воскресенье, 23 августа 2020 г.

Химзавод Сталинграда. Все для фронта

 

В период Сталинградской битвы предприятия города не останавливали свою работу, всеми силами помогая фронту. Пекли хлеб, шили одежду, ремонтировали технику, выпускали массу полезной и важной продукции для передовой. Даже в самый трагический день для Сталинграда – 23 августа 1942 года – заводы и фабрики продолжали работать.

О деятельности оборонного химического завода, находящегося на территории Кировского района Сталинграда (до недавнего времени известного как ОАО «Химпром»), рассказывает глава «Всё для фронта…» из книги Юрия Константинова «Первенец волгоградской химии (1931-1941). Отрывок из главы мы предлагаем вашему вниманию.

 

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА…

 

Весть о начавшейся войне буквально обрушилась на коллектив. Каждый отчетливо сознавал громадную опасность для страны и народа, которую несла с собой гитлеровская военщина. «Всё для фронта, всё для победы!» о- стало главным содержанием жизни. Всю свою трудовую энергию вложил коллектив сталинградских химиков в этот гражданский и патриотический призыв.

Современники хорошо знают проблемы, принесённые войной. Это и фактор «внезапности» нападения гитлеровцев, это и проблемы высших военных руководителей, буквально выкошенных террористическим тандемом «Сталин-Берия», здесь и фактическая дезинформация советских людей о «готовности» к войне с любым агрессором, здесь и пресловутая «секретность», скрывавшая от соотечественников правду о состоянии промышленности и сельского хозяйства страны. Тем не менее, не благодаря, а вопреки этому советский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества, своей Родины. Многотысячные митинги трудящихся, выразившие готовность советских людей к самопожертвованию, к героическим усилиям по отпору врага, прошли по всей стране.

На заводском стадионе «Азот» взволнованно и гневно говорили рабочие предприятия о вероломстве коварного врага, о необходимости работать без сна и отдыха для обеспечения Красной Армии всем необходимым. Первыми добровольцами, подавшими заявления в военкомат об отправке на фронт, были секретарь парткома И. И. Лосев, секретарь комитета ВЛКСМ А. Масленников, руководитель цеха А. Ф. Ситников, рабочие Н. Щербинин, Н. Романов, А. Ивлев, П. Заикин. Практически во всех цехах и сменах состоялись собрания и митинги, обсуждавшие обращение Советского правительства к народу и вновь введённые директивы (о режиме рабочего времени, о снабжении продовольствием и карточкой системе).

В коллективе провожали на фронт товарищей по работе, родных и близких. Только в первые дни войны на фронт ушло 380 рабочих и инженерно-технических работников. Оперативно создавались отряды народного ополчения, дружины охраны общественного порядка и подразделения местной противовоздушной обороны. Это были совершенно новые, необычные задачи коллектива. Такие, как строительство оборонительных рубежей на подступах к Сталинграду, забота о быте семей, оставшихся без мужской поддержки, сбор средств для обороны, посылок для фронтовиков. И всё же самым главным оставалось наращивание выпуска продукции.

С фронта приходили всё более тревожные вести: Красная Армия оставляла города, целые союзные республики. Во многих цехах сложилось напряженное положение с кадрами: большинство квалифицированных работников были в действующей армии, а на плечи оставшихся выпала двойная-тройная нагрузка. Аппаратчики сутками не покидали рабочих мест.

Состоявшееся 5 августа 1941 года собрание стахановцев и ударников города призвало: «Ни часу отдыха, ни шагу без цели», «Всю работу подчинить интересам фронта, показывать доблесть и героизм в труде!»

В октябре 1941 года прошло собрание городского партийного актива «О текущем моменте и задачах парторганизаций города» с докладом А. С. Чуянова. Собрание обсудило и приняло неотложные меры по обороне города, улучшению работы предприятий, обеспечению новых условий военного времени (светомаскировка, инженерные сооружения). Особое внимание было обращено на усиление идеологической и военно-патриотической работы. Руководителям предлагалось изыскать новые, более эффективные резервы увеличения производства вооружений и боеприпасов, усиление подразделений ПВО, истребительных батальонов и отрядов народного ополчения. В Сталинграде не оставалось ни одного предприятия без специального фронтового задания…

Руководство, партком и профком предприятия обратились к женщинам Бекетовки с призывом заменить ушедших на фронт мужей и сыновей. Призыв нашёл благородный отклик: женщины пришли в цеха не только сами, но и привели с собой детей, большинству из которых было 15-16 лет.

Обилие трудностей, суровость быта не повлияли на стремление каждого труженика дать как можно больше продукции фронту и стране. Статистика лаконична: план 1941 года по всему ассортименту был выполнен в объеме 146,2 процента, производительность труда возросла на 38 процентов. В то же время нельзя не отметить и отрицательных последствий: повышение аварийности и травматизма, объяснимых спешным обучением новичков и сложностью их адаптации в условиях химических производств.

Незаменимую роль в этих условиях стали играть стахановские школы, в которых опытные рабочие помогали молодым овладеть передовыми приёмами профессионалов. Мудрыми и внимательными наставниками стали П. В. Косов, Г. А. Рассказов, П. А. Сабанов, А. П. Выходцев. Разумеется, наставничество не исключало подготовки кадров в системе фабрично-заводского обучения (ФЗО). Школы ФЗО и курсы техникума были организованы непосредственно на предприятии.

Ветераны войны и труда отмечают, сколь сложной в эти годы была проблема сырья, т. к. многие его источники были захвачены фашистами. Силами заводчан решались проблемы доставки древесного угля для производства фосфора, пилолесоматериалов – для производства тары и упаковки. В отдельных случаях проявлялась подлинная изобретательность: так пришлось изготавливать дефицитный карбид кальция на полукустарной малогабаритной установке. Немаловажную роль в решении сложных задач производства сыграли инженеры С. Я. Чернин, Т. Я. Краснова, Т. А. Фитникова, М. Н. Иванов.

<…>Сотни заводчан трудились на строительстве оборонительных сооружений и прокладке железнодорожных путей. Часто коммунисты и комсомольцы предприятия выезжали и на поля подшефного хозяйства на прополку и уборку урожая.

Самоотверженно, преодолевая трудности, работал коллектив и в 1942 году. План первого полугодия был значительно перевыполнен. За отличную работу в июне 1942 года коллективу присуждается третье место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Не сбавляя темпов, трудился коллектив и в июле. Но приближение фронта боевых действий ощущалось всё отчётливее.  Именно в июле 1942 года немецко-фашистские войска вторглись в западные районы Сталинградской области. 9 июля фашистские стервятники совершили первый массированный налёт на Кировский район города.

На защиту родного Сталинграда поднялись все жители. Большинство из них (225 тысяч человек) вышли на строительство оборонительных рубежей общей протяженностью 3860 километров. Оборонительные траншеи и рвы сооружались в голой степи. Людей приходилось размещать в наспех открытых землянках, кошарах, на летних полевых станах. Непростыми были проблемы питания и медицинского обслуживания. Самоотверженно трудились работники завода тт. Фирфаров, Реков, Коростелев, Гублер, Селянин, Донецкий, Кудряшов, Марченко и другие.

Фронт приближался, и со всей остротой встала проблема эвакуации людей и оборудования вглубь страны. Сроки эвакуации были чрезвычайно жестокими и выполнять их приходилось в условиях дефицита рабочей силы.

Батальон народного ополчения, комиссаром которого стал машинист И. И. Толмачёв, приступил к усиленной боевой подготовке. Налёты вражеской авиации стали регулярными, сигналы «Воздушная тревога» почти не прекращались. Сменный персонал цехов не покидал рабочих мест и во время воздушных тревог.

15 июля 1942 года началась частичная эвакуация оборудования и кадров. Работы по демонтажу оборудования и коммуникаций возглавили начальники цехов В. Д. Гушанский, Г. П. Фадеев, В. И. Слепухин, О. Ф. Кузнецов, В. К. Агеев, А. В. Дорохова. Активными участниками и исполнителями этой сложной работы стали механики и технологи И. Д. Мельниченко, И. Е. Мызников, П. Ф. Маловичко, А. С. Тараканов, Б. И. Матвеев, Общее руководство оставалось за главным механиком Ю. Ю. Савенковым, главный энергетиком К. В. Дмитровым, пом. директора Я. П. Нелиппа и его заместителем В. М. Калугиным.

Эвакуация работников и их семей осуществлялась скрытно, по ночам. В результате упорной и энергичной работы первая очередь предприятия была полностью и в срок эвакуирована. Пять эшелонов с техникой и людьми ушли по назначению. Четыре из них благополучно достигли цели, а один из-за сильного обстрела и разрушения железнодорожных путей прекратил следование вглубь страны. Людей этого эшелона вывезли автомашинами и отправили в места назначения.

Трудовая деятельность коллектива, однако, продолжалась. Оставшиеся в городе активно помогали подразделениям Красной Армии в выполнении заданий фронта.

С вторжением фашистов на территорию области условия работы резко изменились: доставка сырья и материалов фактически прекратилась, готовая продукция не отгружалась, на складах скопилось чрезмерное количество материальных ценностей. В этих условиях перед рабочими и ИТР встала задача: сохранить ценности, оказывать практическую помощь фронтовикам, продолжать эвакуацию персонала и оборудования. На практике это было триединой задачей: помощь фронту продукцией, эвакуация оборудования и семей, наконец, отправка на фронт мобилизованных рабочих и ИТР. Эта задача была выполнена с честью.

Невозможность перевозки грузов железной дорогой обусловила создание за Волгой эвакуационных баз – Кузьмичевской и Краснооктябрьской, которыми руководили С. А. Гублер и М. Н. Иванов, С. Н. Шарашкин и П. С. Селянин. Переправа осуществлялась паромом и моторными лодками. Такелажники тт. Смусев, Белоусов, Веденеев, Брызгалин проявляли чудеса изобретательности и оперативности. Воинские части оказывали помощь заводчанам практически по всем вопросам.

Коллективы эвакобаз проделали титаническую работу по разгрузке и приемке оборудования, частичной отправке в восточные районы страны людей и оборудования фактически под непрекращающимися бомбёжками. Свыше полутора тысяч человек благополучно эвакуировались, но при разрыве вражеской бомбы был смертельно ранен инженер центральной лаборатории коммунист т. Делимов.

Огромная работа по эвакуации характеризуется следующими показателями: оборудования (кроме подъемно-транспортного) было демонтировано и вывезено 90 процентов, личного состава (с семьями) – 70 процентов. Фронтовой характер труда на эвакобазах сегодня трудно себе представить. В какой-то мере свет проливает приказ по предприятию от 3 декабря 1942 года, которым поощрялись работники, успешно выполнившие спецзадания фронта (55 человек!). В истребительные батальоны и Красную Армию ушло около 500 человек. Оставшиеся на предприятии сформировали боевую дружину.

Небольшая парторганизация (30-40 человек) сумела мобилизовать тружеников предприятия не только на производство фронтовой продукции, но и планомерно вести политико-воспитательную и организаторскую работу в коллективе. В октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, кандидатами в члены ВКП(б) стали А. Афанасьев, И. Беломутцев, С. Кочетков, Л. Матвеев.

Самоотверженный труд коллектива в огненные дни величайшей из битв никогда не будет забыт. Рабочие и специалисты внесли значительный вклад в ремонт боевой техники, в снабжение армии различной продукцией, в том числе и предметами фронтового быта. Не случайно, весной 1943 года коллективу было вручено Переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомата отрасли. XI пленум обкома ВКП(б) в январе 1943 года отметил значительный вклад коллектива в организацию обороны города.

В одном из номеров журнала «Партийное строительство» за 1948 год отмечалось: «В течение шестимесячной обороны завод, перестроив свое производство на военных лад, выпустил 150 тысяч бутылок с зажигательной жидкостью, дымовые шашки, ремонтировал пушки, пулемёты, автомашины, изготовлял походные кухни». Ветераны Сталинградской битвы добавляют к этому, что весь имевшийся на заводе запас газовых баллонов был использован для борьбы с гитлеровцами.

Особого упоминания требует жидкость «КС», образно названная «коварной смесью». Полагаем, что лучше других об этом писал секретарь Кировского райкома ВКП(б) С. Д. Бабкин: «Большую инициативу проявил коллектив завода, изготовив из производственных отходов противотанковую зажигательную смесь. Много труда вложил коллектив в это большое дело, но и огромную помощь оказал он фронту.

Рабочие Сталинграда, защищавшие северо-западную окраину города, бойцы 64 армии под командованием генерала М.С. Шумилова, защищавшие Кировский район, применяли эту смесь для создания огненных препятствий на воде в виде горящих камней, бутылки с этой смесью были и в противогазовых сумках бойцов передовой линии, баллоны со смесью находились в блиндажах и окопах, на минных полях и под крыльями самолетов. Завод давал столько зажигательной смеси, сколько требовало командование Армии».

Кроме смеси в цехах предприятия было изготовлено свыше 3 тысяч окопных печей, различные аппараты, холодное оружие (ножи), кружки, котелки и… одеколон в подарок фронтовикам к XXV годовщине Великого Октября. Инженерама В. Н. Антоновым, Е. Н. Гофманом, Гамеевой и другими было организовано производство мыла. За короткий срок армии было направлено 38 тонн хозяйственного, 18 тонн туалетного и 11 тонн жидкого мыла. Надо ли говорить, что означало оно для тех, кто стоял насмерть в окопах Сталинграда.

Для противотанковой обороны было изготовлено несколько сотен «ежей», многие строители и монтажники предприятия были привлечены к строительству ДОТов и стратегической линии железной дороги «Баскунчак-Ахтуба».

Упорные и жестокие оборонительные бои вынуждали противника усилить огневые и воздушные налёты на Бекетовку. На завод и СталГРЭС 3 и 4 ноября 1942 года было сброшено столько бомб, сколько не было за все дни Сталинградской битвы. Были полностью разрушены восемь производственных корпусов, теплотоннель с магистральными паропроводами, системы канализации, телефонной связи.

На территории предприятия часто возникали пожары. Труд пожарных был воистину героическим. По свидетельству работников военного времени заводской водопровод был разрушен и приходилось гасить пламя технологическим рассолом. В течение всей обороны города пожарная команда под руководством С. М. Сердюкова мужественно несла вахту на территории предприятия и в районе. При тушении пожара на территории Химгородка смертельное ранение получил политрук пожарной команды П. А. Конев, посмертно награждённый орденом «Знак Почёта».

После массированных налётов вражеской авиации в ноябре 1942 года было принято решение о маскировочном задымлении территории предприятия. Это принесло положительные результаты: восемнадцать «Юнкерсов», потеряв ориентиры бомбометания, не смогли принести значительного ущерба. Работники, находившиеся в бомбоубежище, не пострадали. Равно как и своевременно демонтированное и вывезенное оборудование.

Свыше двадцати пяти бомб большого калибра разорвалось в районе цеха производства фосфора, но основной корпус и мехмастерские пострадали мало. Коллектив цеха под руководством И. М. Бойкова, производя «коварную смесь», не сорвал ни одного фронтового заказа. Благодарная память хранит имена тех, кто внёс свой личный вклад в поставки фронту. Это начальники смен и участка А. П. Выходцев, М. Н. Александров, И. А. Беломутцев, П. Зиновьев, аппаратчики тт. Санкин, А.С. Усков, Я. И. Блохин, П. Е. Ганин, Шефатов, Котельников, П. В. Косов, братья Чемордаковы, В. И. Панкин, И. Завгороднев, Г. А. Моисеева, А. И. Гамаюнова, А. А. Федорова, А. Шарипова, В. В. Пушкина, М. К. Митрофанова, С. И. Коваленко, К. П. Хромушина, мастера Ю. Н. Пирогова, А. Я. Смолякова, А. Иванова, З. Чекушина.

Фронтовая бригада цеха 11, поставляющая продукцию бойцам Великой Отечественной, получала благодарные отзывы фронтовиков.

Отлично трудились и заводские связисты. В труднейших, фактически фронтовых условиях М. Е. Филатов, С. С. Неудаченко, Жиленков, Е. Шугарова обеспечивали постоянную связь в районе, между районами города, с командным пунктом обороны города. Следует напомнить, при этом, что Бекетовка в эти дни была центром областных и городских организаций, редакции газеты «Сталинградская правда». Связисты немало сделали для ремонта средств связи воинских частей.

К концу 1942 года в битве за Сталинград наступил решающий перелом. Руководство и коллектив предприятия приступили к организации подготовки к восстановлению цехов, разрушенных при артиллерийских обстрелах и налётах вражеской авиации. На партийном бюро предприятия был обсуждён ориентировочный план восстановительных работ, положенных в основу разработки Государственным Комитетом Обороны плана восстановления 1 очереди завода.

К полудню 2 февраля 1943 года капитулировала последняя фашистская группировка. Великая битва завершилась доблестной победой. Пленный фельдмаршал Паулюс был доставлен для допроса в штаб 64 армии, расположенной в Бекетовке.

Долгожданную радость победы в Сталинградской битве по праву разделил и коллектив химиков. За активное участие в героической обороне и проявленные при этом мужество и доблесть большая группа заводчан была удостоена правительственных наград (в т. ч. А. И. Уфлянд, К. В. Дмитров, Е. И. Золотухин, М. Н. Мачулкин, А. Ф. Прстенский, П. В. Юрин, И. М. Бойков, Е. Н. Колесников, В. П. Ремизов, Д. М. Кузнецов, П. З. Луканин, В. И. Слепухин, Ю. Ю. Савенков и др.). Многие рабочие, инженерно-технические работники предприятия были награждены медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

Источник:

 

Константинов, Ю. Н. Первенец волгоградской химии (1931-1991) / Ю. Н. Константинов. – Волгоград, 1991. – 112 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий