четверг, 21 января 2021 г.

Книги-юбиляры. «Голубая чашка» Аркадия Гайдара

Сегодня мы открываем новый цикл публикаций «Книги-юбиляры».

В январе 2021 года исполняется 85 лет рассказу Аркадия Петровича Гайдара «Голубая чашка».

Рассказ «Голубая чашка» был опубликован в первом номере журнала «Пионер» за 1936 год, в этом же году его выпустил отдельной книгой Детиздат. 

Рассказ стал любимым для многих поколений советских детей. Хотя путь к читателю был для него непростым. Поначалу рассказ был принят в штыки педагогами, родителями и критиками, сомневавшимися в необходимости посвящать детей в семейные проблемы или знакомить их с таким понятием, как «ревность». 

Полемика о рассказе на страницах прессы длилась около 3 лет. И, несмотря на заступничество критика А. Дермана, рассказ был запрещён к переизданию и при жизни Гайдара больше не разу не публиковался.

В 2013 году рассказ (повесть) «Голубая чашка» был включён в список ста книг для самостоятельного чтения школьниками Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рассказ дважды был экранизирован: в 1965-м году режиссёрами Владимиром Храмовым и Майей Марковой (фильм носит название рассказа) и в 1987 году режиссером Юрием Кузьменко (одна из новелл фильма «Лето на память»).

 

«Голубую чашку», пожалуй, можно назвать самым светлым рассказом Гайдара. Нет в нём ни острой политической борьбы, ни серьёзных потрясений, ни негодяев, с которыми стоит бороться. Однодневное путешествие отца и дочери по окрестностям деревни, где они сняли дачу, оказалось весьма богатым на события и положительные эмоции, которыми так хорошо залечивать душевные раны – ревность или обиду на близкого человека. В путь герои уходят расстроенными, а возвращаются умиротворёнными, примирившимися с судьбой, разобравшимися в нелепых случайностях, приключившихся накануне, и готовыми простить Марусю, потому что никто не виноват, и любимую марусину чашку просто разбили крысы... потому что вместе с героями в дом войдёт будущий гроза грызунов – дымчатый котёнок…

Небольшой рассказ Гайдара изобилует прекрасными портретами людей – деда-сторожа с его грозным Полканом, мальчишек Саньки и Пашки, старухи, которой герои бросили в телегу букет полевых цветов, дочери сторожа Валентины и её сына – сурового Фёдора… Чувствуется в нём и запах полевых трав, и пыльного ветра в лицо, и свежести речной прохлады, и затхлости болотца, по которому блуждают отец и дочь.

Казалось бы, ничто не омрачает путь героев, но, как это бывает во всех произведениях Гайдара, посвящённых современной ему жизни, набегают тучи тревоги, которые проявляются в вопросе девочки «Разве уже война?» при первых разрывах, услышанных за ближайшим леском. В коротком путешествии герои успевают не только насладиться общением с хорошими людьми, надышаться свежим воздухом, но и ощутить мощь родной страны – увидеть ширь колхозных полей, побывать на военных учениях, услышать, как бьёт наша артиллерия и удовлетворённо сказать, что несладко будет фашистам…

Разбирая рассказ, обычно не обращают внимания на то, что даже в этом простеньком мирном рассказе видна готовность автора встать на защиту своей страны. Герой (Гайдар писал его с себя, а Маруся списана с первой жены писателя) не говорит об этом прямо, но он, в отличие от детей, бежит не просто смотреть на учения – он уже в этот момент готов вступить в бой. И окружающими это воспринимается как должное.

В любви к своей Родине, к людям, её населяющим, и в готовности встать на её защиту воспитывал в своих произведениях Гайдар мальчишек и девчонок, именно это зазвучит потом открытым текстом в «Чуке и Геке». И так, как в «Голубой чашке» отец девочки при первых взрывах спешит встать в строй, встанет в 1941-м году в строй Аркадий Петрович Гайдар, не обманув ни одним словом своих юных читателей.

 

Подготовила Марина Николаевна Урусова

1 комментарий: