведь мы уходим из жизни, мы, участницы и свидетели живой истории…
И так грустно на меня посмотрели, словно увидели где-то там конец своего пути и прощались сами с собой. Я чуть не заплакала, так мне их стало жалко. И я подумала: ведь они и меня защищали в Сталинграде. Чем же я отблагодарю их за это?
Решила во что бы то не стало написать повесть, сохранив подлинные имена защитниц Сталинграда, их военные судьбы».
Повесть написана простым живым языком. Видно, что образы не выдуманы, а реальны, как будто защитницы Сталинграда сидят и разговаривают рядом с нами.

Подготовила Елена Сергеевна Короткова

Комментариев нет:

Отправить комментарий