суббота, 31 августа 2019 г.

Елизавета Иванникова "Царицынская улица"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Елизавета Иванникова

ЦАРИЦЫНСКАЯ УЛИЦА

Когда приходит время оно,
То ясен даже дальний миг.
Увяли красные знамена,
И улицы явился лик.
 
Она Царицынской когда-то
Звалась и так явилась нам:
Ведь прежде, чем обжить палаты,
На ней святой воздвигли храм.

И ныне Иоанн Предтеча
С души снимает хладный сон,
И вдаль летит и снова вечен
Над Волгой колокольный звон.

Как будто призывает:»Хватит
Нам уповать на бытие,
Нас охраняет божья матерь
И покровительство ее».

Отсюда где светлеют лица,
Где время длится не спеша,
Пусть возрождается Царицын,
Как возрождается душа.

Иванникова, Е. Арфа серафима: стихи, поэмы / Е. В. Иванникова. – Волгоград : Издатель, 2012.-152с.


Елизавета Иванникова родилась 15 октября 1949 года в Волгограде. Окончила Волгоградский педагогический институт факультет филологический и заочно Академию художеств в Ленинграде, аспирантуру руководила объединением «Вечный огонь». Работала в Волгоградском бюро пропаганды художественной литературы. Именно в Волгограде начинают выходить одна за другой ее поэтические сборники. Работала редактором газеты Волгоградской писательской организации «Парнас»


История Иоанно-Предтеченской церкви неразрывно связана с прошлым нашего города, с жизнью царицан, с событиями, происходившими на волжских берегах в течение, по крайней мере, трёх с половиной веков. Имеется немало неясностей со временем возникновения храма, с его освящением, с первыми годами существования церкви.
Русская православная церковь с большим почтением относится к памяти пророка, Предтечи и Крестителя Господня  Иоанна, в церковном календаре его имя  упоминается  7  раз:  7/20  января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24 февраля/9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 25 мая/ 7 июня — третье обретение главы Крестителя и Предтечи Иоанна, 24 июня/ 7 июля — рождество  честнаго славного Пророка, Предтечи и  Крестителя  Господня  Иоанна, 29 августа/ 11 сентября — усекновения главы  Пророка,  Предтечи  и  Крестителя Господня Иоанна, 23 сентября/6 октября — зачатие честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 12/25 октября — перенесение в Гатчину десной руки Иоанна Крестителя. Поэтому неудивительно, что во многих русских городах строились храмы, посвящённые памяти Иоанна Предтечи. Такая церковь появилась и в Царицыне.
2 июля 1589 г., строительством деревянной церкви во имя св.Иоанна Предтечи, была заложена крепость «Царицын». Строилась церковь донскими (по другой версии, — астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар, случившийся вскоре, уничтожил многие деревянные строения нового города. Не пощадил он и Предтеченскую Церковь.
Волгоградская исследовательница В.В. Серебряная полагает, что деревянная церковь Иоанна Предтечи стояла в нашем городе уже в начале XVII века, её построил Мисюр
Соловцев по благословлению митрополита Савватия при восстановлении города в 1615 году (здесь какая-то ошибка: с 1615 по 1627 год на астраханской кафедре находился архиепископ Онуфрий; Савватий же правил епархией с 1683 по 1697 год). Она полагает, что именно этот храм изображён на рисунке Адама Олеария, проезжавшего через Царицын в 1636 году.
В 1615 г. Храм был восстановлен. Известны имена 6-ти строителей, рубивших деревянный храм. Это: Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов.
Церковь Иоанна Предтечи тесно связана с развитием монастырской жизни Царицына. В грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, в который они ходили на богомолье. Во второй половине XVII века он упраздняется из-за тесноты, и, видимо, на его базе в 60-х годах возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, строителем которого с сентября 1652 года по апрель 1658 года числится старец Макарий. Возможно, в его правление и была построена в монастыре красивая церковь.
Чаще в источниках время основания Иоанно-Предтеченского храма относят к 1664 году. Саратовский исследователь XIX века С. Щеглов считает, что это произошло в 1665 году. Он обнаружил запись в клировой ведомости, в которой указано, что в Царицыне был Предтеченский девичий монастырь с деревянными кельями для монашек.
В 1664 г. Иоанно-Предтеченская церковь была перестроена в каменную, став первым каменным сооружением Царицына. По мнению известных волгоградских краеведов, именно в Иоанно-Предтеченской церкви был во младенчестве крещён известный казачий бунтовщик Степан Разин. В Храме молились и разинские казаки после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 г. В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.
Время упразднения монастыря неизвестно. В 1694 году он ещё существовал, царицынский протоиерей Илья пожертвовал в него Четьи-Минеи. В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили один священник, один дьякон, два дьячка и один пономарь.
После захвата разинцами Царицынской крепости в 1670 г., церковь продолжала исправно действовать, а лица духовного звания даже поддерживали восставших, помогая им готовить известные подмётные письма.
Некоторые источники упоминаю крупные ремонтно-восстановительные работы, произведенные в Храме в 1704 г.
Следующее упоминание о нём относится к 1700 году. По грамоте митрополита астраханского и терского Сампсона воевода Протопопов тогда начал строить каменную церковь взамен ветхой деревянной, стоявшей в девичьем монастыре. Строительство завершается в 1704 году, а храм был освящён, по мнению некоторых краеведов, в день рождения Ивана Грозного на помин его души. Как известно, царь родился 25 августа 1530 года. Самым близким днём памяти Иоанна Крестителя к этой дате является 29 августа/11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но храм мог быть освящён и в другой памятный день, о которых мы упоминали в начале этой главы.
В тот же день произошло ещё одно событие, отмеченное церковными хрониками. Из калмыцких улусов бежал юный калмычонок, который прибился к Царицыну и захотел здесь принять православную веру. Несмотря на то, что калмыцкий правитель Аюка-хан неодобрительно относился к крещению своих подданных, царицынский священник (возможно, это был Кондрат Иларионов, о котором речь будет ниже) крестил мальчика и оставил его при Предтеченской церкви.
Следующая страница истории храма связана с посещением царём Петром Первым 6 июня 1695 года по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по Переволоке к Дону Петр распорядился освятить новые паньшинскую и качалинскую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсоном, которому подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ, «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой».
Воевода Голицын, скрыв факт отказа архимандрита от царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот дал согласие и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность Православия на Дону.
По преданию, в июне 1722 года Пётр I с женой Екатериной Алексеевной снова посетил храм по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о
возвращении государя из похода. В это время, по мнению А.В. Материкина и В.В. Серебряной, приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла.
Это предположение было устойчивым в Царицыне. В адрес-календаре «Весь Царицын на 1902 год» говорится: «В трапезе храма находится придел во имя свв. апостолов Петра и Павла, вероятно, для зимнего времени. Предание говорит, что этот придел построен по приказанию императора Петра I по возвращению его из персидского похода в 1722 г.». Однако антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном почему-то только в 1799 году. Возможно, придел был перестроен и заново освящён.
По крайней мере, в 1741 году в церкви был какой-то придел, о чём упоминают «Ведомости о монастырях и монашествующих»: «Астраханской епархии города Царицына Ивановский Предтечев девичий монастырь внутри города Царицына имеющийся; в нём церковь одна, а в ней престолов два». Петропавловский придел располагался в пристройке в виде часовни. Эта пристройка с южной стороны храма обнаруживается на фортификационных планах Царицына. В середине XIX века здесь стоял трёхъярусный иконостас, выкрашенный голубой краской.
В церкви хранился напрестольный крест с мощами Петра и Павла и надписью, на которой указаны имена святых апостолов и дата: «7203 год».  С. Щеглов определяет, что святыня сделана в 1689 году, хотя правильно следует отнести её к 1694 или 1695 году. В Иоанно-Предтеченской церкви имелась и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Как записано в документах, она была «в створках», что свидетельствует, что это был, вероятно, походный образ. На иконе обнаружены подписи художников из Казани Евграфа, Василия и Иоанна, но дату разобрать было невозможно.
Находящаяся в церкви икона Иверской Богородицы была написана в 1665 году, того же года числилась и Смоленская икона Божией Матери. К числу ценных вещей относились четыре Евангелия, отпечатанные соответственно в 1677, 1685, 1697, 1698 годы.
В трапезной храма также располагался весьма малый придел в честь Корсунской иконы. Богородицы, освящённый астраханским епископом Никифором в 1789 году. По имеющимся данным, его строительство завершилось в 1764 году, через сто лет после сооружения храма (по другим данным, в 1787 г.). Иконостас в приделе в середине XIX века был двухъярусным.
Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не менее, он действует до середины XVIII века. В 1739 г. в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно- и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1.
 «Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщают, что в монастыре наличествует одна каменная церковь с двумя престолами, 10 настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины XIХ века, будучи крепкими постройками размером 42 х 10 метров. В 1741 году их населяли игуменья и 20 насельниц, по две в каждой келье.
К монастырю было приписано 52 приходских двора. По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году (по другим данным, в 1747 году). Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, пожилые и больные доживает свои последние дни в Царицыне.
В конце XIХ века к церкви было приписано всего 837 жителей окрестных 178 царицынских дворов, в их числе казаки и сектанты. 15 ноября 1888 года при церкви снова открыли школу грамотности, для чего строят каменный одноэтажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую.
Очевидцы писали: «Рядом с церковью в небольшом доме, почти хижине, принадлежащем Предтеченской церкви, находилась церковно-приходская школа…». Она содержалась за счёт трёх храмов (кроме Иоанно-Предтеченского, ещё Успенским собором и Троицкий церковью), но была удивительно бедной, чем вызывала удивление у приезжающих.
Между тем в храм давали пожертвования царицынские купцы и другие царицане. В 1895 году от купца Василия Высина поступили 1731 рубль 25 копеек, от купца Афанасия Новикова — 700 рублей, от мещанина Павла Лычёва — 221 рубль 90 копеек.
Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова.
В 1907 году купец В. Рысин освобождается от звания попечителя этой школы. С 1911 года псаломщиком-дьяконом в храме пребывал Андрей Васильевич Кряжимский, заведовавший церковным архивом.
Иоанно-Предтеченская церковь считалась в Царицыне маленькой, в ней вмещалось одновременно всего 150 верующих. Очевидцы отмечали, что храм довольно тёмен. В нём пели достаточно стройно монахини Царицынского монастыря (вероятно, подворья Балашовского монастыря). В 1912 году к Предтеченскому храму было приписано 852 прихожанина, а также старообрядцы: 93 поморца, 5 австрийцев, 6 беглопоповцев.
Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество — вплоть до кованой ограды, которую изъяли по постановлению крайисполкома от 23 августа 1931 года за №509/823 как металлический лом и передали конторе «Металлолом».
В 1924 году в храме служат верные тихоновской Церкви протоиерей Павел Венценосцев, священник Мегарский. Обновленцы стараются отстранить их от богослужений.
27 февраля 1932 года власти решили закрыть церковь, назвав в качестве официальной причины опасность оползней. Договор аренды расторгается, а 3 (или 17) апреля 1932 года горсовет приказал пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянный ресторан, но его подвалы хранили память истории: они были сложены из золотоордынских кирпичей. В народе этот ресторан назывался «Шанхаем», так издавна именовались трущобы в крупных городах.
Во время Сталинградской битвы здесь сначала стояли наши пушки, а затем немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший контрнаступление советских войск на этом участке. В 1985 году при реконструкции ресторана «Маяк» был частично вскрыт фундамент храма.
С открытием Волгоградской епархии владыка Герман задался целью вернуть к жизни первый царицынский храм, сделав его символом возрождения Православия на волжских берегах. Он объявил дело воссоздания храма «народной стройкой». В этом почине помогали многие благотворители, но основную роль сыграл депутат Государственной думы, который и по сей день является ктитором церкви. Стройка осуществлялась под руководством С.Н. Васюковой (монахини Макарии).
Первым шагом по воссозданию Иоанно-Предтеченского Храма на Центральной набережной г.Волгограда стали 10 сентября 1995 г. закладка и освещение места под строительство храма и открытие близко к месторасположению Храма, деревянной часовни во имя Иверской иконы Божией Матери (освящение часовни состоялось на Пасху 1996 г.). Единого священника, окормлявшего воссозданный таким образом Иоанно-Предтеченский приход, не было. Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Волгоградский и Камышинский, оставил за собой управление приходом, став его настоятелем. Часовня была закреплена за братией Волгоградского Свято-Духова мужского монастыря и в течение полутора лет все Богослужения совершались в часовне братией Свято-Духова монастыря. Литургии совершались по праздникам и воскресным дням.
Первым наместником Иоанно-Предтеченского прихода стал иерей Олег Викторович Кириченко. Он был назначен на эту должность в августе 1997 г. При нём началось и воссоздание первого Царицынского Храма, — Иоанно-Предтеченской церкви. Строительство церкви было объявлено Архиереем «народной стройкой». Деньги на её возведение собирались по всему городу. Однако основной и решающий вклад в воссоздание городской святыни был сделан депутатом Государственной Думы РФ Е.П.Ищенко. Архиепископ Герман объявил Е.П.Ищенко ктитором возрождающегося Храма. Первая Литургия была отслужена в возобновлённом Храме на Пасху 2001 г. Её совершили иерей Олег Кириченко и диакон Григорий Пеньков.
В 2006 г. Иоанно-Предтеченский приход был преобразован в подворье Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки (настоятельница, — игумения Анна (Ерофеева).
Подготовила Наиля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий