Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.
Елизавета Иванникова
ЦАРИЦЫНСКАЯ УЛИЦА
То ясен даже дальний миг.
Увяли красные знамена,
И улицы явился лик.
Она Царицынской когда-то
Звалась и так явилась нам:
Ведь прежде, чем обжить палаты,
На ней святой воздвигли храм.
И ныне Иоанн Предтеча
С души снимает хладный сон,
И вдаль летит и снова вечен
Над Волгой колокольный звон.
Как будто призывает:»Хватит
Нам уповать на бытие,
Нас охраняет божья матерь
И покровительство ее».
Отсюда где светлеют лица,
Где время длится не спеша,
Пусть возрождается Царицын,
Как возрождается душа.
Иванникова, Е. Арфа
серафима: стихи, поэмы / Е. В. Иванникова. – Волгоград : Издатель, 2012.-152с.
Елизавета
Иванникова родилась 15 октября 1949 года в Волгограде. Окончила Волгоградский
педагогический институт факультет филологический и заочно Академию художеств в
Ленинграде, аспирантуру руководила объединением «Вечный огонь». Работала в
Волгоградском бюро пропаганды художественной литературы. Именно в Волгограде
начинают выходить одна за другой ее поэтические сборники. Работала редактором
газеты Волгоградской писательской организации «Парнас»
История
Иоанно-Предтеченской церкви неразрывно связана с прошлым нашего города, с
жизнью царицан, с событиями, происходившими на волжских берегах в течение, по
крайней мере, трёх с половиной веков. Имеется немало неясностей со временем
возникновения храма, с его освящением, с первыми годами существования церкви.
Русская
православная церковь с большим почтением относится к памяти пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, в церковном календаре его имя
упоминается 7 раз: 7/20 января — Собор Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, 24 февраля/9 марта — первое и второе обретение
главы Иоанна Предтечи, 25 мая/ 7 июня — третье обретение главы Крестителя и
Предтечи Иоанна, 24 июня/ 7 июля — рождество честнаго славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа/ 11
сентября — усекновения главы Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, 23 сентября/6 октября — зачатие честнаго славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 12/25 октября — перенесение в Гатчину
десной руки Иоанна Крестителя. Поэтому неудивительно, что во многих русских
городах строились храмы, посвящённые памяти Иоанна Предтечи. Такая церковь
появилась и в Царицыне.
2 июля 1589 г.,
строительством деревянной церкви во имя св.Иоанна Предтечи, была заложена
крепость «Царицын». Строилась церковь донскими (по другой версии, —
астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар,
случившийся вскоре, уничтожил многие деревянные строения нового города. Не
пощадил он и Предтеченскую Церковь.
Волгоградская
исследовательница В.В. Серебряная полагает, что деревянная церковь Иоанна
Предтечи стояла в нашем городе уже в начале XVII века, её построил Мисюр
Соловцев по
благословлению митрополита Савватия при восстановлении города в 1615 году
(здесь какая-то ошибка: с 1615 по 1627 год на астраханской кафедре находился
архиепископ Онуфрий; Савватий же правил епархией с 1683 по 1697 год). Она
полагает, что именно этот храм изображён на рисунке Адама Олеария, проезжавшего
через Царицын в 1636 году.
В 1615 г. Храм
был восстановлен. Известны имена 6-ти строителей, рубивших деревянный храм.
Это: Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим
Клементьев, Иван Сеченов.
Церковь Иоанна
Предтечи тесно связана с развитием монастырской жизни Царицына. В грамоте
государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный
монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, в который они
ходили на богомолье. Во второй половине XVII века он упраздняется из-за
тесноты, и, видимо, на его базе в 60-х годах возникает женский
Иоанно-Предтеченский монастырь, строителем которого с сентября 1652 года по
апрель 1658 года числится старец Макарий. Возможно, в его правление и была
построена в монастыре красивая церковь.
Чаще в
источниках время основания Иоанно-Предтеченского храма относят к 1664 году.
Саратовский исследователь XIX века С. Щеглов считает, что это произошло в 1665
году. Он обнаружил запись в клировой ведомости, в которой указано, что в Царицыне
был Предтеченский девичий монастырь с деревянными кельями для монашек.
В 1664 г.
Иоанно-Предтеченская церковь была перестроена в каменную, став первым каменным
сооружением Царицына. По мнению известных волгоградских краеведов, именно в
Иоанно-Предтеченской церкви был во младенчестве крещён известный казачий
бунтовщик Степан Разин. В Храме молились и разинские казаки после возвращения
из Персидского похода в октябре 1669 г. В этой обители молились казаки Степана
Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После
захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а
некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.
Время
упразднения монастыря неизвестно. В 1694 году он ещё существовал, царицынский
протоиерей Илья пожертвовал в него Четьи-Минеи. В Иоанно-Предтеченском храме
тогда служили один священник, один дьякон, два дьячка и один пономарь.
После захвата
разинцами Царицынской крепости в 1670 г., церковь продолжала исправно
действовать, а лица духовного звания даже поддерживали восставших, помогая им
готовить известные подмётные письма.
Некоторые
источники упоминаю крупные ремонтно-восстановительные работы, произведенные в
Храме в 1704 г.
Следующее
упоминание о нём относится к 1700 году. По грамоте митрополита астраханского и
терского Сампсона воевода Протопопов тогда начал строить каменную церковь
взамен ветхой деревянной, стоявшей в девичьем монастыре. Строительство
завершается в 1704 году, а храм был освящён, по мнению некоторых краеведов, в
день рождения Ивана Грозного на помин его души. Как известно, царь родился 25
августа 1530 года. Самым близким днём памяти Иоанна Крестителя к этой дате
является 29 августа/11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна. Но храм мог быть освящён и в другой памятный день,
о которых мы упоминали в начале этой главы.
В тот же день
произошло ещё одно событие, отмеченное церковными хрониками. Из калмыцких
улусов бежал юный калмычонок, который прибился к Царицыну и захотел здесь
принять православную веру. Несмотря на то, что калмыцкий правитель Аюка-хан
неодобрительно относился к крещению своих подданных, царицынский священник
(возможно, это был Кондрат Иларионов, о котором речь будет ниже) крестил
мальчика и оставил его при Предтеченской церкви.
Следующая
страница истории храма связана с посещением царём Петром Первым 6 июня 1695
года по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по Переволоке к Дону
Петр распорядился освятить новые паньшинскую и качалинскую церкви без сношения
с митрополитом Астраханским Сампсоном, которому подчинялись наши земли в
духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ, «учинился
силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой».
Воевода
Голицын, скрыв факт отказа архимандрита от царя, просил митрополита не
наказывать ослушника строго, на что тот дал согласие и ответил, что впредь
Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно
увеличило миссионерскую деятельность Православия на Дону.
По преданию, в
июне 1722 года Пётр I с женой Екатериной Алексеевной снова посетил храм по пути
на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о
возвращении
государя из похода. В это время, по мнению А.В. Материкина и В.В. Серебряной,
приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла.
Это
предположение было устойчивым в Царицыне. В адрес-календаре «Весь Царицын на
1902 год» говорится: «В трапезе храма находится придел во имя свв. апостолов
Петра и Павла, вероятно, для зимнего времени. Предание говорит, что этот придел
построен по приказанию императора Петра I по возвращению его из персидского
похода в 1722 г.». Однако антиминс для него был освящён астраханским епископом
Платоном почему-то только в 1799 году. Возможно, придел был перестроен и заново
освящён.
По крайней
мере, в 1741 году в церкви был какой-то придел, о чём упоминают «Ведомости о
монастырях и монашествующих»: «Астраханской епархии города Царицына Ивановский
Предтечев девичий монастырь внутри города Царицына имеющийся; в нём церковь
одна, а в ней престолов два». Петропавловский придел располагался в пристройке
в виде часовни. Эта пристройка с южной стороны храма обнаруживается на
фортификационных планах Царицына. В середине XIX века здесь стоял трёхъярусный
иконостас, выкрашенный голубой краской.
В церкви
хранился напрестольный крест с мощами Петра и Павла и надписью, на которой указаны
имена святых апостолов и дата: «7203 год». С. Щеглов определяет, что
святыня сделана в 1689 году, хотя правильно следует отнести её к 1694 или 1695
году. В Иоанно-Предтеченской церкви имелась и икона Благовещения Пресвятой
Богородицы. Как записано в документах, она была «в створках», что
свидетельствует, что это был, вероятно, походный образ. На иконе обнаружены
подписи художников из Казани Евграфа, Василия и Иоанна, но дату разобрать было
невозможно.
Находящаяся в
церкви икона Иверской Богородицы была написана в 1665 году, того же года
числилась и Смоленская икона Божией Матери. К числу ценных вещей относились
четыре Евангелия, отпечатанные соответственно в 1677, 1685, 1697, 1698 годы.
В трапезной
храма также располагался весьма малый придел в честь Корсунской иконы.
Богородицы, освящённый астраханским епископом Никифором в 1789 году. По
имеющимся данным, его строительство завершилось в 1764 году, через сто лет
после сооружения храма (по другим данным, в 1787 г.). Иконостас в приделе в
середине XIX века был двухъярусным.
Реформа,
предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских
монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника,
дьячка и пономаря. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет,
его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не
менее, он действует до середины XVIII века. В 1739 г. в нем пребывали: игуменья
— 1, монахинь — 12, а из белых священно- и церковнослужителей: священник — 1,
дьякон — 1, пономарь — 1.
«Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщают,
что в монастыре наличествует одна каменная церковь с двумя престолами, 10
настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины XIХ века,
будучи крепкими постройками размером 42 х 10 метров. В 1741 году их населяли
игуменья и 20 насельниц, по две в каждой келье.
К монастырю
было приписано 52 приходских двора. По причине скудного содержания от казны
епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть
монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году (по другим данным, в 1747
году). Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь,
пожилые и больные доживает свои последние дни в Царицыне.
В конце XIХ
века к церкви было приписано всего 837 жителей окрестных 178 царицынских
дворов, в их числе казаки и сектанты. 15 ноября 1888 года при церкви снова
открыли школу грамотности, для чего строят каменный одноэтажный дом правее
главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и
псаломщика. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую.
Очевидцы
писали: «Рядом с церковью в небольшом доме, почти хижине, принадлежащем
Предтеченской церкви, находилась церковно-приходская школа…». Она содержалась
за счёт трёх храмов (кроме Иоанно-Предтеченского, ещё Успенским собором и
Троицкий церковью), но была удивительно бедной, чем вызывала удивление у
приезжающих.
Между тем в
храм давали пожертвования царицынские купцы и другие царицане. В 1895 году от
купца Василия Высина поступили 1731 рубль 25 копеек, от купца Афанасия Новикова
— 700 рублей, от мещанина Павла Лычёва — 221 рубль 90 копеек.
Заведующим и
законоучителем в церковно-приходской школе в начале XX века был священник Павел
Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова.
В 1907 году
купец В. Рысин освобождается от звания попечителя этой школы. С 1911 года
псаломщиком-дьяконом в храме пребывал Андрей Васильевич Кряжимский,
заведовавший церковным архивом.
Иоанно-Предтеченская
церковь считалась в Царицыне маленькой, в ней вмещалось одновременно всего 150 верующих.
Очевидцы отмечали, что храм довольно тёмен. В нём пели достаточно стройно
монахини Царицынского монастыря (вероятно, подворья Балашовского монастыря). В
1912 году к Предтеченскому храму было приписано 852 прихожанина, а также
старообрядцы: 93 поморца, 5 австрийцев, 6 беглопоповцев.
Советская
власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году
попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали
серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и
колокола, и сами иконы, и все имущество — вплоть до кованой ограды, которую
изъяли по постановлению крайисполкома от 23 августа 1931 года за №509/823 как
металлический лом и передали конторе «Металлолом».
В 1924 году в
храме служат верные тихоновской Церкви протоиерей Павел Венценосцев, священник
Мегарский. Обновленцы стараются отстранить их от богослужений.
27 февраля 1932
года власти решили закрыть церковь, назвав в качестве официальной причины
опасность оползней. Договор аренды расторгается, а 3 (или 17) апреля 1932 года
горсовет приказал пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни
поставили деревянный ресторан, но его подвалы хранили память истории: они были
сложены из золотоордынских кирпичей. В народе этот ресторан назывался «Шанхаем»,
так издавна именовались трущобы в крупных городах.
Во время
Сталинградской битвы здесь сначала стояли наши пушки, а затем немцы укрепили
оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот,
надолго сдержавший контрнаступление советских войск на этом участке. В 1985
году при реконструкции ресторана «Маяк» был частично вскрыт фундамент храма.
С открытием
Волгоградской епархии владыка Герман задался целью вернуть к жизни первый
царицынский храм, сделав его символом возрождения Православия на волжских
берегах. Он объявил дело воссоздания храма «народной стройкой». В этом почине
помогали многие благотворители, но основную роль сыграл депутат Государственной
думы, который и по сей день является ктитором церкви. Стройка осуществлялась
под руководством С.Н. Васюковой (монахини Макарии).
Первым
шагом по воссозданию Иоанно-Предтеченского Храма на Центральной набережной
г.Волгограда стали 10 сентября 1995
г . закладка и освещение места под строительство храма и
открытие близко к месторасположению Храма, деревянной часовни во имя Иверской
иконы Божией Матери (освящение часовни состоялось на Пасху 1996 г .). Единого
священника, окормлявшего воссозданный таким образом Иоанно-Предтеченский
приход, не было. Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Волгоградский и
Камышинский, оставил за собой управление приходом, став его настоятелем.
Часовня была закреплена за братией Волгоградского Свято-Духова мужского
монастыря и в течение полутора лет все Богослужения совершались в часовне
братией Свято-Духова монастыря. Литургии совершались по праздникам и воскресным
дням.
Первым
наместником Иоанно-Предтеченского прихода стал иерей Олег Викторович Кириченко.
Он был назначен на эту должность в августе 1997 г . При нём началось и
воссоздание первого Царицынского Храма, — Иоанно-Предтеченской церкви.
Строительство церкви было объявлено Архиереем «народной стройкой». Деньги на её
возведение собирались по всему городу. Однако основной и решающий вклад в
воссоздание городской святыни был сделан депутатом Государственной Думы РФ
Е.П.Ищенко. Архиепископ Герман объявил Е.П.Ищенко ктитором возрождающегося
Храма. Первая Литургия была отслужена в возобновлённом Храме на Пасху 2001 г . Её совершили иерей
Олег Кириченко и диакон Григорий Пеньков.
В
2006 г .
Иоанно-Предтеченский приход был преобразован в подворье Свято-Вознесенского
женского монастыря города Дубовки (настоятельница, — игумения Анна (Ерофеева).
Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий