четверг, 22 июня 2023 г.

Нам это горе не забыть. Войска НКВД на защите железной дороги в июне-августе 1941 года

 

В условиях войны особое значение придаётся предотвращению диверсий, расхищения государственной собственности, борьбе с бандитизмом. Пути сообщения становятся стратегически важными объектами, которым требуется охрана и защита.

Сложно представить себе, что было бы с нашей страной, если бы на охране железных дорог не стояли бойцы войск НКВД. Именно о них и их работе в первые месяцы войны рассказывает статья П. А. Колпакова.

П.А. Колпаков

ВТОРАЯ ДИВИЗИЯ ВОЙСК НКВД СССР ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИII НА ЗАЩИТЕ ОКТЯБРЬСКОЙ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ И КИРОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ИЮНЬ — АВГУСТ 1941 ГОДА)

Обеспечение железнодорожного сообщения, организация логистики железнодорожных перевозок в масштабах современной России, страны с огромной территори­ей, является одной из основ функционирования ее транспортной системы. Железнодорожный транспорт не потерял своей стратегической важности, значимости в отношении вопросов снабжения вооружённых сил. Таким образом, стоящие перед государством задачи развития экономики и поддержания обороноспособности, определяют актуальность вопросов охраны железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

В годы Великой Отечественной войны был накоплен ценный опыт организации железнодорожных перевозок в особых ус­ловиях военного времени, сопряженных, в частности, с существованием высокого риска жизни и здоровью граждан, увеличением нагрузки на транспортную систему, активными действиями военно-­воздушных сил противника, для которых уничтожение железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава являлось одной из приоритетных целей, его дивер­сионных групп, а также обострением про­блемы бандитизма.

Проблема исследования — систематизация исторического знания об организации обороны железнодорожной инфраструктуры силами войск НКВД СССР.

Методологические основы исследования определяются фундаментальными принципами исторической науки — историзма, научной достоверности и объективности. Использованы как общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, так и специально исторические: историно-типологический, историко-системный.

Источниковой базой исследования являются оперативные, разведывательные и оперативно-разведывательные сводки штабов Северного фронта, охраны войскового тыла Северного фронта, 2 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодо­рожных сооружений.

Цель исследования — реконструкция исторического опыта войск НКВД СССР в начале Великой Отечественной войны на примере действий 2 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений на Октябрьской, Ленинградской и Кировской железных дорогах.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- изучить сложившуюся на железнодорожном транспорте ситуацию в контексте начала немецко-фашистской агрессии в отношении СССР;

- на основе материалов штаба Северно­го фронта, штаба охраны войскового тыла Северного фронта и штаба 2 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений определить основные направления реализовывавшихся мероприятий, направленных на защиту железнодорожных сооружений;

— изучить проблематику противодиверсионной борьбы частями 2 дивизии войск НКВД СССР.

События первых дней войны продиктовали необходимость решения вопроса эвакуации населения и промышленных предприятий, в первую очередь оборонных. Началась невиданная в истории работа по организованному перемещению производительных сил страны с запада на восток. Только в шоле-ноябре 1941 г. на восток эвакуировалось 2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода; 18 млн. рабочих, служащих и членов их семей [1, с. 155-156].

Война коренным образом изменила обстановку на значительной части сети дорог. Одновременно с мобилизацией миллионов людей в армию на военный лад перестраивалась вся промышленность. Управления Наркомата путей сообщения и службы дорог перестраивали систему регулирования вагонным парком, организовывали переоборудование и подачу огромного количества подвижного состава для подвоза к фронту воинских соедине­ний, боевой техники, боеприпасов, горючего, продовольствия, прокладывая наиболее рациональные маршруты следования эшелонов и транспортов [2, с. 213].

В условиях вторжения фашистской Германии на территорию Советского Союза особая ответственность за сохранение железнодорожных коммуникаций и предупреждение дезорганизации перевозок в прифронтовой полосе легла на войска НКВД СССР. Перед началом войны в составе войск НКВД по охране железнодорожных сооружений было 9 дивизий и 5 бригад, численностью 62 157 человек, которые обеспечивали охрану 1697 объектов [3, с. 351].

Части 2 дивизии НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений размещались на коммуникациях Октябрьской, Ленинградской и Кировской железных дорог от Эстонии до Петрозаводска. Экстерриториальный характер размещения частей, охранявших «стальные пути», определялся спецификой задачи обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

Опыт их организации закладывался в Российской империи в ХIХ в., когда быстрое экономическое развитие обусловило создание новых видов полицейских органов: необходимость создания железнодорожной полицейской службы была определена неспособностью органов, структурированных по территориальному принципу, обеспечить реальную охрану общественного порядка на железной дороге [4, с. 286].

2 дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений уже в начале войны в ходе Ленинградской оборонительной операции героизмом своих воинов навсегда вписала свое имя в летопись боевой славы. Охранявшиеся ей железные дороги были особенно важными как в экономическом, так и в военном отношении. Октябрьская железная дорога (до 1923 г. — Николаевская) имеет богатейшую историю, является символом развития железнодорожного транспорта в России, соединяла Москву и Ленинград. Кировская железная дорога имела стратегическое общегосударственное значение. Магистраль связывала незамерзающий порт Мурманска со страной. Тяжелейшие испытания уготовила война для коллектива железной дороги и ее защитников. За годы Великой Отечественной войны авиацией противника было совершено на объекты Кировской железной дороги 2824 налета. Из них 555 налетов вызвали перерыв в движении поездов. На узлы было произведено 149 налетов, на станции — 544, на перегоны —731. Зафиксировано 11 случаев артобстрелов. В результате налетов немецкой авиации было сброшено более 90 тыс, авиабомб, из них фугасных — более 21000 шт., более 69 тыс. зажигательньх бомб [5, с. 58].

Обобщение сведений, содержащихся в оперативных, разведывательных и оперативно-разведывательных сводках штабов Северного фронта (созданного как оперативное формирование на основе Ленинградского военного округа 24 июня 1941 г. и просуществовавшего до 23 августа 1941 г., когда он был разделен на Ленинградский и Карельский фронты), охраны войскового тыла Северного фронта, 2 дивизии за период июнь-август 1941 г. позволяет выделить наиболее сложные и опасные задачи, выполнявшиеся частями 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений:

- защита железнодорожной инфраструктуры от налетов авиации противника (интенсивным налетам подвергались станции, депо, железнодорожные мосты, перегоны) [6, л. 3];

- борьба с хищениями транспортируемых материальных ценностей, в том числе с деятельностью организованных преступных групп, действовавших на железнодорожных коммуникациях [6, л. 73];

- обеспечение пропускного режима, осуществление проверок документов [6, л. 34];

- сопровождение восстановительных поездов, ремонтных бригад к местам [6, л. 41];

- противодействие диверсионным акциям противника, направленными на разрушение железнодорожных сооружений и подвижного состава [6, л. 16].

Диверсионные акции противника причиняли колоссальный ущерб инфраструктуре, дезорганизовывали железнодорожные перевозки, что было особенно критично для прифронтовой зоны. Большую угрозу железной дороге представляли парашютные диверсанты, организация борьбы с которыми постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 г. была возложена на НКВД СССР [7, л. 161-162].

Выявление диверсантов и их преследование требовало привлечения значительных сил и средств, что определяло необходимость в принятии соответствующих решений об укреплении частей, несших службу на железных дорогах.

Согласно совершенно секретной ведомости боевого расчета резервных подразделений 2 дивизии войск НКВД, выбрасывавшихся для прикрытия и охраны перегонов, станций, объектов Ленинградской (создана в 1940 г. выделением из состава Октябрьской) и Октябрьской железных дорог для борьбы с авиадесантными группами противника в начале июля 1941 г., дополнительные силы направлялись для осуществления противодиверсиоиной деятельности на следующие пункты дислокации:

- станция Новгород (два стрелковых взвода и один станковый пулеметный взвод курсантов полковой школы 51 железнодорожного полка — 86 человек);

- станция Тосно (один стрелковый и один пульвзвод 51 железнодорожного полка — 54 человека);

- на станции Луга, Оредеж, Гатчино, Гдов, Уторгош направлялось по одному стрелковому и одному пулеметному взводу 32 отдельного резервного батальона — 72 человека).

Дополнительные силы направлялись в районы рек Плюсса, Ящера, Щепец. Всего для борьбы с диверсантами дополнительно направлялось 576 человек [6, л. 70-71]. Факты принятия решения о необходимости организации борьбы с парашютными диверсантами в самом начале войны высшим военно-политическим руководством страны, выделение дополнительных сил и средств для действий в данном направлении подтверждают высокую остроту проблемы подрывной деятельности противника на железнодорожных коммуникациях в условиях военного времени.

Начало войны было одним из самых сложных испытаний, перенесенных советским народом. Железнодорожное сообщение в этот период стало ключевой основой перевода страны на военные рельсы. Воины 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений своим мужеством и верностью служебному долгу внесли неоценимый вклад в срыв планов немецко-фашистского блицкрига.

 

Библиографический список

1. История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди. К 200-летаю транспортного ведомства и образования на транспорте в Рос­сии / под ред. А.А. Тимошина. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. — 466 с.

2. Транспорт в годы Великой Отечественной войны. Исторические хроники / под ред. Т.Л. Пашковой. — М.: Пан-пресс, 2010. — 575 с.

3. Серов Д.В. 121-й полк войск НКВД СССР на охране Рязано-Уральской железной дороги в первый период Великой Отечествеиной войны (1941-1942 годы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2016. —№ 3 —С. 351-354.

4. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Три века российской полицин. — М.: РИПОЛ-классик, 2017. — 608 с.

5. Зеленская Ю.Н. Организация бесперебойной работы Кировской железной дороги в условиях прифронтовой полосы в годы Великой Отечествеиной войны // Клио. — 2013. —№ 4 (76). — С. 58-62.

6. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 217. Оп. 1221. Д. 192.

7. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1316.

Комментариев нет:

Отправить комментарий