пятница, 2 августа 2019 г.

Анатолий Гринюк "Отрадные" воспоминания

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Литера_град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.


Анатолий Гринюк
«ОТРАДНЫЕ» ВОСПОМИНАНИЯ

Совсем недавно Волгоградская писательская организация отметила своё 80-летие. С момента её возникновения (1921) в городе начало работать и литературное объединение для начинающих поэтов, и прозаиков, которое со временем трансформировалось в литературную студию – сначала при Царицынской ассоциации пролетарских писателей, а затем при Сталинградском-Волгоградском отделении писательского Союза страны. О профессиональных литераторах многое известно по статьям и книгам, хотя немало материала осталось за их пределами. Об областной литературной студии тоже писалось («ОК». 2001. № 3).
Но за пределами писательского дома оставались люди, которые неутомимо скрипели перьями, мечтая о восхождении на Парнас. Энтузиасты творчества из Кировского района Волгограда объединились при студии «Отрада».
В 1982 году, когда я пришел в «Отраду», студию возглавлял Юрий Соловьев – выпускник Литературного института имени Горького, после него руководить ею стал поэт Борис Гучков.
В «Отраду» принимали всех желающих любителей поэзии без каких-либо ограничений (в том числе и возрастных), чем она и привлекала людей зрелых, имевших большой жизненный опыт. В студии занимались участники Великой Отечественной войны (Г. Гольдин, В. Галай, Л. Рославцев), инжинеры (Г. Дементьев, А. Михайлов, А. Игнатов, В. Постельный), ветераны труда (О. Дементьева), научные сотрудники (А. Гринюк), рабочие разных специальностей (Ю. Шевченко) и многие другие.
Если участники прославленного карамзинского «Арзамаса», в который входил и юный Пушкин, по прозвищу «Сверчок», собирались за аппетитно поджаренным гусем, то у нас на большом столе обычно возвышался гигантский самовар.
Располагалась «Отрада» во Дворце культуры имени Кирова на втором этаже в левом крыле, рядом с библиотекой.

Подустав от обсуждения стихов, мы переходили к традиционному чаепитию. Кстати, не помню случая, чтобы оно переходило в винопитие.
Комната, где томились поэты, соседствовала с кабинетом директора В. М. Горячева и к нам по ошибке постоянно заглядывали. Однажды случился такой курьез. Кто-то, разыскивал Горячева, приоткрыл дверь и спросил: «А нет ли у вас Горячего?» На что убиравшая коридор уборщица ответила: «У нас горячего не бывает, у нас – буфет!»
Все «отрадинцы» были озабочены одним: как побыстрее устроить свои литературные дела – попасть на газетные страницы или издать первые книжки. В основном печатались в многотиражке завода им. Кирова «За коммунизм!» В канун 40-летия победы в Великой Отечественной войне мы писали главным образом об этом событии. Может быть, поэтому, когда Нижне-Волжское книжное издательство выпустило сборник «Этот День Победы», то в нём были опубликованы стихи всех наших «отрадненских фронтовиков». В то время в Волгограде, Астрахани и других городах и поселках Нижнего Поволжья существовали самодеятельные литобъединения: «Патриот», «Вечный огонь», «Голос», «Надежда», «Родник», «Костёр», «Моряна», поэтому в книгу вошли стихи более пятидесяти их участников.
К этому времени в «Отраду» потянулись и композиторы. С Ю. Юрьевым мы написали песню «Победный марш», а В. Мадянов выбрал для своих песен стихи А. Михайлова и Г. Дементьева. Общими усилиями 20 апреля 1985 года мы провели в театральном зале Дома культуры музыкально-литературный вечер «Этот День Победы», перечислив по традиции собранные средства в Советский фонд мира.
Вместе с нами выступали наши друзья-соседи из литобъединения «Надежда», которым руководил Е. Харламов. После концерта мы там же на сцене сфотографировались.
Вечер этот был записан и позже показан по областному телевидению. Радости В. М. Горячего не было предела. О нём я вспомнил неспроста. Это был живой, умный, энергичный человек, располагавший к себе прежде всего своей внимательностью, простотой и уважительностью к любому, кто к нему приходил.
Сейчас, когда еще свежи воспоминания о встрече нового, 2003 года, на память приходят новогодние вечера в заводском Дворце культуры: в окнах мерцают огоньки на ёлке; во Дворце и вокруг него людно, играет музыка; сцена всегда занята днём – детьми, вечером – взрослыми, из буфета доносятся вызывающие слюну запахи пирогов. И этот праздник длился неделями.
Народный театр под руководством Лаврова, танцевальный ансамбль «Лайла» (рук. В. Третьяков), духовой оркестр и ВИА (рук. А. Овчинников), хор ветеранов труда, фотостудия. Было что послушать и на что посмотреть.
«Отрада» принимала активное участие в праздничных концертах, проводимых как во Дворце, так и за его пределами, например, на стадионах. Откровенно говоря, выступления на стадионе поручали Г. Дементьеву, поскольку другие не решались из-за акустических помех: многочисленные репродукторы, установленные по периметру футбольного поля, многоголосили эхом, откликались по всему стадиону, из-за чего слова трудно было разобрать.
Конечно, наше творчество развивалось не на пустом месте, мы всегда следили за всеми новинками, которые появлялись на книжных развалах, а книги местных поэтов всегда были у нас под рукой. Да и сами поэты постоянно наезжали к нам во Дворец. Т. Брыксина, Е. Иванникова, В. Мавродиев, М. Зайцев, В. Макеев, Б. Гучков были нашими частыми гостями.
Однажды к нам приехал Ю. Окунев. Молча выслушал наши вирши, а под конец заметил, что ему всё нравится, кроме названия нашего литобъединения: «Это название подходит больше какому-нибудь увеселительному заведению. Назовите ваше литобъединение именем Николая Отрады, я с ним был знаком, мы дружили».
Мы, конечно, с ним не согласились, поскольку слово «отрада» означает удовольствие и радость. А что может быть больше удовольствия от хорошо написанного стихотворения и радости от его публикации?
Приезжал к нам прозаик П. И. Селезнев, наставления которого мне запомнились. Привожу дословно: «Вот вы сейчас делаете первые шаги и думаете, куда это вас тянет? Поэзия – жар души, который остывает к тридцати годам, после чего начинается проза. Но прежде надо, чтобы жизнь вас отметила, наложила в бока.
Я знал многих плохих поэтов, которые стали хорошими прозаиками. Но чтобы стать хорошим писателем, надо глубоко знать жизнь, надо жить общей жизнью со своим народом, получать свои 150 рэ, вкалывать, недосыпать, трястись в трамваях и очередях. Не обойтись на этом пути без синяков и шишек, но если шарахнуться от первых подзатыльников – грош тебе цена.
В прозе работать от случая к случаю нельзя. Надо преодолевать апатию, лень и финансовые затруднения.
Как точно заметил мой любимый писатель Ю. Казаков, творить всегда и все мешает. Прежде всего погода. На улице солнышко, птицы поют, пивом торгуют, а ты сиди-крепись! Или, возьмем, наоборот. На улице сыро, холодно, и всё те же друзья стучатся, мол, пусти, Пётр Иванович, водочкой побаловаться – мы не староверы.
Одним словом, творить вы будете тогда, когда у вас будет к этому неистребимое желание. И, конечно, если у вас будет что-то от папы с мамой. Так что приготовьте себя к серьёзной повседневной работе, а мы вам будем помогать».
Что же касается литературной критики, то она нас обошла стороной, поскольку, по существу, мы были частью самодеятельности, а это, как известно, предполагает только участие.
Быстро пролетело время. Когда-то мой друг поэт Геннадий Дементьев выпустил в «Самиздате» свои первые стихи для детей «Грибной дождь». Я написал пародию:
Плачет серенькая мышка,
Ей на хвост упала шишка.
Г. Дементьев

Плачет бедненькая мышка –
Ей на хвост упала книжка,
Дефицитная притом.
Г. Дементьев. 1 том.

После Г. Дементьев за десять лет написал 17 книжек.
Наша «Отрада» не существует. Б. Гучков и М. Зайцев отпраздновали свои юбилеи. На Волгоградской телестудии работает Ю. Соловьев, Г. Галат выпустил книгу стихов.
Я занялся переводами, которые иногда появляются в газете «Вечерний Волгоград», в «Редьке». Неподалёку в Доме культуры «Патриот» собираются по вечерам барды. Там бывает тесно от обилия гитар и желающих спеть под собственный аккомпанемент. А это значит, что самодеятельное творчество в Кировском районе не умирает. Оно где-то рождается, затихает, появляется в другом месте, на новом витке своего развития.

Источник:
Гринюк, А. «Отрадные» воспоминания / А. Гринюк // Отчий край. – 2003. - № 2. – С. 230-232.

Историческая справка:

Анатолий Леонидович Гринюк – давний друг библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова, член литературного объединения «Авангард» (руководитель – Борис Петрович Гучков). Читатели нашей библиотеки знают его, как поэта-сатирика и исполнителя романсов, прекрасно аккомпанирующего себе на пианино. Анатолий Гринюк – хранитель традиций литературных объединений Кировского района Волгограда и архивариус. На встрече, посвящённой выходу очередного тома произведений поэта Геннадия Дементьева, он продемонстрировал небольшую коллекцию документов, сохранившихся со времени существования литературного объединения «Отрада» - афиши, записки, рукописи стихов своих сотоварищей-отраднинцев.
В тексте упоминается большое количество кировчан, который вписали своё имя в историю района, или остались в памяти жителей района:

Юрий Михайлович Соловьёв – член Союза журналистов России. Ныне – руководитель литературного объединения «Кировчане» при Центре культуры и досуга «Авангард». Автор нескольких сборников стихов. Давний друг библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова.

Борис Петрович Гучков – член Союза писателей России, бывший главный редактор Нижнее-Волжского книжного издательства. Ныне – руководитель литературного объединения «Авангард», встречи которого проходят в читальном зале нашей библиотеки.
Автор десятка поэтических сборников, составитель ряда коллективных сборников, самым известным из который является «Степь да степь: степь в русской поэзии XIX-XX вв.»

Геннадий Андреевич Дементьев. По шутливому определению Юрия Соловьёва «классик из Бекетовки», автор собрания сочинений в более, чем 10 томах, автор десятков поэтических сборников. Член литературного объединения «Авангард».

Валентин Постельный. Член литературного объединения «Авангард», автор нескольких поэтических сборников.

Владимир Александрович Мадянов – преподаватель Детской школы искусств № 1. Скончался в феврале 2016 года. Автор книг по истории музыки, большого количества статей по краеведению, историк Кировского района и музыкальный историк Волгограда.

Леонид Рославцев – самодеятельный поэт, отец сотрудницы библиотеки-филиала № 7 (в 1980-х годах) Анны Рославцевой, скончался в конце 1980-х годов.

Владимир Васильевич Лавров – руководитель народного театра и детской театральной студии при ДК им. Кирова. Под руководством Лаврова готовились и проводились спектакли и новогодние ёлки. Новогодние ёлки проходили под представление, которое готовила детская студия, она же частично отвечала за развлечение зрителей возле ёлки. Артисты в костюмах выходили к детям и водили с ними хоровод. Сценарии постановок руководитель студии отбирал по репертуарным сборникам и дорабатывал под возможности студии. Для спектаклей делались соответствующие звуковые «дорожки» - существовала студия звукозаписи при ДК.

Очень интересна информация о жизни ДК им. Кирова в 1980-х годах, которую сложно найти в документальных источниках. История клубной работы ДК лучше всего сохранилась в индивидуальной памяти кировчан.
Строительство Дворца культуры началось в 1937-м году. По сведениям с сайта «Царицын. РФ» история здания выглядит следующим образом:

Строительство ДК на улице Розы Люксембург началось в 1937 году. Здание включало в свой состав кинозал, театральный зал с оркестровой ямой и гримерными, помещения для различных детских кружков. Однако завершить стройку к началу Великой Отечественной войны не успели. Достройкой здания ДК занимались немецкое военнопленные, ещё недостроенное здание заработало в 1944 г., когда в нём начал петь собственный хор. В 1953 г. состоялось торжественное открытие здания.
Интересная цифра: в 1959 г. во дворце культуры было установлено 12 новогодних елок, которые посетили 10 тысяч детей! За долгие годы здесь выступали Хор им. Пятницкого, Волгоградский театр оперетты, Симфонический оркестр под управлением Эдуарда Серова, в ДК проходили творческие вечера Евгения Леонова, Маргариты Агашиной, Татьяны Тесля, Сергея Захарова и многих других.
В начале 90-х здание оказалось заброшено и очень быстро пришло в запустение. С начала 2000-х годов предпринимались робкие попытки вдохнуть в здание новую жизнь, однако удалось это сделать только для нескольких помещений. В здании течёт крыша и случаются возгорания, которые только по счастливой случайности не приводят к большому пожару. Последнее такое возгорание случилось 6 апреля 2015 года.
Здание, имеющее большую культурную и историческую ценность для города нуждается в срочных мерах по его спасению.
Здание охраняется государством как памятник истории и культуры и имеет в соответствующем реестре №153.

Источник цитирования:
Дворец культуры им. Кирова // Царицын. РФ. – Режим доступа : http://царицын.рф/social/watch/538-dvorec-kultury-im-kirova.html

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий