пятница, 30 августа 2019 г.

Геннадий Ермоленко "Прямой эфир"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Геннадий Ермоленко

ПРЯМОЙ ЭФИР
Отрывки


Один из самых серьезных мастеров наших прямых эфиров Владимир Кошенков когда-то рассказывал мне, как однажды ему пришлось удерживать внимание аудитории в течение довольно долгого времени до начала события. На целый час позже запланированного состоялся приезд Н. С. Хрущева на ГЭС. 3а это время на фоне двух планов площади Павших Борцов Кошенкову пришлось рассказать всё, что он знал о строительстве гидростанции, о возрождении из руин Сталинграда, о Мамаевом кургане и Доме Павлова. И всё же репортаж о зажжении Вечного огня от искры гидростанции прошёл согласно программе.

Первое время Москва даже на трансляцию футбольных репортажей с нашего Центрального стадиона на Союз присылала свою бригаду инженеров и операторов, своего спортивного журналиста. Со временем мы доказали профессионализм, нашим операторам и режиссерам доверили освещать общесоюзные события, даже такие, как Олимпиада-80. Мне довелось работать с большими мастерами. Они были не только теле-, но и кинооператорами, у многих за плечами был факультет ВГИКа. На Центральном телевидении знали и ценили волгоградских телевизионщиков: Краснова, Костяного, Зайцева, Ромадина, Кацалапова, Селезнева и многих других. Но главной фигурой прямых репортажей, безусловно, был режиссер.

Прямой эфир требовал порой не только мастерства, но и отваги. До сих пор на студии ходят легенды о том, как оператор Слава Селезнев снимал пролет над городом, будучи привязанным к крылу самолета.
Благодаря прямому эфиру волгоградцы становились свидетелями самых значительных событий в Волгограде и области. Первый репортаж телезрители смогли увидеть уже в октябре 1958 года. В это время студия освоила свою первую ПТС (передвижную телевизионную станцию). Это была передача о затоплении котлована Сталинградской гидроэлектростанции. Вел репортаж наш первый диктор, в дальнейшем ведущий тележурналист студии Борис Степанов. Лучшей передачей года назвала Москва всесоюзный репортаж о6 открытии Памятника-ансамбля на Мамаевом кургане 15 октября 1967 года.

Несколько лет подряд в начале моей телевизионной карьеры я был сценаристом трехчасовой прямой передачи «Дорогие мои земляки». Через некоторое время в эфире ЦТ тоже вышла подобная программа - «От всей души», которую вела Валентина Леонтьева. Остряки, подчеркивая эмоциональную атмосферу передачи, называли её «Плачьте вместе с нами, плачьте, как мы, плачьте лучше нас!»
Это были сложнейшие марафоны с выездом передвижной телевизионной станции, с установкой ретрансляторов на крышах соседних зданий. Нелегко приходилось дикторам Тамаре Козловой и Владимиру Шиленкову, им нужно было запоминать целые страницы текста, учиться ориентироваться в зрительном зале, не путать места, на которые мы рассаживали героев, держать в памяти десятки имен и фамилий. Мы стремились создать в зале атмосферу любви и внимания к нашим героям: рассказывали о6 их прошлом, организовывали неожиданные встречи с друзьями и однополчанами, приглашая людей со всех концов Союза.

До сих пор вспоминают передачу «Дорогие мои земляки» ветераны тракторного завода. Нам удалось собрать в зале ДК на Нижнем посёлке первостроителей, тех, кто восстанавливал завод после войны, передовиков, Героев Социалистического Труда, орденоносцев, представителей молодого поколения тракторозаводцев. В передаче были использованы номера заводских коллективов художественной самодеятельности, которые на весь город славились своим профессионализмом. Именно к этой передаче мы подготовили музыкальный эпиграф - песню «Дорогие мои земляки», которая потом ещё долго транслировалась по заводскому радио, встречая рабочих в начале смены:

Ночь прощается с небом недолгая.
Тихий холод плывет от реки,
С добрым утром над мирною Волгою,
Дорогие мои земляки!

Музыку написал преданный друг студии телевидения композитор Иван Ковнер-Полтавский, исполнила же этот вальс его супруга, солистка ансамбля «Калинка».
Благодаря этой незабываемой передаче зрители смогли оживить в памяти славные страницы истории первенца отечественного тракторостроения, познакомиться с теми, кто ещё в 1928 году пришел рыть котлованы под заводские корпуса, а в 1930-м встречал первый трактор. Мы увидели на встрече тех рабочих, которые на танках, сошедших с конвейера, уходили на передовую. Сегодня такое невозможно - почти никого из тех людей не осталось в живых. Но тогда зрители в зале могли непосредственно разговаривать с героями-кузнецами Брызгуновым, Аркатовым, Пузановым, сборщиком, делегатом комсомольского съезда Федотовым.

В начале 90-х наша студия проводила серию благотворительных телемарафонов с выходом на Центральное телевидение. Боевая телевизионная организация - ассоциация «Телемир», всерьез поверившая в наступивший спасительный капитализм и руководимая отважным авантюристом Валентином Анфимовым, научилась вышибать деньги из различных фирм, компаний и банков под благовидным предлогом помощи сирым и убогим, ветеранам и детям войны. Как правило, деньги безропотно выделялись по причине того, что эти финансовые монстры все равно не смогли 6ы объяснить соответствующим органам их происхождение.
Причём деньги добывались серьёзные, благодаря чему мы и могли транслировать эти передачи на Москву. Если в «мирной жизни» местная студия могла претендовать лишь на три минуты в неделю в программе «Время» и пару минут в день на РТР, то тут - живые многочасовые марафоны из Дворца спорта с участием известной ведущей Ангелины Вовк и подающего надежды Владимира Березина. Сервис для московских гостей в нашей провинции обеспечивался на высшем уровне: авиабилеты в оба конца, «деньги на бочку» при прибытии, номера люкс в гостиницах.

После эфира мы организовывали для гостей, которые не улетали и не уезжали сразу после эфира, скромное застолье. Так я познакомился с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, Валентиной Толкуновой и Василием Лановым, Александром Серовым, Леонидом Серебренниковым, Иосифом Кобзоном и многими другими знаменитыми людьми. Несколько свободная атмосфера телемарафонов давала возможность для шуток и розыгрышей, на которые в актерской среде было немало мастаков. У меня в этот период была забота освобождения книжного шкафа в комитете от сорока томов собрания сочинений Маркса и Энгельса, доставшихся мне в наследство от четырех поколений председателей. Тома были списаны, но как истинный книголюб просто выбросить книги я не мог. И нашел выход. Я писал на артистов эпиграммы на титульном листе очередного тома с примечанием «от автора». Вот, например, строки на первом томе, посвященные Добронравову и Пахмутовой:
Со звездой на кухне неудобно.
Пресса, популярность и т. д,
Но поскольку выглядишь ты сдобно,
И у звезд есть, видно, кпд.
Коля, положа на сердце руку,
Зря ты крест поставил на судьбе:
Шура только извлекает звуки,
А весь смысл содержится в тебе.
Тот факт, что работать в прямом эфире трудно и ответственно, подтвердил наш телемост Волгоград-Кельн в мае 1990 года. Этот, как говорят сегодня, проект должен был продемонстрировать потепление отношений между бывшими противниками в ходе Второй мировой войны, зафиксировать клиническую смерть «войны холодной», подтвердить мирные устремления двух стран. Кельн был выбран не случайно, это был побратим Волгограда, город, сильно пострадавший от бомбардировок союзной авиации. Телевизионное руководство доверяло Волгоградской студии. Это был не первый и не последний наш выход на международный эфир.
Единственное, в чем Москва решила перестраховаться, - это московский ведущий с международным опытом, со знанием языка. Участники передачи расположились в импровизированных студиях, которыми служили круглый застекленный ресторан на крыше речного вокзала у нас и кафе на берегу Рейна в Кельне. По сценарию в диалоге участвовали солдаты и офицеры нашего гарнизона и представители вермахта того же уровня. После яркого посыла ведущего с нашей стороны Леонида 3., мэтра прямого эфира, о Волге, где разбились помыслы врага, началась работа непосредственно в стеклянной «шайбе».
Когда готовили помещение к эфиру, пришлось поменять алюминиевые летние столики и стулья на солидную мебель с накрахмаленными скатертями. Солдат, которые таскали мебель, усадили за столики на входе. Основная идеологическая сила располагалась внутри зала. Это были отличники боевой и политической подготовки в новехонькой форме, весом от восьмидесяти кг и выше. В центре зала располагались четверо офицеров-политработников, облаченных в форму сержантов танковых войск, и группа ветеранов войны. Все было отрепетировано и отшлифовано.
Но случилось страшное! Ведущий забыл на балконе схему своего перемещения между столиками. Из кадра выйти он не мог, а причину его паники мы распознали не сразу. Леонид включил в диалог с Западом носителей не идей, а мебели. На вопрос офицеров бундесвера, готовы ли защитники нашего Отечества допустить в свои казармы и на полигоны представителей НАТО, рыженький и лопоухий солдатик бодро ответил, что скрывать нам нечего. А на вопрос, как он отнесется к тому, что у берега Волги будет стоять памятник тевтонцу с мечом, дошедшему до Волги, сказал, что он должен посоветоваться с товарищами...
Кажется, приближался момент, когда все мы - начальство на берегах Волги и Москвы-реки, служба эфирного контроля (была и такая) - могли дойти до инфаркта, Леониду, наконец, подсунули схему, и он с каменным лицом двинулся в центр зала к «тяжелой артиллерии». Там невозможно красивый выпускник Львовского высшего политического училища в сержантских погонах объяснил разницу между «тевтонцем» и нашим солдатом в Трептов-парке. Рядом с сержантом совершенно случайно оказался его дед, ветеран Великой Отечественной, который растолковал собеседникам с берегов Рейна, что начинать процесс потепления надо с оборудования немецкого кладбища в Россошках, а не с памятника захватчику, опирающемуся на меч. Дальше все пошло по сценарию.
Десять лет назад, в годовщину сорокалетия первой ПТС нашей студии, я посвятил этому «спецназу эфира» такие строки:
Вам сорок лет.
Ржавеет тихо жесть,
В которую вы «чипы» завернули.
Сигнал «На выезд!»
Раздается: «Есть!»
И вас не остановят даже пули!

Источник:
Ермоленко, Г. Прямой эфир / Г. Ермоленко // Отчий край. – 2016. - № 1. – С. 167-174.

Историческая справка:

Геннадий Ермоленко - Бывший председатель телерадиокомпании «Волгоград-ТРВ».

Истории телевидения в Волгограде посвящено несколько статей в научных журналах.
А. В. Уткина в статье «История становления Сталинградского (Волгоградского) телевидения в середине 1950-1960-е годы» (Известия Волгоградского педагогического университета. Сер. Исторические науки и археология. – 2017) рассказывает о первых годах телевидения региона:
«Решение о создании Сталинградского телевидения было принято 15 сентября 1955 года.
В марте 1956 г. были забиты первые колышки на Мамаевом кургане и строительство началось. Приняв обязательство открыть телецентр к 15-летию окончания Сталинградской битвы, строители и монтажники трудились день и ночь, в итоге строительные работы были завершены в срок. В это время телевидение и радиовещание были выведены из подчинения Министерства культуры и подчинены непосредственно Совету Министров СССР - в мае 1957 г. был образован Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. 11 декабря 1957 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об организации комитетов и редакций по радиовещанию и телевидению в автономных республиках, краях и областях РСФСР, среди которых была и Сталинградская область. В связи с окончанием строительства телевизионного центра, а также началом пробных телевизионных передач 15 января 1958 г. в Сталинграде была организована студия телевидения при областном комитете по радиовещанию и телевидению. Тогда же было утверждено штатное расписание. Первым начальником телецентра в 1958 г. был назначен Федор Алексеевич Ушаков. Его большой вклад в том, что строители сдали здания и сооружения под монтаж оборудования в намеченный срок, чтобы выйти в эфир 2 февраля 1958 г. - в день 15-й годовщины победы под Сталинградом. Выход в эфир первой передачи Сталинградского телецентра состоялся 2 февраля 1958 г. в 16 часов. Среди приглашенных в студию гостей были защитники Сталинграда - снайпер Василий Зайцев, бронебойщик Петр Болото, Федор Ильченко, участвовавший в пленении генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса. Они рассказали о событиях, происходивших на сталинградской земле в 1942-1943 гг. Жителей города с 15-летнем окончания Сталинградской битвы поздравил секретарь Сталинградского обкома КПСС Д.П. Журавлев. Затем был дан небольшой телеконцерт. Такой была первая передача Сталинградского телевидения.
После первого эфира работникам телестудии было выделено время на освоение оборудования, параллельно шел набор сотрудников в штат. Среди сотрудников было два человека с опытом работы на киностудии - супруги Всеволод Демьянович и Ида Александровна Мельник, приехавшие трудиться в Сталинград из Ташкентского телецентра. Большая часть работников Сталинградской студии телевидения была представлена бывшими сотрудниками радиоцентра. К 16 марта 1958 г. коллектив был сформирован, и с этого дня началось регулярное телевещание. Осенью 1958 г. была получена первая ПТС (передвижная телевизионная станция), и 9 октября состоялась первая внестудийная передача из Сталинградского цирка. В октябре же был показан взрыв перемычки на строящейся Волжской ГЭС, а через неделю - перекрытие Волги. Обращаясь к программе передач, мы видим, что в то время в репортажах с мест событий рассказывалось о социалистическом соревновании в колхозах, о победе гидростроителей и т. д. Телевидение полвека назад сильно отличалось от современного телевещания ограниченностью репортажей с мест событий. «Живые» репортажи заменялись студийными передачами. Время, «сэкономленное» на внестудийных передачах, уходило на показ кинолент.
В декабре 1959 г. комиссия ЦК КПСС принимает Постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения». В постановлении подчеркивалось, что студии телевидения недостаточно используют телевизионный экран для пропаганды достижений советского народа в политической, экономической и культурной жизни, что в передачах на общественно-политические темы плохо пропагандируются и распространяются передовые методы труда и ценные начинания на промышленных предприятиях, стройках, транс порте, в колхозах и совхозах.
Необходимо было создать на студиях телевидения специальные редакции «последних известий», укомплектовать их опытными редакторами и комментаторами. В Сталинградской области местная студия телевидения также работала над содержанием программы телепередач. Из информационных материалов отдела пропаганды и агитации обкома КПСС о работе студии телевидения за 1960 г. мы можем увидеть следующее содержание телевизионного эфира. Первостепенное место в программе занимали ежедневные передачи на общественно-политические темы, им отдается половина студийноro времени..
В передачах стало больше уделяться внимания показу передовиков промышленности, строительства, транспорта, села, «культурного фронта». Для молодежи были введены передачи «Передовики семилетки» и «Твой современник». Студией сняты киноочерки о Героях Социалистического Труда. Передачи такого плана создавались ежемесячно общественно-политической и молодежной редакциями. Отмечалось использование телевидения для ответов на вопросы трудящихся. Два раза в месяц на вопросы отвечали руководители города, районов, предприятий, учреждений и др. Значительное место отводилось экономической учебе. Этому вопросу были посвящены передачи «Цена одного киловатта», «Институт и завод», «Ученые заводу». Отмечалось стремление телестудии к тому, чтобы показать как можно больше технических достижений, к пропаганде новых достижений в промышленности и сельском хозяйстве. Был введен специальный цикл передач «За технический прогресс», где показаны фильмы «Автоматы - техника семилетки», «Литье на поток», «Плавку ведут автоматы», «Электронный консилиум». Пропаганда передового опыта в промышленности и сельском хозяйстве велась под рубрикой «Школа передового опыта». Так, по телевидению была передача о новой строительной текинке на Сталинградской ГЭС, о новых автоматических линиях на тракторном заводе.
В 1962 г. отмечено было улучшение содержания телевещания, прежде всего, в пере-даче политической информации. В целях улучшения работы Волгоградской телестудии ее сотрудники предпринимают попытки узнать мнение телезрителей. Была выявлена проблема обратной связи: не известны авторы писем, звонков, получаемых на телестудии, их профессии, встречи работников студии с телезрителями также не приносили желаемого результата. Так, в 1962 г. была выпущена «Телеанкета», в анкетировании приняли участие около 200 телезрителей Волгограда».

Не менее интересна и статья В. В. Радченко «Некоторые аспекты возникновения коммерческого телевидения в Волгоградском регионе» (Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2011. - № 10. – С. 126-130). Она проливает свет на некоторые моменты рассказа Геннадия Ермоленко:


«Передачи «Телемира» выходили в эфир, как и передачи «Интерпоста», на 10-метровом канале. Вначале - рано утром один раз в неделю, затем - два раза, а с середины 1992 года -уже три раза в неделю по вторникам четвергам и субботам с 6 до 9 часов (см.: [10, с. 4]). Тематическая направленность телепрограмм была разнообразная: от музыкальных приветов трудовым коллективам встреч с писателями до мультиков и зарубежных фильмов. От показа эротики с самого начала своего вещания «Телемир» отказался, зато первым в России (после Москвы) стал демонстрировать многосерийные мексиканские сериалы («Сладкий ручей», «Злой рай»). Выходила в эфир и программа для молодежи - «Субботние молодежные авторские каналы» («СМАК»). Раз в неделю выпускалась передача «Писательские среды». Писатель В. Кононов приглашал в студию творческих людей и незаурядных поэтов, художников, музыкантов.
Но в основном ассоциация специализировалась на проведении телемарафонов и теле-акций. Со слов В. Анфимова, «проведение телемарафонов для ассоциации было не только возможностью привлечь внимание общественности к какой-либо жгучей социальной проблеме... но самое важное - собрать при этом средства, необходимые для оказания помощи нуждающимися волгоградцам». 23 августа 1992 года ассоциацией был проведен первый телемарафон «Дети Второй мировой войны – за мир, согласие и милосердие», посвященный 50-летаю победы в Сталинградской битве. Для участия в нем были приглашены знаменитые актеры, певцы и музыканты. Трансляция по ЦТ шла целых 4 час а в прямом эфире из Дворца спорта профсоюзов. Деньги, поступившие на благотворительный счет марафона, были направлены на строительство реабилитационного центра для детей-инвалидов и детской городской больницы, а вещи и медикаменты расходились по приютам и детским домам. Волгоградские СМИ очень высоко оценили телемарафон. Он стал заметным событием в жизни не только Волгоградского региона, но и России. Было решено провести второй этап 2 февраля 1993 года и выделить время трансляции не 4 часа, а 8 часов. Далее были благотворительные телемарафоны «Надежда» и др. Ассоциация «Телемир» специализировалась на телемарафонах, практически не уделяя внимание собственному развитию (всю аппаратуру приходилось «Телемиру» арендовать у «Волгоград-ТРВ»), постепенно это и привело к краху компании».

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий