Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.
Сегодня мы представляем вашему вниманию воспоминания о днях, предшествующих бомбардировке Сталинграда и периоде, охватывающем сентябрь 1942 года.
Историки, рассказывая о судьбе города, говорят о внезапности бомбардировки, о том, что город продолжал жить мирной жизнью. Дети, пережившие Сталинградскую битву в южных районах города, знают, что бомбардировки начались значительно раньше того кровавого дня, который вошёл в учебники истории.
ВОСПОМИНАНИЯ О
БОМБАРДИРОВКЕ СТАЛИНГРАДА
НАЧАЛА АВГУСТА 1942
ГОДА
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ГОНЧАРОВА:
«Я была очевидцем всех бомбёжек
Сарепты и судоверфи. Особенно массированной и беспощадной была бомбёжка 8
августа 1942 года. Были уничтожены все железнодорожные запасные пути с
эшелонами боеприпасов, беженцев, зерна, растительного масла, оборудованием
заводов с юга. Их не успели переправить за Волгу. Сгорел и весь состав с
производственным железнодорожным оборудованием, который готов был к отправке в
тыл на станцию Батраки и стоял между вагонным депо и колесными мастерскими. В
нём в теплушках находились семьи сопровождавших эшелон зам. начальника колесных
мастерских Звягина – жена и сын, главного инженера этих мастерских Цыганкова
Ивана Михайловича – жена и 3-летняя дочь, сына мастера мастерских Гончарова
Ивана Андреевича. Из всех спасся только сын Гончарова – мой брат. Остальные
заживо сгорели в теплушках. Сам Звягин и Цыганков в это время оформляли
документы в Кировском военкомате, а когда пришли – увидели только пепелище и
гарь. Цыганков не смог пережить эту трагедию и через два дня умер».
АННА ДМИТРИЕВНА ПЯТЕНКО:
«8 августа самолет «рама» сбросил
листовки, где немцы писали: «Не сушите сухари, не губите тесто, девятого прилечу
– не найдете место». И действительно, 9 августа прилетели 27 фашистских
бомбардировщиков и начали пикировать на базар, где было полно людей.
Непередаваемый ужас охватил всех, свист и разрывы бомб сопровождались
раздирающим душу воем сирены. Погибло в этот день множество мирных жителей.
А 22 августа была бомбёжка ещё
сильнее. С нашего окопа во дворе снесло крышу, маму убило, меня засыпало. Потом
меня отрыли и выходили».
ЗОЯ НИКОЛАЕВНА ЯКОВЛЕВА:
«Жили мы на улице Колхозной, 122.
11 августа была сильная бомбёжка, ночью мы, три семьи, ушли на Татьянку,
поближе к переправе. В ту ночь фашисты разбомбили баржу с эвакуированными
Красноармейска, и мы, дети, увидели ад кромешный: по воде плыли трупы солдат,
детей, женщин. Одна женщина обняла двух деток – все мёртвые, другая женщина
была убита, а ребёнок на ней живой, сосал грудь и кричал, а мёртвая мама сильно
прижимала его руками. Эту ночь нам никогда не забыть, хоть мы были тогда ещё
детьми».
Источник:
Попов, П. П.
Перелом. По воспоминаниям участников и свидетелей Сталинградской битвы : в 2-
ч. / П. П. Попов, А. В. Козлов, Б. Г. Усик. – Волгоград : Издатель, 2000. – 328
с. : ил.
Историческая справка:
В современном освещении хода
Сталинградской битвы заметен явный перевес в сторону описания событий,
происходивших в центральной и северной частях города. Создается впечатление,
что южная часть – Красноармейск и Бекетовка во время Сталинградской битвы были
самыми безопасными районами. Это мнение ошибочно. Достаточно вспомнить тот
факт, что первой бомбардировке в Сталинграде подверглась Бекетовка задолго до
начала битвы – 1 ноября 1941 года. Именно южные районы первыми встречали налёты
фашистской авиации, именно над ними шли первые воздушные бои.
В воспоминаниях «детей
Сталинграда» из нынешнего Красноармейского района описаны бомбардировки начала
августа 1942 года, когда центральный и северные районы Сталинграда ещё жили
мирной жизнью.
В тексте упоминаются:
Станция Сарепта и судоверфь – построена в 1889 году во время
строительства Царицынско-Тихорецкой линии железной дороги. Название получила в
честь находившейся в нескольких километрах колонии немецких
поселенцев-гернгутеров. До революции рядом со станцией находился речной порт, в
первые десятилетия советской власти в этом месте была открыта судоверфь. Во
время Гражданской войны в окрестностях станции проходили ожесточенные бои
красных с белыми. Во время Сталинградской битвы через станцию Сарепта шли
поезда с военными грузами, войсками и беженцами. Судоверфь работала над
ремонтом танковой и авиационной техники, катеров Волжской военной флотилии.
Станция Батраки – предположительно посёлок на территории
современного Октябрьского района, где действовал перевалочный пункт на острове
Батраки (перевозили грузы с одного берега Волги на другой).
Красноармейск – город на юге Сталинграда (образован на землях
Сарепты и прилегающих окрестностей), с 1929 года вошёл в городскую черту. В
период Сталинградской битвы – место дислокации большого количества воинских
частей, госпиталей и пунктов для беженцев.
Татьянка – посёлок на юге Сталинграда. Главная переправа Сталинградского фронта находилась на Татьянке. Здесь
же установлен мемориальный комплекс – памятник морякам Волжской военной
флотилии, которых погибло более 500 человек. Два боевых корабля стояли: один у
судоремзавода и вел огонь в направлении Ивановки, поддерживая 57 и 64 армии.
Другой – между Татьянкой и Светлым Яром и вел огонь в направлении Чапурников.
Два других корабля очищали низовье Волги от вражеских мин.
Подготовила: Марина Николаевна
Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий