воскресенье, 23 августа 2020 г.

Сталинградское детство. Юрий Дмитриевич Павлов

 

Самую страшную травму бомбардировка 23 августа 1942 года нанесла детям Сталинграда. Всю свою жизнь они помнили этот день, видели его в кошмарных снах.

В Волгограде действует общественная организация «Дети военного Сталинграда», члены которой делятся с потомками воспоминаниями о своём военном детстве. Сегодня мы публикуем некоторые из них.

 

Павлов Юрий Дмитриевич

1928 г. р.


Я, Павлов Юрий Дмитриевич, родился в городе Сталинграде 4 августа 1928 года. Проживали мы (отец, мать, две сестры, я и бабушка) в Дзержинском районе по ул. Иртышской, 47. До 1942 года я учился в школе № 42. Когда война началась, я учился в 5-м классе.

Сначала война как-то не отражалась на нас. Все её «прелести» мы ощутили при первой бомбёжке Сталинграда, где-то в апреле-мае 1942 года. Тогда несколько бомб упали на аэродром (Качинское училище). Мы, пацаны, после ходили смотреть развалины. Моего отца взяли в армию в марте 1942 года. По дороге на отборный пункт он устроил меня на работу учеником сапожника (больше меня никуда не брали, так как мне не было 14 лет) в артель инвалидов им. Дзержинского. Правление артели находилось на Двинской улице. Я очень гордился, что работаю вместе со взрослыми, своим трудом, пусть и детским, помогаю своему народу в борьбе с врагом.

Лето 1942 года. После работы ежедневно ходили рыть противотанковые рвы (в районе, где сейчас ул. Хорошева).

Начало бомбёжки, 23 августа 1942 года, мы с сестрой встретили за городом, в районе Самарского разъезда на бахчах – собирали паслен. Бомбёжка началась во второй половине дня. Услышав взрывы, мы убежали домой. Около нашего дома разорвалась бомба, дом не разрушило, но стёкла в доме вылетели. Дома была бабушка и младшая сестра. Бабушку в этот день ранило в ногу. Ходить она не могла. В этот же день на нашей улице был смертельно ранен мой товарищ Вася (он был глухим). Фамилию его я не помню. Он умер вскоре на наших глазах. Схоронили его на подворье. В этот день мы ощутили войну на себе. С этого же дня началась беспрерывная бомбёжка города.

Немцы бомбили не только заводы, они бомбили весь город. Особенно страшно было, когда загорелся Нефтесиндикат. Огромные резервуары с нефтепродуктами (сейчас это Центральный стадион) были охвачены огнём. Город был в чёрном дыму.

Однажды наша мать ушла в центр города в надежде достать продукты и не вернулась домой. Мы решили, что она погибла. Остались мы с бабушкой. Мы – это я и мои сёстры (Валя 1931 г.р. и Рита 1937 г.р.). Мы с пацанами ходили на элеватор и приносили домой зерно. Зерно толкли в ступах, варили кашу, пекли лепёшки.

В начале октября пришли немцы. Поначалу они не обращали на нас внимания. Взрослых мужчин они забирали и куда-то угоняли. В конце сентября 1942 года немцы начали выгонять жителей из города, куда – не знаю. Гнали и нас, но из-за бабушки мы остались. она не могла вставать, рана на её ноге воспалилась, т. к. лечить было некому и нечем. В октябре 1942 года наша бабуля умерла. Остался я с сестренкамио. К этому времени ни на нашей улице, ни на соседних никого не осталось. Немцы всех выгнали. Нам уходить было некуда, да и холода уже начались.

В декабре немцы начали каждый день ходить к нам с обыском. Искали продукты. У меня было немного зерна, я его прятал от них. Похлёбку варил только ночью. В январе 1943 года немцы всё-таки нашли у нас зерно, отобрали, а меня избили. После этого есть нам было нечего. Топили снег, пили воду. От голода опухли. 30 января 1943 года в наш дом угодил снаряд. Меня и сестрёнок ранило в ноги. В этот же день появились наши солдаты. Заделали окна, сделали дверь, натопили печь, накормили нас. Пришел санитар, перевязал нас. Лечил нас военврач – капитан, по национальности осетин.

В начале февраля нас отправили в детский дом г. Фролово Волгоградской области. В мае 1943 года из детского дома воспитанников старше 14 лет отправили в Сталинград в ФЗО. Но туда меня не приняли, поскольку раны на ногах ещё не зажили, хотя я ходил уже без костылей.

 

Источник:

Сталинградское детство. 23 августа 1942 года…/ сост. Г. В. Егорова, Е. А. Соколова. – Волгоград : ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2013. – 136 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий