вторник, 20 августа 2019 г.

Валерий Белянский "Дом грузчика" Часть 1

Продолжаем знакомить с материалами, созданными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Литера_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.


Валерий Белянский

ДОМ ГРУЗЧИКА


Дом грузчика назывался так потому, что был построен до войны профсоюзом грузчиков. А другой, стоящий наискосок через сток Рабоче-Крестьянской и Огарева, именовался Домом консервщиков по схожей причине. Дом грузчика представлял собой семейное общежитие. Как там у Высоцкого: «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная»? В длинном коридоре множество дверей вели в однокомнатные клетушки. Туалет, кухня и душевая - по одной штуке на пролет. И только пристрой в виде укороченной ноги буквы «п», был отделен от остального корпуса бетонной стеной и имел на каждом из пяти этажей по три двух- и трехкомнатную. Тосик с мамой, бабушкой и дедушкой жил в двушке. Зато по остальному пространству дома можно было великолепно носиться, играя в догонялки. Три подъезда, выходившие во двор, и один, открывавший двери на улицу, обеспечивали полную свободу перемещений. Как же хорошо было зимой в самые лютые морозы проскочить прямо в домашнем, без пальто и шапки, два метра от пристроя до соседней парадной и потом нестись по теплому коридору в библиотеку Речпорта, примостившуюся на округлости второго этажа. И копаться там среди развалов книг, вдыхая запах старой бумаги и пыли. Две симпатичные библиотекарши поначалу не верили, что Тосик за неделю проглатывает по пять томов. Но пересказ прочитанного убедил их. Тогда мальцу и было позволено брать больше и приходить чаще. А затем он и вовсе был допущен в святая святых – запасники, которые, собственно, состояли из одной комнаты, внешне окантованной полукруглым балконом и несколько большей, чем общий зал. Там прежде всего были «просеяны» обе полки фантастики. Затем друзьями стали Гулливер, Робинзон, Тартарен из Тараскона, Гаргантюа с Пантагрюэлем. Он копался среди стеллажей до самых сумерек и потом шел по коридору, заполненному запаху щей из общей кухни, бережно прижимая к груди отобранные книги. Оставалось только перемахнуть два студеных метра, и можно, завалившись в кровать, погрузиться в очередной мир, манящий и увлекательный.


Пристрой прилепили после войны пленные немцы. Кроме жилого корпуса он включал в себя большой склад, откуда перепачканные грузчики то и дело таскали к ресторану мясные туши. Тосик поначалу думал, что и дом так назвали из-за этих грузчиков. <…>
Первый этаж Дома грузчиков включал в себя множество интересных заведений. Только в пристрое он был жилым. А дальше присоединялась парикмахерская, объект ненависти Тосика, не терпевшего колючие мелкие волоски, долго досаждавшие после стрижки. Позднее из цирюльни сделали кулинарию. Но Антон больше любил бегать в соседнюю, на полукружье Дома консервщика. Там были высокие потолки, множество отделов, украшенных плоскими изображениями повара в белом колпаке, с подносом, длинным шнобелем и ехидным выражением лица. А ещё там был вкусный кофе с молоком из большого сверкающего «титана», рассыпчатые чуреки и маслянистые беляши, мясо в которых не разваливалось, а пряталось цельным куском.
За парикмахерской-кулинарией на всю перекладину буквы «п» тянулся ресторан «Волна», позднее «Грузия». Огромные окна являли миру процесс приготовления блюд. То на противне жарились пирожки, то высились горы мелко нарезанных овощей. И всегда стоял манящий запах пищи, изредка переходящий в чад прогорклого масла. Вход с неизменным швейцаром занимал овал, над которым щерился балкон библиотеки. Дальше – жилой подъезд, за ним – хлебный магазин. Каменный, как бы мраморный, пол, слева и справа – два отдела. Они то и дело менялись местами, но один неизбежно был для самообслуживания, где хлебобулочные изделия подлежали оплате на кассе. <…> А второй отдел предлагал кондитерский ассортимент: конфеты, зефир, пастилу, печенье и незабвенные прессованные брикеты растворимого кофе (красного цвета) и какао (желтого) с сахаром. <…> Посередине располагался кафетерий. <…>
Дальше – арка во двор. Рядом – тележки для продажи газировки. За синими с белым верхом лотками над прозрачными колбами с сиропом возвышались тётя Ася и тетя Аня, имея с боков по баллону с газом в виде завершающей интерьер детали. <…>

Сразу за аркой располагался магазин «Культтовары». Его прохладное нутро ничем не цепляло дворовую братию. Зато с обратной стороны стояли два огромных деревянных, обитых жестью ящика с откидывающимися крышками, куда сваливали картонные коробки из-под товара и оберточную бумагу. Копание в них доставляло нам непередаваемое удовольствие, поскольку порой мы находили то шариковую ручку, то обложку для дневника, а то и бумажную рублевку. А ещё там было удобно прятаться, когда играли в «двенадцать палочек».
Между стеной Дома грузчика и соседним строением имелся проём метра в полтора. От двора он отделялся дощатым дырявым заборчиком, а от улицы – каменной кладкой. Эта щель, заваленная мусором, служила для перебежек из двора на тротуар, когда другие выходы были отрезаны соперниками по дворовым играм. Пролезть между досок и по утрамбованной свалке добраться до кирпичной стенки труда не составляло. Но вот сигануть на асфальт с более чем двухметровой высоты… Это да! У Тосика каждый раз при прыжке замирало сердце.
Далее располагался соседний двор. Телефонная станция повисла над ещё одной аркой, а жилые помещения ощетинивались внешними лестницами, которые вдоль стен с отвалившейся штукатуркой вели в лишенные всяческого уюта квартирки.

Источник:
Белянский, В. Дом грузчика / В. Белянский ; рис. В. Жукова // Отчий край. – 2016. - № 2. – С. 85-97 : ил.

Историческая справка:

Подробнее о Доме грузчиков рассказывает волгоградский краевед Роман Шкода:
В Волгограде сохранилось несколько довоенных зданий, которые когда-то были частью большого общегородского проекта – строительства т.н. «домов специалистов». Строительство таких домов опиралось на Постановление от 1 августа 1931 года «Об улучшении жилищных и культурно-бытовых условий инженерно-технических работников».
Особенно остро проблема жилья стояла тогда в Сталинграде, где велось большое промышленное строительство. Кроме того, в 1932 году в город была переведена столица огромного Нижне-Волжского края (включавшего в себя территорию современных Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей и Калмыкии), что усугубило нехватку жилых площадей как для инженеров и специалистов, так и для рядовых работников. По сведениям П.П. Олейникова, к 1932 году в городе имелось около 8 тысяч инженерно-технических работников, 2 тысячи из которых проживали в центре города (с учётом членов семей в центре жило около 6 тысяч человек этой категории). Рост населения довоенного Сталинграда привёл к тому, что на одного жителя приходилось в среднем 3,8 кв. метра жилья при действовавшей тогда норме в 9 кв. метров. В этой связи с 1932 года в городе начинается строительство ряда крупных жилых зданий, которые возводили для своих специалистов и работников предприятия. Так в городе появляются дом консервщиков, дом коммунальников, дом лётчиков, дом почтовых работников, дом просвещенцев и т.п. На фоне старой двухэтажной застройки эти дома выглядели настоящими исполинами.
Одним из таких зданий стал Дом грузчиков, сохранившийся до нашего времени в Ворошиловском районе. Его строительство началось в 1935 г. и завершилось в 1937 г. Что располагалось на месте Дома грузчиков до начала его строительства мы, к сожалению, не знаем. Авторами проекта стали сталинградские архитекторы Коваленко и Летюшов.  
Дом был выстроен в стиле т.н. постконструктивизма. Угловая часть была нетрадиционной, скруглённой формы – строительство подобных домов составляло тогда «визитную карточку» Сталинграда. Здание строил Речной порт для рабочих (грузчиков) речпорта. Обошлось оно порту в большую сумму – 2,3 млн. рублей. В довоенном Сталинграде в доме грузчиков в первом этаже располагались парикмахерская, столовая, разные магазины. 
Сталинградская битва, разумеется, не миновала и это здание. Во время боёв 1942 года в здании произошёл большой пожар, всё оно выгорело изнутри (деревянные перекрытия и крыша), остались только наружные стены. 
Вскоре после окончания войны, в 1949 году, началось восстановление здания. Проект восстановления, составленный известным московским архитектором А.В. Куровским, сохранил все наружные фасады здания (снаружи изменилась только форма крыши, которая обрела скаты, тогда как до войны была плоской), однако внутри дом подвергся полной перепланировке. После войны дом потерял свои жилые функции и стал использоваться как административное здание. Жилым была лишь небольшая часть (в один подъезд), выходящая на ул. Ковровскую.
К 2000-м годам здание находилось в довольно плохом состоянии, началось заметное разрушение фасадов, стала отлетать штукатурка. Два года назад дом был капитально отремонтирован. Изменился и состав его «жильцов». До самого последнего времени в здании (ещё с довоенных времён) располагались помещения Речного порта (управление), однако теперь оно окончательно съехало и дом постепенно перепрофилируется под гостиницу. 
Дом грузчиков представляет собой уникальное наследие довоенного Сталинграда. Сохранивший свой внешний вид практически без изменений, этот дом - один из самых больших в городе по объёму, из переживших Сталинградскую битву. В настоящий момент его состояние не внушает никаких опасений.

Шкода, Р. Дом грузчиков / Р. Шкода // Царицын. РФ. – Режим доступа : http://царицын.рф/social/watch/607-dom-gruzchikov.html

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий