суббота, 9 апреля 2022 г.

Виктор Веснин – основатель конструктивизма в архитектуре

 9 апреля 1882 года (140 лет назад) родился советский архитектор Виктор Александрович Веснин.

Виктор Александрович Веснин - русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937—1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936—1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. В честь архитекторов братьев Весниных назван бульвар Братьев Весниных в Даниловском районе города Москвы.

Братья Веснины родились в городе Юрьевце под Иваново-Вознесенском. Большинство известных работ выполнили вместе.

Виктору посчастливилось вырасти в редкость дружной семье. Его старший брат Леонид и младший Александр всю жизнь были его настоящими друзьями, товарищами, а впоследствии и коллегами. По свидетельству друзей дома:

«… мать и отец мальчиков разделяли свою любовь между братьями поровну, и это сделало их единомышленниками…»

С раннего возраста родители (братья родились в купеческой семье) поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям самого Веснина, перерос в увлечение архитектурой.

«Любовь к рисованию и живописи проснулись в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге. Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре».

В 1891 году Виктор и Александр поступили в Московскую практическую академию, где к тому времени уже учился их старший брат Леонид. Оба брата окончив академию в 1901 году с золотой медалью (без права ношения в петлице) с присвоением звания кандидата коммерции и получением личного почётного гражданства, вслед за Леонидом поступили в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). В столице братья жили вместе, одновременно с учёбой продолжая заниматься рисунком и живописью в студии художника Я. Ф. Ционглинского. В годы первой русской революции Веснины принимали участие в забастовках и демонстрациях, работали в политическом Красном Кресте, студенческом старостате. 

В связи с прекращением занятий в период революции 1905 и стеснёнными материальными обстоятельствами семьи Веснины начали работать в мастерских московских архитекторов И.А.Иванова-Шица, Р.И.Клейна, П.П.Висневского, А.Н.Милюкова, А.Г.Измирова. В 1908 был принят к постройке их конкурсный проект церкви в селе Балаково. В том же году был рекомендован к приобретению второй конкурсный проект Весниных – театр имени Ф.Г.Волкова в Ярославле. В дальнейшем братья Веснины постоянно участвовали в конкурсах (получили более 20 премий).

Они открыли свое архитектурное бюро в Москве в 1909 году. В 1912 году они построили почтамт на Мясницкой улице, неоклассический особняк Сироткина в Нижнем Новгороде и так далее.

Революция на время прервала эту работу, но в 1922 году Веснины к ней вернулись, и они быстро стали лидерами советского конструктивизма, направления самобытного для советской России, которое определило лицо советского города в 1920-е – 1930-е годы. Как отмечал один из исследователей их творчества Хан-Магомедов:

«… что касается Виктора Александровича, то его участие в совместных проектах было более универсальным… Его твердый взгляд и рациональность мышления, глубокое понимание конструктивно-технических проблем, тонкий вкус – все это играло большую роль».

«Виктор Веснин широко использовал в своих разработках новаторские тогда остекленные фасады, железобетонные конструкции, его прямоугольные здания чаще всего имели один скругленный угол или вписанный в угол цилиндр».

В 1920-е – 1930-е годы братья Веснины работают преимущественно сообща. И в это время строится по их проектам интересные, уникальные здания, многие из которых вошли в золотой фонд промышленной архитектуры, здание центрального телеграфа, библиотеки имени Ленина, здание Московской редакции «Ленинградской правды». Самым масштабным из этих проектов стал Днепрогэс. Архитектурный конкурс на Днепрогэс явился своеобразной проверкой для Весниных.

«Здесь встретились и противостояли различные позиции зодчих: утилитарно-инженерная – группы приглашенных американских специалистов во главе с Купером, «академически-оформительская», представленная проектами Жолтовского, Щуко, и позиции группы Веснина».

Веснин убедил Луначарского, что кроме надежности постройки нужен «контроль гигиены восприятия» архитектурной формы и «решение художественных проблем социалистической архитектуры». Виктор Веснин в конкурсе победил.

По сути, это был последний из значительных проектов Весниных, архитектурные вкусы изменились. В моду вошел тяжеловесный «сталинский ампир», конструктивизм Весниных был неожиданно объявлен «буржуазным». Виктор Александрович отнесся к этому, как истинный мудрец. Накопленный опыт он направил на создание Союза советских архитекторов и развитие науки.

После выхода в 1932 году Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в стране были ликвидированы большинство существовавших в то время творческих объединений и союзов, включая созданное и работающее при активном участии Весниных Объединение современных архитекторов. В том же году В. А. Веснин возглавил оргкомитет по созданию нового творческого объединения зодчих — Союза архитекторов СССР. В 1936 году Виктор Веснин стал первым президентом Академии архитектуры СССР, а в следующем году возглавил Союз архитекторов. Веснин занимал оба поста более 10 лет и оставил их по состоянию здоровья в 1949 году. Веснин совместно с профессором Д. Е. Аркиным осуществлял общую редакцию выпускавшейся с 1943 года научно-популярной серии книг «Сокровища русского зодчества», а затем и сопутствующей серии «Сокровища зодчества народов СССР».

Наряду с общественной деятельностью, В. А. Веснин продолжал активно заниматься архитектурным проектированием. Являясь руководителем архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома, Веснин фактически руководил всей промышленной архитектурой СССР. Среди проектов, выполненных архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома — реконструкция ЗИЛа, проектирование и строительство Камской электростанции, планировка Большого Запорожья, разработка серии типовых жилых домов, планировка и застройка Октябрьского, Небит-Дага, Новокуйбышевска, Туймазы, Лениногорска и ряд других проектов. До 1933 года Веснин руководил постройкой «Соцгорода» в Запорожье, также известной под названием 6-го поселка.

В период 1930-х — начала 1940-х годов Веснины выполнили также конкурсные проекты Дворца Советов (1932, 1933 гг.), эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проект театра им. В. И. Немировича-Данченко, варианты конкурсного проекта здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936 гг.) и проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941 г.) и ряд других.

В послевоенные годы В. А. Веснин занимался восстановлением Запорожья. В 1943 году Виктор Александрович был избран действительным членом Академии наук СССР

Виктор Веснин умер в сентябре 1950 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с братьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий