воскресенье, 7 апреля 2019 г.

Сибирь-гора

Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "Централизованная система городских библиотек г. Волгограда" "Волгоград в библиотечном объективе".



СИБИРЬ – ГОРА


В центре Волгограда в заполотновской части города на улице Невская № 3 сохранился маленький островок старого Царицына. Красивый ухоженный бывший купеческий особняк. В нем размещается банк «Кор», построен до революции и чудом уцелевший после Сталинградской битвы. Является памятником архитектуры и градостроительства 19 века.
В конце 19 начале 20 века бурно началась застройка заполотновской части Царицына, или, как ее называли тогда, Сибирь-горы. Она размещалась от полотна Грязе – Царицынской железной дороги до сегодняшней Каспийской улицы, между рекой Царицей и Долгим оврагом. Соединялся этот район с центром (с «Преображенским форштадтом») путем «перекидного» металлического моста через железную дорогу около вокзала «Царицын-1» и переходов под железной дорогой в районе Ленской, Спасской и Кубанской улиц.
Главной осью заполотновского района была улица Невская, которая прошла по историческому валу – крупнейшему в свое время фортификационному сооружению. По указу Петра I в 1718-1720 годы линия протяженностью 60 километров была сооружена от Царицына до Паньшина. Она состояла из глубокого рва и вала высотой 12 метров с деревянными палисадами, с двадцатью тремя форпостами и пятью земляными крепостями. Остатки этой линии в виде земляного полотна и до сих пор видны на проспекте Жукова и в степи за городом.

Невская улица начиналась небольшой привокзальной площадью возле железной дороги и заканчивалась Каспийской улицей, далее шла дорога на Москву. Это была торговая улица, в основном, застроенная двухэтажными купеческими домами, в первых этажах которых размещались лавки, а в подвалах – продовольственные склады. Остальные улицы: Ленская, Енисейская, Кубанская, Печерская, Волховская, Двинская, Днестровская, Днепровская, Уральская, Свирская и другие, параллельные Невской носили названия русских рек. Параллельные железной дороге улицы Сибирь - горы были названы именами озер и морей: Каспийская, Черноморская, Аральская, Балтийская, Онежская, Ладождская, Байкальская. Теперешняя улица Балонина в то время называлась Волжской, поскольку была, а ее застройка из кирпичных домов вместе с естественным рельефом довольно выдержанный силуэт со стороны железной дороги.
На углу Ладожской и Невской в начале 19 века построили Илиодоров монастырь (Свято-Духов). Если сейчас совершить прогулку по улице Рокоссовского, то мы увидим современные здания, возведенные на его фундаментах. Углы монастыря образовали в свое время трехэтажные здания келий с башнями, которые были видны со всех точек Царицына, а во дворе возвышалась церковь с белокаменной колокольней. Между Двинской и Днестровской улицами возвышалась Сергиевская церковь с большим зеленым массивом, обнесенныи кирпичным забором с литыми чугунными решетками. Здесь же размещался Сенной базар, где кроме сена, торговали различными продуктами.
Здание Сергиевской церкви в послевоенное время занимал шиноремонтный завод, а теперь эта территория застроена жилыми домами, во дворах которых можно найти мощные старые фундаменты. Уникальным объектом заполотновского района была армянская церковь, построенного из серого туфа, специально привезенного из Армении. В тридцатые годы там, где стояла церковь, возведена колоннада входа на стадион «Динамо». Он построен одним из первых в довоенном Сталинграде и был самым популярным в те годы.
Просматриваются строения так называемых «винных складов». Теперь это ликероводочный завод. И сейчас еще можно обозреть весь комплекс этого сооружения. И основное производство, и склады, и жилой дом – все выполнено из красного кирпича в едином стиле. На старинных открытках сохранилось изображение «Казенный винный склад № 2». Здание сохранилось до наших дней по улице Пархоменко № 1, до революции (Донская). Назначения здания за прошедшие столетия не изменилось, входит в комплекс ликероводочного завода. Здание построено в 1889 году. На фасаде – два стилизованных изображения колоса. Строительство казенных винных складов было заметным проектом для Царицына. Строились не только производственные помещения, но и жилые дома для работников по соседству. Масштаб для тех лет был очень велик – на складе работало 150 человек. Главным заведующим был И.М. Слесорайтис, в 1911 году его сменил И.М. Костылев. Здание склада в современном Волгограде сохранилось хорошо. Хотя к зданию сделано ряд существенных пристроек.
В соответствии с генеральным планом при застройке этого района между Ангарской улицей и левым берегом Царицы разместили сначала городскую тюрьму, далее кладбище и еще дальше – городскую больницу. Кладбище закрылось еще в тридцатые годы, а корпуса старой застройки на территории тюрьмы и больницы, ставшей областной сохранились. В районе исторического вала в начале века был построен кирпичный завод, который работал до начала Сталинградской битвы. Было в районе еще несколько мельниц и маслобоек, и весь заполотновский район считался чисто селитебной зоной Царицына.
В первую мировую войну начато строительство казарм. Которые вскоре назвали «Красными казармами, они сохранились до наших дней. Но почему-то в настоящее время казармы выкрашены в светлый тон. В тридцатые годы за пределами жилой застройки были сооружены аэродром и кварталы для работников. Несколько домов сохранились до нашего времени на Новодвинской улице. Это типичные дома двух-трехсекционные, какие строили в период конструктивизма. Здесь было кольцо трамвая № 10, и заканчивался город. Излюбленным местом отдыха жителей заполотновской части и самого Царицына был Федоровский сад с его живительными родниками и уникальным фруктовым садом. Сейчас от него почти ничего не осталось. А вокруг этого сада располагались бахчи. Отсюда в обе столицы – Москву и Петербург отправляли дыни весом до шести килограммов.
Заполотновский район он и сейчас пока сохраняет исторически сложившую планировочную структуру. Он самый чистый и самый красивый, поскольку занимает самое высокое положение над всем городом. Но самый бедный в историка - архитектурном плане, так как на его территории шли ожесточенные бои во время Сталинградской битвы. Все, что сегодня можно видеть на территории бывшей Сибирь - горы, построено после войны.

Источник:
Жорова, Евгения. Сибирь-гора / Е. Жорова // Отчий край. - 2000. - № 4. - С. 101-104.

 Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Фотографии автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий