Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.
Сегодня наши публикации посвящены бомбардировке немцами Сталинграда, происходившей 23 августа 1942 года.
Василий Ефимович Кириллов
ВОСПОМИНАНИЯ
Хочется
вспомнить отдельные события, свидетелем и участником которых довелось быть.
В Сталинград я
прибыл в составе подразделения полевой армейской ветеринарной службы № 2623.
Находился в городе с конца июня по 7 сентября 1942 года, где спешно шло
формирование ветеринарного склада для 28-й армии.
Особенно
запомнился жаркий день 23 августа 1942 года. Было воскресенье, но люди в
большинстве работали на заводах, фабриках, рыли окопы и возводили укрепления.
В этот день
после 16.00 немецкая авиация совершила массированный налёт на город. Картина
была ужасной. Город был разрушен, горело жилье, особенно в частном, деревянном
секторе, многие были ранены, много было убитых, и среди них дети и старики.
Наше
подразделение размещалось около колхозного рынка по улице Рабоче-Крестьянской
(Сталинград-II).
Во время
немецкой бомбёжки были попадания и в наши складские помещения. Возникли пожары,
которые мы вместе с сослуживцами тушили, спасали имущество. К нам прибегали
жители близлежащих кварталов и просили об оказании помощи. Помогали раненым,
помогали населению укрыться в подвалах зданий. В жилых кварталах с частными
домами полыхали пожарища. Гитлеровцы забрасывали зажигательными бомбами, районы
Дар-горы, Ельшанки, частного сектора вдоль железной дороги.
По приказу
командования предстояло эвакуировать военное имущество в безопасную зону, в г.
Астрахань. Но это была сложная задача, как и каким образом это сделать?
Две попытки
перевозки имущества через основную переправу не удались, т.к. в первую очередь
переправляли скопившуюся на берегу Волги массу людей – раненых, детей и
стариков.
Тогда мы
перевезли имущество на берег Волги в Купоросную балку, расположенную ближе к
Кировскому району, и замаскировали всё. Имеющиеся под руками на берегу лодки
были разобраны фронтовыми подразделениями.
Нам пришлось
строить плот в основном из бревен разрушенных домов. Часть имущества была
потоплена немцами во время бомбежек.
Позднее,
раздобыв лодку, возили военный груз днем и ночью под непрерывными бомбежками и
обстрелом врага.
Сразу
встретились с трудностями – многие сослуживцы не умели грести на лодках, совсем
не умели плавать.
По Волге наши
плоты и лодки шли между горящей нефтью, горели разбитые суда, пристани, плыла
масса человеческих трупов. А с берега до основной островной дороги через пески
и ерик Щучий проран груз переносили на руках, ладони были в кровавых мозолях.
Мы переправили военное имущество через два рукава Волги и два песчаных
острова».
Источник:
Попов, П. П.
Перелом. По воспоминаниям участников и свидетелей Сталинградской битвы : в 2-
ч. / П. П. Попов, А. В. Козлов, Б. Г. Усик. – Волгоград : Издатель, 2000. – 328
с. : ил.
Историческая справка:
В тексте упоминаются:
Рабоче-Крестьянская, улица (в дореволюционном Царицыне –
Княгининская, переименована в 1923 году). В период Сталинградской битвы
административно относилась к Советскому району. Ныне находится на территории
Ворошиловского района Волгограда.
Волгоград-II, станция. Станция была создана
как конечная на построенной в 1899 году линии
Тихорецкая – Царицын Владикавказской железной дороги. В
дореволюционном Царицыне носило название Тихорецкий вокзал. Архитектор не
установлен. Здание станции является памятником архитектуры и градостроительства,
признано объектом культурного наследия Волгограда.
Дар-гора, посёлок (первоначальное название Вор-гора). Находится в
Советском районе Волгограда. Константин Васильевич Новоспасский в рассказе
«На Дар-горе» так описывает этот посёлок: «К югу от центра города, на отшибе, по
большому горбатому бугру раскинулся у начала степи поселок Дар-гора. Его улицы
возле Тихорецкой железной дороги, проложенной под глинистой кручей, заставлены
домами на кирпичной кладке, дворы закрыты глухими тесовыми заборами с проемами
для ворот, а на окраине – саманные полуземлянки. Поблизости от станции жили
путейцы, а далее – грузчики, рабочие лесных пристаней и лесозаводов, ломовые
извозчики. На Дар-горе часто поселялась беднота – земля здесь была выдана
бесплатно, в «дар» жителям поселка «Кавказ», жестоко пострадавшего от пожара».
Ельшанка, посёлок. По всей видимости, речь идёт о Нижней Ельшанке
(Климкин хутор, Новониколаевский, Ново-Никольский, посёлок Минина). Район
получил название от речки Ельшанки (Ольшанки). Был основан в 1750-е годы.
Активно развивался в конце 19 века, во время строительства железной дороги. В
настоящее время находится на территории Ворошиловского района Волгограда.
Купоросная, балка. Получила название благодаря действовавшему в
этой местности в конце 19 века кожевенному заводу, отходы которого спускались в
Волгу по текущей на дне балки речке. В период Сталинградской битвы по балке
Купоросной проходил «стык» между 62-й и 64-й армиями.
Щучий, ерик. Находится на территории Астраханской области. Получил
название благодаря обилию щук, которые водятся в нём. До сей поры является
любимым местом рыбаков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий