27
марта 1911 года родилась советская поэтесса Вероника Тушнова.
Вспоминаются
замечательные песни композитора Марка Минкова «Не отрекаются любя» и «А знаешь,
все еще будет», прекрасно исполнявшиеся Аллой Пугачевой и ставшие настоящим
украшением ее богатого репертуара 70-80-х годов минувшего столетия, благодаря
которому она и стала народной любимицей. Впрочем, так уж сложилось, что и
композитора, и автора слов этих песен знают куда как меньше, чем певицу, их
исполнявшую. По сути, песни эти в народе ассоциируют как раз с именем
«примадонны», но никак ни с именами композитора и поэтессы, написавшей стихи,
причем написавшей давно и не услышавшей их тогда в музыкальном обрамлении,
когда они стали известными и популярными. А написала эти стихи замечательная
русская советская поэтесса Вероника Михайловна Тушнова.
Лиричность ее стихов,
необычайно светлых, искренних, берущих за душу и написанных на рубеже 40-х –
середины 60-х годов XX века, удивляет и сегодня. Благо и то, что само имя
поэтессы не растворилось в бесконечных анналах памяти. Его помнят, особенно те,
кто с давних лет ценит подлинную поэзию и не расстается с нею никогда. И дай то
бог, чтобы память эта жила и впредь, обрастая новыми читателями, кто уже в наше
непростое время станет открывать для себя эту потрясающую поэтессу, знакомясь с
ее никогда не стареющим творчеством.
Разве
могут эти стихи не волновать? Можно ли, пропуская их через сознание и сердце,
не взгрустнуть и не задуматься над тем, как велико притяжение любви, за которое
«можно все отдать»? Думается, ответ на эти невольно возникшие вопросы очевиден.
И сколько бы не прошло времени, да и в каком бы обществе мы с вами не жили,
даже и в сегодняшнем, подверженным влиянию антикультуры и бездуховности, где, к
великому сожалению, попираются человеческие честь и достоинство, подменяемые
вседозволенностью и безнравственностью, а, подлинное, возвышенное чувство, тем
не менее, непременно будет жить, трогать тонкие душевные струны и настраивать
на веру в святость любви, без которой, как известно, люди существовать на этой
многострадальной земле не имеют возможности.
Имелась
в арсенале Пугачевой и еще одна прекрасная песня на стихи Тушновой, созданная
композитором Константином Орбеляном. Да, речь о песне «Сто часов счастья»,
несколько подзабытой сейчас. А слова там, при сем не только интересные,
красочные, но и глубокие, что называется, вневременные, не ограниченные
какими-либо-рамками, не мнимые и наигранные.
К поэтическому слову Тушнова относилась взыскательно, так как считала, что поэзия не может быть бессмысленной и безыдейной. В статье «Молодым – о поэзии» она довольно подробно высказалась о своем понимании творчества, пришедшем к ней не сразу, а только лишь после того, когда обозначились те темы, которые она и разрабатывала как самобытный поэт, тяготевший к чувственному слову, овеянному светлой грустью и неизбывной верой в человека и в то, что он обязательно должен быть счастливым.
Земная жизнь поэтессы была до обидного коротка. Ей и было то
всего 54 года, когда весной 1965 года у нее диагностировали онкологическое
заболевание. Последние дни, проведенные в больнице, стали для Тушновой
мучительными, она испытывала страшную физическую боль, не менее терзали ее и
душевные переживания. В те дни ее постоянно навещал Александр Яшин,
возлюбленный поэтессы, известный поэт и прозаик, лауреат Сталинской премии,
кстати, по злой иронии, ушедший из жизни буквально через три года, и также от
рака. Тогда же его посещения помогали больной, ей становилось легче. Но
коварная болезнь брала свое… расставание с жизнью приближалось с каждым новым,
тягостным днем.
Неизбежный уход стал очевидным и для Вероники Михайловны…
Вероника
Тушнова читает стихотворение «Синица»
Смотреть
на Рутуб - https://rutube.ru/video/93ab085c2f0811cf828f059ab479b87c/?r=wd
Подготовила Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий