суббота, 30 апреля 2022 г.

День рождения Успенского собора Кремля

550 лет назад, 30 апреля 1472 года, в Московском Кремле заложили современное здание Успенского собора.

Изначально храм возвели в 1326-1327 годах по случаю обретения Москвой статуса первопрестольного города, однако спустя полтора столетия из-за сильного обветшания было решено его разобрать и выстроить заново.

Строительство нового собора было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения 1474 года. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг нынешний собор. В Успенском соборе Московского Кремля венчали на царство, возводили в сан патриархов, оглашали государственные акты.

При Иване III Москва, в ту пору уже переросшая значение центра удельного княжества, понемногу обретала облик Великокняжеской столицы, меняя «ветхие ризы» на величественное убранство белокаменных храмин. В год 1472 она готовилась встречать новую княгиню — овдовевший князь остановил свой выбор на греческой принцессе Зое (Софье) Палеолог. Племянница последнего византийского императора — Константина принесла в Москву традиции империи, стараясь привить своему супругу сознание не просто первенства среди знатных своей земли, но Божественного избрания. «Базилеями» на московском престоле желала видеть она и мужа и своих наследников. Великая Княгиня позаботилась и об обустройстве Москвы по образцу столиц крупнейших христианских империй — Рима и Константинополя. — Начатое за полгода до приезда невесты Великого князя в первопрестольную, строительство Успенского Собора было первым знаком изменения архитектуры и духа Москвы.

Примечательно, что образцом для первого храма Великого Княжества послужил не византийский, греческий или итальянский собор, а собственный, русский, Владимирский, построенный князем Андреем Боголюбским в честь любимейшего, самого почитаемого на Руси образа Божией Матери. Это имело огромное значение: после падения Константинополя. Русь, освободившаяся от татарского ига, ощутившая свое величие, становилась самым мощным православным государством, к которому было обращено внимание всего православного мира. По наказу митрополита мастера, которым поручено было возведение храма в Московском Кремле, побывали во Владимире и измерили храм Пречистой Богородицы Владимирской, «превеликий зело и чудный делом», «в меру и лепоту» которого митрополит мечтал Успенский Собор.

Руководить возведением храма было поручено Василию Дмитриевичу Ермолину (Дмитриеву) и Ивану Владимировичу Ховрину-Голове. Но вскоре они поссорились, и Ермолин вынужден был отказаться от выгодного и почетного заказа. По известию Никоновской летописи, перед своей смертью в 1473 году митрополит Филипп поручил возглавить строительные работы И.В. Ховрину-Голове и его отцу В.Г. Ховрину: «Посем же начят о том же деле церковном приказывати Володимеру Григорьевичю и сыну его Ивану Голове». Иван Голова приходился крестником самому Великому Князю Ивану III. Однако их обоих постигла неудача: недостроенный храм рухнул. Ховриным явно недоставало опыта и знаний для воплощения столь масштабного проекта, и тогда, разочаровавшись в русских мастерах, Иван III нанял итальянца Аристотеля Фиораванти.

И, все же, и закладка храма и начало строительства были временем особенно радостным для москвичей: при разборе старой церкви, Москва обретала мощи своих великих святителей. Их перенесение привлекло не меньше народа, чем событие 30 апреля. Звонили колокола, вся соборная площадь была объединена общим чувством благоговения. Передавали, что когда с гроба преосвященного митрополита Ионы сняли каменную доску, по всему храму изошло благоухание, мощи же его все были целы и нерушими, суставы не рассыпались, а ризы и омофорий не истлели ни у него, ни у прочих святителей. Священники и миряне, бояре и простолюдины благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за дарованную народу милость.

Когда же строители, разбирая церковь, дошли до мощей святителя Петра, первого митрополита Московского, митрополит Филипп, посовещавшись с Великим Князем, собрал для перенесения мощей собор епископов. Накануне совершалось вечернее пение у гроба, а во время перенесения мощей, по сохранившемуся преданию, священники видели высоко в небе над гробом Петра парящего белого голубя, который тотчас стал невидим, когда раку святого закрыли крышкою. Решено было установить ежегодный праздник перенесения мощей митрополита Петра. Набиравшая силу Москва возвышала главы церквей и славила своих небесных предстателей.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий