среда, 26 августа 2020 г.

Казаки - люди вольные: час истории

 Продолжаем публикацию материалов, подготовленных сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для экскурсий по музейной Комнате казачьего быта, оформленной при библиотеке.

В качестве иллюстрации использована настенная роспись музейного уголка.

Дата зарождения донского казачества теряется в темной глубине так называемого, удельного, периода русского государства. Колыбелью его была широкая, богатая   и малообитаемая степь от г. Воронежа до устья реки Дона.

Сюда, на свободную, вольную жизнь приходили «беглые люди» из Московской Руси, частью из Литвы и Польши. Из них образовывались многочисленные казачьи дружины, которые потом сплотились между собой и образовали одну общину, точнее одно войско, известное как Войско Донское.


Донцы разделяются на верховцев и низовцев; первые сидят на Дону, Хопру, Медведице и Бузулуку, верст на 300 от границ Воронежской губернии, все о стальные называются низовцами. Первые по поисхождению, почти все великорусы; вторые - малороссы.

Наречие между теми и другими исподволь выравнивается, но местами малоросское слышится довольно часто, тогда как великорусское сильно отзывается югом.

Говор у них на «а»(у малороссов на «о»); «г» перед гласной обращается в придыхание, окончание в 3-м лице мягкое:

Ночевал себе здорова - обычное приветствие.

У донцов есть особые слова, как например:

Дротик-копье, пропасть-отлучиться, полоса - сабля, И  много  хорошо  составленных  речей  по  своему ремеслу,   отчасти принятых впоследствии в военном языке:

Скрасть караулы, добыть языка, стоять на слуху, пойти или наступить лавой, прихватить гривки, дать конем мяка, идти одвуконь, вести коня в заводе, сбить с похвы, идти на побег, показать неприятелю пример (обмануть), побежка лошади - аллюр, опознаться нерусского - ориентироваться и т.д.

Будучи людьми русскими и душой и телом, казаки любовно относились к своему прежнему отечеству - России. Хотя они были фактически независимы от тогдашнего русского правительства, однако же никогда не стремились прерывать той естественной связи, которая прикрепляла эту военную колонию - Дон к своей метрополии - Москве.

Имя русского человека было для казаков именем дружественным, родным.

Имя русского царя было для них священным именем.

Веры они с русскими были одинаковой, т.е. православной.

Поселившись на Дону, между Русью и татарами, Донцы явились заслоном для России от набегов татарских орд и турок со стороны Азовского и Черного моря. Это обстоятельство очень ценил Мсковский царь Иван Васильевич, признанный в народе «грозным».

Он баловал общество донских казаков, посылал им на Дон похвальные грамоты, порох, свинец, серу, селитру, сукно, щелк и прочее.

С 1550 года почти всякому послу, ехавшему через Дон в Царьград, Крым или к Ногайцам, поручалось уверять Донских казаков в царской милости к ним, обещать жалование и требовать услуг, на которые донцы не были скупы. После этого, они начинали принимать участие в рядах русского войска при покорении Казани, Астрахани, против Крымского хана и, наконец, в завоевании Сибири со своим славным атаманом Ермаком Тимофеевичем.

Из всех сохранившихся древнейших грамот Московских царей, первой считается грамота Ивана Васильевича Грозного от 3 января 1570 года, которую в атаманство Михаила Черкашина доставил на Дон посол Новосельцев, направлявшихся через Дон в Царьград:

«А се такова грамота дана Ивану-ж Новосельцеву. От Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Руси, на Донец Северскип, Атаманом Казацким и казакам всем без отмены послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосельцева, и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем, для береженъя, на кои места велит вам с собой идти, и ввы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушанъя, тем-бы есте нам послужили, а мы за вас за вашу службу жаловати хотим.

Писана на Москва, лета 1578, Генваря в 3 день»

Эта грамота определяет начало официальных отношений русского правительства с донскими казаками, она же послужила и оснванием определения года старшинства для Войска Донского.

В смутное время Московского государства (1611г.) Донские казаки сначала принимают сторону Самозванца, но, узнав, что он истинный царевич, переходят на сторону защиты Москвы (1612г.) и участвуют в избрании на Царство боярина Михаила Федоровича Романова, подавши на собор письменное мнение, которое и повлияло на дело выбора Царя в пользу династии Романовых.

За все эти заслуги царь Михаил Федорович Романов пожаловал Донским казакам в 1613 году похвальную грамоту и знамя - это был первый явный дар чести, утвердивший преданность казаков России. До 1671 года казаки служили России по найму, охотой, но в 1671г., при царе Алексее Михайловиче, после усмирения бунта Степана Разина, они были впервые приведены к присяге на верность службы. С этого времени, пи восшествии на престол каждого нового Государя, на Дон прибывал посол с грамотой и приводил казаков к присяге.

С того времени и на войнах казаки употреблялись не отдельно, а при регулярной армии и не было ни одной значительной компании, в которой не участвовали бы Донские казаки. Заслуги, оказанные России Донскими Войском, весьма велики и важны и сыскали высокое благоволение русских государей. Свидетелем этого служит пожалованные Войску в разное время в период четырех с половиной столетий похвальные грамоты, до 50 знамен, бунчуки, сабля Императора Александра -1, пушки, клейноды или знаки Атаманского достоинства: пернач, насеки, булавы и прочее.

БУЛАВА(палица)-ударное холодное оружие с металлической головой, как знак начальственной власти, сохранившийся при Донском Войске

БУНЧУК - длинное древко с шаром или острием, прядями волос и кистями на верхнем конце.

КЛЕИНОД - один из предметов, служащих представителем державной власти: корона, скипетр, держава.

НАСЕК - ударное холодное оружие; состоит из короткого деревянного древка с насаженной головкой, знак начальственной власти местных атаманов и есаулов.

ПЕРНАЧ - древне-русское ударное холодное оружие (разновидность булавы), состоит из короткого древка с насаженной головкой из 10 или более перьев, знак начальственной власти.

 

Литература:

1. Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен 1921 г. /М.П. Астапенко. – Ростов – на – Дону, 2004. – 609 с.

2. Вспомним, братцы про былое. /Под редакцией А.С. Плотникова, А.А. Бирюкова. Волгоград, 2007. – 116 с.

3. Гордеев А.А. История казачества. /А.А. Гордеев. М.: Вече, 2008. – 640 с.: ил.

4. Савельев Е.П. Древняя история казачества. /Е.П. Савельев. М.: Вече, 2010. – 480 с.

5. Попов В.П. Страницы истории донского казачества: учебное пособие. /В.П. Попов. Волгоград: Принт, 2006. – 200 с.: ил.

Составитель: Рязанова Г.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий