воскресенье, 19 февраля 2023 г.

Недооцененная Эльза Леждей

 

19 февраля 1933 года (90 лет назад) родилась советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР Эльза Леждей.

Наибольшую славу и всесоюзную любовь зрителей получила после выхода на экраны сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Эльза Леждей была настолько убедительной в образе эксперта-криминалиста, что зрители всерьез решили, будто она настоящий сотрудник правоохранительных органов, а съемки в кино, это так, ради удовольствия. Красивая, спокойная, сдержанная в проявлении эмоций, актриса сыграла много ролей, разнообразных и практически взаимоисключающих, но помнится почему-то именно по этой роли – Зиночки Кибрит. Трудно сказать, хорошо это или плохо, главное, сама актриса никогда не жаловалась на свою творческую судьбу.

 

Родилась Эльза Леждей 19 февраля 1933 года в жемчужине Крыма – городе Севастополе. Семья девочки не имела никакого отношения к миру искусства, ее отец был моряком. Все ее друзья и одноклассники мечтали связать свою жизнь с морем, только Эльза не разделяла их восторга, она видела море каждый день. С раннего детства девочка загорелась актерской профессией, откуда к ней пришло это увлечение, так и осталось загадкой. Еще в пятом классе она решила, что пора заняться любимым делом, и пришла «наняться в актрисы» к руководству гастрольного объединения Севастополя. Целеустремленную девчонку внимательно выслушали, и, посмеявшись над ее упорством, отказали.

Однако это досадное приключение не отбило у нее охоту стать артисткой. После окончания школы Леждей поехала в Москву, которая встретила ее, на удивление, очень благосклонно. Девушка решила пробовать свои силы сразу в двух театральных вузах – Щукинском и Щепкинском, и прошла по конкурсу в оба. Теперь уже ей нужно было отдать предпочтение какому-то одному, и Леждей остановила свой выбор на «Щепке». Диплом об окончании вуза Эльза получила в 1955 году, и начала свою творческую биографию с труппы Театра-студии киноактера.

Ей никогда не нравилось собственное имя, девушка считала, что оно слишком немецкое. Во время знакомства называла себя Эллой.

Дебют Эльзы Леждей в кинематографе состоялся, когда она была еще студенткой предпоследнего курса Щепкинского училища. Премьера картины под названием «Море студеное» состоялась в 1954 году. Лента рассказывала о трудной жизни поморов в 18-м веке, о тяжелом рыбном промысле Беломорья. Режиссером картины был Юрий Егоров, именно он и доверил Леждей сыграть поморскую девушку Варвару.

Роль Варвары, невесты рыбака, пропавшего без вести, была второстепенной, ей отводилось незначительное место в сценарии, но Эльза постаралась «выжать» из этого образа по максимуму. Ни от кого не ускользнул талант девушки, коллегам и телезрителям стало понятно, что перед ними будущая звезда кинематографа. В СМИ появилось интервью народного артиста СССР Николая Крючкова, в котором он сказал, что актерские ряды пополнились перспективной коллегой.

Перед самым выпуском из «Щепки» Леждей пригласили на съемки мелодрамы «Первый эшелон» режиссера Михаила Калатозова. Главные роли в этом фильме исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. В 1956 году режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов представили на суд зрителей картину о Павке Корчагине. В роли Корчагина выступил Василий Лановой, Леждей сыграла яркую героиню Риту Устинович.

В те годы Эльза была замужем за режиссером Наумовым, и он старался задействовать ее в своих проектах. Каждый образ, который она исполняла, предварительно прорабатывался, разлаживался на мельчайшие детали и превращался в звездный. К примеру, в фильме «Ветер», дебютном для Александра Демьяненко, пресловутого «Шурика», Эльза получила роль проститутки Мари. Супруги так тщательно трудились над этим образом, что он стал лучшим из всего, что сыграла Леждей за всю свою жизнь.

В 1958 году актриса получила приглашение на съемки героико-революционной картины «Шли солдаты». Она стала сестрой милосердия, роли центральных персонажей достались Андрею Петрову и Сергею Бондарчуку.

Вскоре фильмографию актрисы пополнила культовая военная мелодрама Григория Чухрая «Баллада о солдате», в которой она появилась в эпизодической роли вместе с Евгением Евстигнеевым, Георгием Юматовым, Львом Борисовым. Роли ключевых героев исполнили Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Евгений Урбанский. Несмотря на то, что роль Эльзы была очень незначительной, она сумела вложить в нее столько страсти, что даже те, кто сомневался в ее профессионализме, изменили свое мнение.

В 1964-м Эльза побывала на съемочной площадке картины «До свидания, мальчики!», где познакомилась с такими артистами, как Николай Досталь, Евгений Стеблов, Михаил Кононов. Ленту снимали в солнечной Евпатории, ей пророчили стать успешной, но в 70-е годы режиссер ленты Михаил Калик эмигрировал в Израиль, и его произведение отправили на полку. Вспомнили о фильме только к концу 80-х. Эльза в этом фильме тоже появилась в роли второго плана – жены жестянщика, сыгранного Ефимом Копеляном. В том же, 1964-м, актриса также участвовала в съемках спортивной драмы «Хоккеисты», главную роль в которой исполнил Вячеслав Шалевич.

После такого успешного старта в кинематографе, Леждей продолжала уверенно строить свою актерскую карьеру. Ей досталась роль партизанки в фильме «Они шли на Восток», советских и итальянских режиссеров. Потом копилка ее работ пополнилась ролью французской революционерки Жанны Лябурб в картине «Эскадра уходит на запад». Следующей работой в кино стал военный детектив «Особое мнение», в котором Эльза примерила на себя роль Нины Ожогиной. Одну из главных ролей сыграла актриса в ленте «Прямая линия». Ее партнером по этому фильму стал Родион Нахапетов.

Но настоящая слава пришла к актрисе только в феврале 1971 года, когда создатели фильма представили первую серию детектива «Следствие ведут ЗнаТоКи», о работе советских правоохранителей. На роль эксперта-криминалиста Зиночки Кибрит пригласили Эльзу Леждей, образ следователя МУРа Знаменского достался актеру Георгию Мартынюку, а вот Леониду Каневскому довелось примерить на себя роль инспектора угро Томина.

После премьеры первой серии в редакцию пришло невероятное количество писем, в каждом из которых содержалось требование о съемках продолжения полюбившейся истории. Съемки сериала в результате продолжались до конца 80-х годов. Эльза Леждей стала настолько популярной, что ее начали узнавать на улице, просили автограф.

Рассказывают, что в то время, когда на телеэкране шла очередная серия из жизни этих сотрудников Московского уголовного розыска, преступность в стране падала до нуля.

А самыми преданными поклонниками сериала, наряду с домохозяйками, были… отпетые уголовники, которые внимали каждому слову, надеясь досконально изучить формы и методы работы МУРа. И больше всех им, естественно, нравилась Зиночка. Во-первых, она была симпатичной, а во-вторых, «подсказывала», на чем можно проколоться в будущем…

Однако была и обратная сторона этой славы, ее перестали звать на съемки других проектов. Теперь у нее сложилось определенное амплуа, и режиссеры даже не пытались предложить актрисе какой-нибудь другой образ.

Леждей мечтала сыграть Настасью Филипповну в картине режиссёра Пырьева, снятую по произведению Достоевского. Потом видела себя в роли шекспировской Дездемоны, в ленте режиссёра Сергея Юткевича, но эти образы воплотили на экране другие актрисы. Зачастую даже то, что давали Эльзе, приходилось вырывать чуть ли не зубами.

Создатели картины «Эскадра уходит на запад» хотели снять вместо Леждей польскую актрису Барбару Брыльску, которая набирала популярность в СССР. Но Вячеслав Шалевич пригрозил, что вместе с Эльзой уйдет и он, и актрису утвердили на роль Жанны Лябурб. Когда Леждей узнала о том, что коллега за нее заступился, то устроила ему настоящую головомойку. Она сказала, что ни разу в жизни не выпрашивала роли, не плела интриги и не подсиживала коллег, и что в защите не нуждается.

Первое ухудшение самочувствия актриса почувствовала еще к концу 80-х, когда шли съемки заключительной серии культового сериала. Эльзе досталась эпизодическая роль, она больше не могла полноценно сниматься, буквально валилась с ног. И после съемок спешила к больному мужу, ждавшему ее дома.

Через девять лет после смерти второго мужа – Всеволода Сафонова - не стало и Леждей. Она умерла 12 июня 2001 года в своей столичной квартире. Эльза никогда не рассказывала родным о болезни. Как потом выяснилось, у нее, как и у ее покойного супруга, тоже была онкология.

Комментариев нет:

Отправить комментарий