29 июня в России отмечается День кораблестроения.
Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с
тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о
строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным
данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному
заказу и на государственные средства.
День кораблестроителя — один из
самых молодых праздников Российской федерации. В 2020 году 29 июня сотрудники
всех предприятий связанных с судостроением будут четвертый раз отмечать свое
профессиональное торжество. Долгожданный праздник был утвержден совсем недавно,
в конце мая 2017 года. Нормативный документ, подтверждающий официальный статус
«дня корабела» собственноручно заверил премьер-министр РФ Д.А. Медведев.
Начиная с этого времени 29 числа первого летнего месяца, кораблестроители всех
рангов каждый год отмечают «День корабела».
Традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.
А вот первые государевы парусные
суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея
Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест
издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи
в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота –
фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на
Каспийском море.
Сегодня в Дединово в честь этого
корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла»
и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле
Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того,
считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого
фрегата.
Благодаря реформаторской
деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он
заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А
после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной
верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со
стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан
регулярный флот страны.
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила
гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и
классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих
пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и
эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и
ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот
СССР – тоже первый в мире.
В 2007 году Указом Президента РФ
была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения
всех государственных судостроительных активов для развития гражданского
судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный
государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль
машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают
сотни тысяч человек.
В России действует более тысячи
предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного,
гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов
оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой
в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского
судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская
область.
Сегодня свой профессиональный
праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются
наследниками славной истории судостроения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий