четверг, 22 июня 2023 г.

Нам это горе не забыть. Об участии кубанских казаков в первых боях Великой Отечественной войны

 Ни одно наше мероприятие, ни одно информ-досье не обходится без рассказа об участии в описываемых событиях казаков. Это может быть рассказ о герое или одном эпизоде войны, но каждый раз мы вспоминаем казаков, делимся информацией о них.

Статья А. Г. Бурмагина, которую мы предлагаем вашему вниманию, познакомит вас с историей 6-й казачьей Кубано-Терской кавалерийской дивизии.

А. Г. Бурмагин

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В ПЕРВЫХ БОЯХ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ В ИЮНЕ 1941 ГОДА

 

Накануне Великой Отечественной войны на действительной военной Службе находились военнослужащие-кубанцы 1919-1922 годов рождения. Многие из них служили в 5-й Ставропольской кавалерийской и 74-й Таманской стрелковой дивизиях - старейших соединениях РККА, которые исторически были связаны С Кубанью и пополнялись призывниками из этого региона. Однако в июне 1941 года только одно из соединений РККА официально носило наименование казачьего. Это была 6-я казачья кавалерийская Кубано-Терская, Чонгарская, ордена Ленина, Краснознаменная, ордена Красной Звезды дивизия имени С. М. Буденного под командованием генерал-майора Михаила Петровича Константинова. Она дислоцировалась в г Ломжа Белостокской Области, в непосредственной близости от государственной границы СССР, и входила в 6-й кавалерийский корпус 10-й армии Западного особого военного округа. 22 июня 1941 года дивизия в числе первых приняла бой с немецко-фашистскими захватчиками.

6-я казачья кавалерийская дивизия была сформирована в годы Гражданской войны из жителей Ставрополья и Кубани и входила в 1-ю конную армию. В 1936 году она стала казачьей и продолжала пополняться призывниками Ставрополья и Кубани. По штату дивизии полагалось иметь 9240 военнослужащих, 64 легких танка, 18 бронемашин, 32 полевых и 16 противотанковых и зенитных орудий, 64 миномета. Фактически же перед началом войны в Соединении было около 6000 человек. В его состав входили: управление, 3-й Белореченский Кубанский казачий кавалерийский полк, 48-й Белоглинский Кубанский казачий кавалерийский полк, 94-й Северо-Донецкий Кубанский казачий кавалерийский полк, 152-й Ростовский Терский казачий кавалерийский полк, 35-й Кубанский казачий механизированный полк и отдельные подразделения [1].

Боевая тревога в 6-й кавалерийской Кубано-Терской казачьей дивизии была объявлена 22 июня 1941 года, в 3 часа 30 минут, однако многие подразделения, не выведенные из мест постоянной дислокации, подверглись бомбежке.

Около 10 часов утра 94-й казачий полк под командованием подполковника Н. Г Петросьянца принял свой первый бой с немцами на рубеже железной дороги Ломжа - Лапы. Вскоре в бой вступили еще два казачьих полка - Белореченский Кубанский подполковника В. В. Рудницкого, занимавший оборону правее, и 152-й Терский подполковника Н. И. Алексеева. Благодаря их героическому сопротивлению были отбиты все попытки врага с ходу пробиться к Ломже.

Ночью 22 июня части дивизии получили приказ отходить к Белостоку, куда они и прибыли к вечеру 23 июня. На всем 75-километровом пути маршевые колонны дивизии подвергались бомбежке с воздуха. 24 июня казаки заняли оборону по линии железной дороги Сокулка-Белосток, но к 16 часам получили приказ двигаться в сторону Гродно. Этот приказ был связан с тем, что 23 июня командующий Западным фронтом генерал армии Д. Г Павлов решил нанести контрудар с целью ликвидации вражеского прорыва из Сувалкского выступа. В сторону Гродно были брошены две дивизии 6-го кавалерийского корпуса и части 11-го и 6-го механизированных корпусов под общим руководством заместителя командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И. В. Болдина. Поскольку названные соединения находились на большом расстоянии друг от друга, они не смогли одновременно участвовать в контрударе.

Вечером 24 июня, примерно в 21 час, 94-й полк вступил в бой с противником в долине реки Бебжа, южнее Сидры. 1-й сабельный эскадрон под командованием старшего лейтенанта Ф. Липко при поддержке артиллерии заставил неприятеля отступить.

Утром 25 июня полки 6-й кавалерийской дивизии на исходных рубежах для наступления подверглись сильнейшему артобстрелу и бомбардировке с воздуха, которые продолжались до 12 часов дня. В результате они были рассеяны и начали отходить в лес. Штаб дивизии потерял связь с 94-м и 48-м кавалерийскими полками, отдельные подразделения вели бои в окружении. По воспоминаниям генерала И. В. Болдина, командир 6-го кавкорпуса генерал-майор И. С. Никитин так комментировал этот бой: «В момент вторжения противника 6-я кавдивизия находилась южнее Ломжи и приняла на себя удар. Вначале все было хорошо. Конники превосходно дрались. Они буквально усеяли землю вражескими трупами и ни на один шаг не отступили. Тогда враг бросил на дивизию авиацию. Так и растрепали фашисты дивизию» [2].

По словам начальника штаба 94-го кавалерийского полка 6-й кавдивизии В. А. Гречаниченко, 25 июня - самый черный день и для полка, и для всей дивизии. Начиная с рассвета, немецкая артиллерия открыла массированный огонь. В воздухе непрерывно барражировала вражеская авиация. Уже в первые часы все тяжелое вооружение было выведено из строя, связь полностью парализована. Полк нес тяжелые потери. Погиб командир полка подполковник Н. Г Петросьянц. К концу дня от 94-го и 48-го полков осталось не более 350 конников [3].

«В результате неудавшегося контрнаступления, - вспоминал маршал А. И. Еременко, - многие наши части оказались в кольце вражеских войск и в неравных боях понесли огромные потери или были полностью уничтожены. Среди этих войск находился и 6-й кавалерийский корпус, которым я командовал в период освободительного похода в Западную Белоруссию» [4].

Судьбы попавших в окружение казаков-кавалеристов сложились по-разному. 29 июня под Волковыском был тяжело ранен командир дивизин генерал-майор М. П. Константинов, в командование разрозненными остатками дивизин вступил полковник И. П. Калюжный. Раненый генерал был оставлен в деревне Хатежино. После излечения он воевал в партизанском отряде, затем был вывезен на Большую землю и назначен командиром 7-го гвардейского кавалерийского корпуса.

И. П. Калюжный удостоен звания Героя Советского Союза. В Запас Он уволился в звании генерал-полковника.

Одни казаки-кубанцы дивизии погибли в оборонительных боях, другие — пробиваясь на восток, значительная часть оказалась в окружении и в плену. Многие продолжали борьбу, став партизанами и подпольщиками, среди них был и вышеназванный начштаба 94-го полка В. А. Гречаниченко.

19 сентября 1941 года 6-я казачья Кубано-Терская кавалерийская дивизия была официально исключена из состава действующей армии. Впоследствии в РККА не создавались кавалерийские дивизии под номером шесть.

Литература

Курков Г. М. Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Из истории формирования и боевых действий казачьих кавалерийских соединений Красной Армии // Военно-исторический журнал. 2006. Х 4. С. 13.

Болдин И. В. Страницы жизни. М., 1961. С. 92.

Гречаниченко В. А. 94-й кавалерийский // Сайт РККА. URL: //www.rkka.ru/тетоry/belostok/

Еременко А. И. В начале войны. М., 1965. С. 73.

Источник публикации:

Бурмагин А.Г. К вопросу об участии кубанских казаков в первых боях с немецко-фашистскими захватчиками в июне 1941 года / А. Г. Бурмагин // Культурная жизнь Юга России. 2009. №3. С. 65–73.


Комментариев нет:

Отправить комментарий