четверг, 21 апреля 2022 г.

Великий и простой Станислав Ростоцкий

 

21 апреля 1922 года (100 лет назад) родился кинорежиссёр Станислав Иосифович Ростоцкий.

 

Один чешский режиссер сказал о фильме Станислава Ростоцкого «Майские звезды»: «Эта картина снята очень просто - сердцем». Это можно отнести ко всему творчеству одного из наших самых любимых советских кинорежиссеров, за четыре десятилетия творчества оставившего нам подборку кинолент, занявших неотменимое место не только в сознании, но и, что немаловажно, в сердцах миллионов наших соотечественников.

Фильмы Станислава Ростоцкого были и остаются частью той кроветворной системы, что сделала нас единым народом. Он снял 15 полнометражных лент, и почти каждая из них находилась в фокусе общественных чувств, задевала практически каждого человека, поскольку и в постановке социальных проблем Ростоцкий видел не безликие массы, а живые души. Трижды его картины признавались читателями журнала «Советский экран» лучшими по итогам года.

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в г. Рыбинск.

Его отец, Ростоцкий Иосиф Болеславович, был врачом, впоследствии стал известным деятелем здравоохранения. Мать, Ростоцкая Лидия Карловна, — домашняя хозяйка.

Режиссерское призвание сказалось очень рано: уже в 13 лет в киногруппе Дворца пионеров Стасик Ростоцкий поставил «Тома Сойера». И - будучи школьником - снимался в незавершенном фильме С. Эйзенштейна «Бежин луг» (1936).

В 1940 году Станислав окончил школу и поступил в Институт философии и литературы.

В мирное время Ростоцкий числился после призыва 1940 года нестроевым из-за болезни позвоночника. Однако в феврале 1942 года его призвали в армию. Служить пришлось сначала в 46-й запасной стрелковой бригаде, дислоцировавшейся у станции Сурок в Марийской АССР. В сентябре 1943 года Стас Ростоцкий «сбежал» на фронт. Воевать ему довелось гвардии рядовым в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе. Участвовал в боях, пройдя путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно, а корпус закончил войну в Праге.

11 февраля 1944 года под городом Дубно, что на Западной Украине, Станислав Ростоцкий получил тяжёлое ранение и чудом выжил. После боя наши отступали, и какой-то солдат услышал стон из оврага на обочине. Подошел поближе и увидел парнишку, который был без сознания, но живой. Этот человек волок его на себе несколько километров до госпиталя и тем спас ему жизнь.

Станислав Иосифович до последних дней вспоминал о нем с благодарностью.

Потом были госпитали в Ровно и Москве, операции, пункции, перевязки. В августе 1944 года он из гвардии рядового, кавалера ордена Красной Звезды превратился в инвалида войны второй группы. Ранение у Станислава Иосифовича было тяжелым, началась гангрена, поэтому выше колена ногу ему пришлось ампутировать. Всю жизнь он ходил с протезом, но об этом знали немногие – он танцевал, плавал на лодке, даже по горам лазил.

В сентябре 1944 года Ростоцкий стал студентом Института кинематографии, в мастерской Г.М. Козинцева.

Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1952, мастерская Сергея Эйзенштейна и Григория Козинцева). Член ВКП(б) с 1951 года.

Будучи школьником снимался в незавершённом фильме Сергея Эйзенштейна «Бежин луг» (1936).

С 1952 года — режиссёр Киностудии имени Максима Горького. Преподавал во ВГИКе, автор и соавтор сценариев собственных фильмов. Был членом Правления киностудии им. Горького.

Он ходил легко и быстро, он ловко танцевал, он лихо водил машину, гонял на лодке с подвесным мотором, бросал спиннинг на добрую сотню метров и мастерски ловил на самую обыкновенную удочку.

У него всегда было прекрасное настроение, он улыбался в любую погоду, умел поговорить с незнакомым человеком о самом главном и работать, даже если на улице шёл затяжной дождь и все были раздражены.

Все талантливые люди рождаются дважды, а Ростоцкому судьба предложила родиться трижды. Предложила заново научиться ходить, бегать, танцевать, плавать, прыгать, водить машину. Предложила забыть, что он — инвалид, и он забыл. На всю жизнь. И только иногда перед сном, отстегнув протез, он на мгновение отпускал вожжи.

— Пятка ноет, будь она неладна.

А пятка — где-то под Корсунь-Шевченковским.

Окончив ВГИК в 1952 году, Ростоцкий работал вторым режиссёром на киностудии имени Горького, где и самостоятельно дебютировал в 1956 году постановкой фильма из жизни деревни «Земля и люди» (по Г.Н. Троепольскому). Деревенской теме посвящена и следующая работа режиссёра — «Дело было в Пенькове» (1958, по С.П. Антонову), одна из самых популярных лент советского кино с участием Вячеслава Тихонова, Светланы Дружининой и Майи Менглет. В этой картине ярко проявилась склонность Ростоцкого к лирическому и доверительному рассказу о человеческих судьбах.

Идущая от души лирика и искренняя человечность поведываемых историй делают привлекательными военные ленты Ростоцкого — «Майские звёзды» (1959), «На семи ветрах» (1962), «А зори здесь тихие...» (1972, по Б.Л. Васильеву, номинация на «Оскар»). Героика поступков людей во время войны для Ростоцкого связана не с масштабными фронтовыми действиями, а с «тихими» событиями, о которых не сообщается в сводках Совинформбюро.

Киноленты Ростоцкого неотделимы от хорошей литературы, которая, собственно, и вызывала к жизни эти картины. Прозаик и драматург Б. Васильев написал столь пронзительную повесть о войне «...А зори здесь тихие», что во многом подготовил духовный трамплин режиссеру С. Ростоцкому, снявшему в 1972 г. одну из советских вершинных лент о Великой Отечественной войне.

Критик А. Плахов точен: «Писатель и вслед за ним Ростоцкий нашли в этой бескрайней теме свою точку опоры: не мужчина, а женщина с ружьем. А раз женщина - значит, другие планы, другие мечты, другие желания. Убивают здесь не просто молоденьких девушек - убивают будущих матерей, и в их лице - сам род человеческий.

И именно в противопоставлении фашистской угрозы с воспоминаниями о мирном времени и мыслями о том, как была бы жизнь хороша, не случись вдруг войны, - тот код, обеспечивший фильму мировое признание и вечную память потомков...»

В СССР картину «...А зори здесь тихие» менее чем за год посмотрели более 135 миллионов человек. Фильм очень полюбили в Китае, как и повесть Васильева, которую там изучают в рамках школьной программы. Недавно там снят многосерийный римейк.

Кажется, что особняком в творчестве Ростоцкого стоит его самая совершенная картина — «Доживём до понедельника» (1968, главная премия Московского кинофестиваля 1969 года, Государственная премия СССР за 1970 год), драма из школьной жизни. Однако ставшая крылатой фраза «Счастье — это когда тебя понимают» из сочинения школьника, отстаивание достоинства любого человека, будь это любимый всеми учитель или никем не замечаемый ученик, негромкий пафос беззаветного и самоотреченного служения делу — все это превращает эту картину в ключевую не только в биографии постановщика, но и в истории отечественного кино.

Экранизация лермонтовских новелл «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» в фильме «Герой нашего времени» (1967) не считается большой удачей режиссёра, хотя знаменателен выбор частей романа, где Ростоцкому оказались близки лирические темы любви, дружеских отношений между людьми и их контакта с миром «неравнодушной природы». Этот мотив единения человека со всем живым и одушевлённым был выражен в ещё одной версии произведений Троепольского — «Белый Бим Чёрное ухо» (1978, главная премия на кинофестивале в Карлови-Вари, номинация на «Оскар», Ленинская премия за 1980 год).

В 1978 г. в журнале «Искусство кино» Ростоцкий отчасти сформулировал свое творческое кредо: «Все знают: повседневная будничная наша жизнь рождает каждый день примеры величия человеческого духа, могущества человеческих свершений, а отражение этого могущества на экране все задерживается. ...Нам нужен живой человек на экране, а не ходячее сборище прописных истин и благочестивого поведения. ...Нужно открывать новые пласты жизни, и не просто останавливаться в изумлении перед гигантскими плотинами и мощными стройками, а никогда не забывать, что все это появляется и существует только благодаря человеческим рукам, только благодаря тому, что кто-то подчиняет свою жизнь исполнению долга, кто-то, не жалея себя, отдает себя людям, получая в ответ благодарность следующих за ним поколений».

Фильмом «Эскадрон гусар летучих» (1980) Ростоцкий вернул нам незаслуженно полузабытого русского поэта-воина Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 г. (в главной роли Андрей Ростоцкий). Музыку к фильму написал А. Журбин.

Обращение к древней истории в советско-норвежской картине «И на камнях растут деревья» (1985, сорежиссёр Кнут Андерсен), хоть и не стало большой удачей, но тесно связано со сквозными темами лирико-патриотического творчества Ростоцкого. В своей последней работе «Из жизни Фёдора Кузькина» (1989, по Б.А. Можаеву) он возвращается к началу собственной режиссёрской биографии, вновь повествует о «земле и людях», только с большей открытостью и резкостью. В дальнейшем Ростоцкий не нашёл себе места в российском кинематографе и предпочёл поселиться вдали от Москвы — около Выборга.

Трижды, по опросам журнала «Советский экран», его картины признавались лучшими фильмами года («А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо»).

Станислав Иосифович является автором многочисленных статей в журналах «Искусство кино», «Советский экран», глав в сборниках воспоминаний об С.М. Эйзенштейне, Г.М. Козинцеве, А.Н. Москвине, Л.Ф. Быкове. Он — член Союза кинематографистов СССР и РСФСР, был председателем жюри пяти Московских международных кинофестивалей (1975, 1977, 1979, 1981, 1983).

Последние 13 лет Ростоцкий не снимал, студия имени Горького была разрушена и разграблена. В интервью И. Логвинову он поделился впечатлениями о новых временах отечественного кино: «Когда все это начиналось, я уже знал, чем все кончится. ...Я снимал в Чехословакии, тогда это еще была не капстрана, но законы были почти те же, снимал в Норвегии. А кроме того, я много раз бывал в Америке, у меня там много друзей ... тот же Милош Форман. Поэтому я знал, что контроль рубля - это гораздо хуже, чем тот, идеологический контроль. Там можно было обмануть, применить эзопов язык, чтобы тебя поняли зрители. Наконец, там можно было уговорить, потому что далеко не все начальники были идиотами. ...Не случайно, например, много прекрасных картин было снято при Ермаше. Его все время обвиняют в травле Тарковского, а я знаю, сколько он принял на свою шею, чтобы Тарковский все-таки был, чтобы его картины увидели зрители. Знаете, что сказал мне сам Тарковский, когда мы с ним встретились заграницей? Он мне сказал: «Станислав, я только теперь понял, что здесь я бы не снял ни одной своей картины, мне бы просто не дали их снять. ... Посмотрите, что в результате: в Грузии кино не снимают, в Армении кино не снимают, в Молдавии кино не снимают, в Киргизии кино не снимают...»

Станислав Ростоцкий ушёл из жизни поздним вечером 10 августа 2001 года за рулём собственного автомобиля по дороге из Высоцка в Выборг, куда он был приглашён в качестве почётного гостя на 9-й кинофестиваль «Окно в Европу». Когда до места назначения оставались считанные километры, Ростоцкий внезапно почувствовал резкую боль в груди, остановил машину. Сидевшая рядом жена, актриса Нина Меньшикова, метнулась к телефону, вызвала «скорую», но бригада врачей сделать уже ничего не смогла... По медицинскому заключению смерть наступила мгновенно от обширного инфаркта. Похоронен великий кинорежиссёр 15 августа 2001 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

В феврале 2002 года школе города Высоцка Ленинградской области было присвоено имя режиссёра Станислава Иосифовича Ростоцкого, который прожил в Высоцке более 15 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий