суббота, 24 августа 2019 г.

Воспоминания о бомбардировке Сталинграда начала августа 1942 года

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Сегодня мы представляем вашему вниманию воспоминания о днях, предшествующих бомбардировке Сталинграда и периоде, охватывающем сентябрь 1942 года.
Историки, рассказывая о судьбе города, говорят о внезапности бомбардировки, о том, что город продолжал жить мирной жизнью. Дети, пережившие Сталинградскую битву в южных районах города, знают, что бомбардировки начались значительно раньше того кровавого дня, который вошёл в учебники истории. 


ВОСПОМИНАНИЯ О БОМБАРДИРОВКЕ СТАЛИНГРАДА
НАЧАЛА АВГУСТА 1942 ГОДА

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ГОНЧАРОВА:
«Я была очевидцем всех бомбёжек Сарепты и судоверфи. Особенно массированной и беспощадной была бомбёжка 8 августа 1942 года. Были уничтожены все железнодорожные запасные пути с эшелонами боеприпасов, беженцев, зерна, растительного масла, оборудованием заводов с юга. Их не успели переправить за Волгу. Сгорел и весь состав с производственным железнодорожным оборудованием, который готов был к отправке в тыл на станцию Батраки и стоял между вагонным депо и колесными мастерскими. В нём в теплушках находились семьи сопровождавших эшелон зам. начальника колесных мастерских Звягина – жена и сын, главного инженера этих мастерских Цыганкова Ивана Михайловича – жена и 3-летняя дочь, сына мастера мастерских Гончарова Ивана Андреевича. Из всех спасся только сын Гончарова – мой брат. Остальные заживо сгорели в теплушках. Сам Звягин и Цыганков в это время оформляли документы в Кировском военкомате, а когда пришли – увидели только пепелище и гарь. Цыганков не смог пережить эту трагедию и через два дня умер».


 АННА ДМИТРИЕВНА ПЯТЕНКО:
«8 августа самолет «рама» сбросил листовки, где немцы писали: «Не сушите сухари, не губите тесто, девятого прилечу – не найдете место». И действительно, 9 августа прилетели 27 фашистских бомбардировщиков и начали пикировать на базар, где было полно людей. Непередаваемый ужас охватил всех, свист и разрывы бомб сопровождались раздирающим душу воем сирены. Погибло в этот день множество мирных жителей.
А 22 августа была бомбёжка ещё сильнее. С нашего окопа во дворе снесло крышу, маму убило, меня засыпало. Потом меня отрыли и выходили».

ЗОЯ НИКОЛАЕВНА ЯКОВЛЕВА:
«Жили мы на улице Колхозной, 122. 11 августа была сильная бомбёжка, ночью мы, три семьи, ушли на Татьянку, поближе к переправе. В ту ночь фашисты разбомбили баржу с эвакуированными Красноармейска, и мы, дети, увидели ад кромешный: по воде плыли трупы солдат, детей, женщин. Одна женщина обняла двух деток – все мёртвые, другая женщина была убита, а ребёнок на ней живой, сосал грудь и кричал, а мёртвая мама сильно прижимала его руками. Эту ночь нам никогда не забыть, хоть мы были тогда ещё детьми».

Источник:
Попов, П. П. Перелом. По воспоминаниям участников и свидетелей Сталинградской битвы : в 2- ч. / П. П. Попов, А. В. Козлов, Б. Г. Усик. – Волгоград : Издатель, 2000. – 328 с. : ил.

Историческая справка:

В современном освещении хода Сталинградской битвы заметен явный перевес в сторону описания событий, происходивших в центральной и северной частях города. Создается впечатление, что южная часть – Красноармейск и Бекетовка во время Сталинградской битвы были самыми безопасными районами. Это мнение ошибочно. Достаточно вспомнить тот факт, что первой бомбардировке в Сталинграде подверглась Бекетовка задолго до начала битвы – 1 ноября 1941 года. Именно южные районы первыми встречали налёты фашистской авиации, именно над ними шли первые воздушные бои.
В воспоминаниях «детей Сталинграда» из нынешнего Красноармейского района описаны бомбардировки начала августа 1942 года, когда центральный и северные районы Сталинграда ещё жили мирной жизнью.

В тексте упоминаются:

Станция Сарепта и судоверфь – построена в 1889 году во время строительства Царицынско-Тихорецкой линии железной дороги. Название получила в честь находившейся в нескольких километрах колонии немецких поселенцев-гернгутеров. До революции рядом со станцией находился речной порт, в первые десятилетия советской власти в этом месте была открыта судоверфь. Во время Гражданской войны в окрестностях станции проходили ожесточенные бои красных с белыми. Во время Сталинградской битвы через станцию Сарепта шли поезда с военными грузами, войсками и беженцами. Судоверфь работала над ремонтом танковой и авиационной техники, катеров Волжской военной флотилии.

Станция Батраки – предположительно посёлок на территории современного Октябрьского района, где действовал перевалочный пункт на острове Батраки (перевозили грузы с одного берега Волги на другой).

Красноармейск – город на юге Сталинграда (образован на землях Сарепты и прилегающих окрестностей), с 1929 года вошёл в городскую черту. В период Сталинградской битвы – место дислокации большого количества воинских частей, госпиталей и пунктов для беженцев.

Татьянка – посёлок на юге Сталинграда. Главная переправа Сталинградского фронта находилась на Татьянке. Здесь же установлен мемориальный комплекс – памятник морякам Волжской военной флотилии, которых погибло более 500 человек. Два боевых корабля стояли: один у судоремзавода и вел огонь в направлении Ивановки, поддерживая 57 и 64 армии. Другой – между Татьянкой и Светлым Яром и вел огонь в направлении Чапурников. Два других корабля очищали низовье Волги от вражеских мин.

Подготовила: Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий