воскресенье, 20 октября 2019 г.

А. Шейнин "Цветы"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Шейнин А.
ЦВЕТЫ

Первый по-настоящему теплый весенний день. На старых ветеранах- деревьях, опаленных огнем и ушибленных снарядами, появились крохотные бледно зеленые листики, молоденькие деревца, посаженные после битвы, стоят в пышной шевелюре листьев. Весна…Здесь в нашем трудном еще для жизни городе, мы чувствуем ее дыхание, ее силу, перестаем замечать черные рубцы на мостовых и площадях. Видим новые, пахнущие краской дома. Город юный, обновляющийся, он весь в тюльпанах, подаренных ему степью. Простеньких, без запаха, но так милых сердцу нашему. И мне невольно вспоминается другой день, такой же теплый солнечный, как и этот, но тогда город казался бездыханным трупом, даже майское солнце не могло вызвать румянца на его обескровленных улицах. Тогда на площади Павших борцов, разбитой, пустынной, с полуобвалившимися блиндажами, грозными, но безмолвными танками, обнаженными воронками, появился первый продавец цветов.
Редкие прохожие, осторожно обходя завалы, пересекали, пустую площадь. Погруженные в свои мысли, заботы, они, возможно, и прошли бы мимо одинокого мальчика, севшего на груде кирпичных обломков, если бы у его ног не стояло помятое жестяное ведро, полное тюльпанов.
- Цветы? Откуда у тебя, мальчик, цветы?
Он не удостоил их ответом, думая о чем-то своем, ему одному известном.
-Ты продаешь их?
-Продаю.
-Сколько тебе дать вот за этот букетик?
Мальчик назвал цену.
- О, как дорого!
Он мог бы спросить, а, сколько стоит молоко в разбитом городе или кусочек черного хлеба, но мальчик нечего не говорил, даже не поднимал своих воспаленных глаз.
-А дешевле нельзя?
Нет.

Он все высчитал, все проверил. Возможно, он был слишком практичным для своих двенадцати лет. Но его таким сделала война. Он видел, как свалилась на мостовую мать, не выпуская его руки из своей, и синь ее остекленевших глаз он не забудет до конца своей жизни. Крики придавленной обвалом сестры еще и теперь часто будят его по ночам. Поцелуй, теплое прикосновение шероховатых рук, ощущение колючей шинели на щеке, долгий прощальный взгляд - вот и все, что он знал о своем отце. А скитания по разрушенным подвалам, холод, поиски пищи, приучили, его заботится о себе.
- Так не уступишь?
Мальчик был непреклонным.
Так прошел час, возможно больше. В ведерке еще было много букетов, когда на площадь выскочили несколько легковых машин и остановились напротив изрешеченного пулями обелиска. Группа мужчин, военных и штатских, вышла на них. Внимание мальчика сразу приковалось к одному. Он был на голову выше остальных. Генеральский мундир ладно сидел на его крепкой широкоплечей фигуре.
- Кто это?
Женщина обернулась не сразу. Мальчик повторил вопрос. Тогда она назвала фамилию известного по всей стране генерала. Все разошлись, но мальчик не уходил. Он стоял, прислонившись к ограде, о чем-то размышляя. А потом медленно проскользнул за ограду, наклонился над могилой, достал из ведра свои букетики. Но прежде чем их положить, он взглянул на могильный холм. Взор его скользнул по многочисленным венкам, по цветам, рассыпанным генералом. Внезапно он поднялся и торопливо отошел от могилы. И чем дальше он уходил, тем торопливее становились его шаги. За базаром он побежал, сокращая путь, по тропинкам вышел к Волге. Шел не оглядываясь, неся поочередно то в одной, то в другой руке ведро. Но вот мальчик остановился. Здесь вообще не было ни целых, ни разбитых домов, По высоким кручам тянулась колючая проволока, отчетливо виднелись блиндажи, громоздились горы железного лома, стояли огромные танки откинутыми люками башен, валялись обломки самолетов. Здесь он нашел то, что искал, что случайно заметил вчера, переправляясь с левого берега реки. На небольшом пустыре возвышался маленький, неровный холмик, поспешно насыпанный, плохо утрамбованный, Дожди и ветры почти сравняли бугорок с землей. А над ним на коротком деревянном столбике покоилась солдатская каска с маленькой красной звездочкой. Встав на колени, мальчик руками подсыпал земли и утрамбовал холмик, а потом, оборвав завязки на букетиках, долго убирал могилу цветами. Когда ведерко оказалось пустым, он поднялся, отошел на пару шагов, долго, не мигая, смотрел на сразу расцветший холмик с солдатской каской…

Источник:
Встреча : рассказы / сост. Е. А. Кулькин. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1982. - 288 с.

Историческая справка:
Дети в дни Сталинградской битвы, потерявшие родителей, крова, под обстрелами и бомбежками, в мороз и стужу, они хоть как-то старались помочь близким и себе, рискуя своей жизнью, отыскивали пищу.
Войну не выбросить из памяти тех, кого она опалила, мы должны помнить о ней, чтобы никогда на головы не упала ни одна бомба. Память живет в детях Сталинграда.

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович


Комментариев нет:

Отправить комментарий