четверг, 5 мая 2022 г.

Великие люди России. Георгий Седов

5 мая 1877 года (145 лет назад) родился полярный исследователь Георгий Седов.

Георгий Яковлевич Седов родился на хуторе Кривая Коса. У него было три брата: Михаил, Иван и Василий и пять сестер: Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна.

Отец, Яков Евтихиевич, был рыбаком, а так же занимался пилкой леса.

Мама, Наталья Степановна, занималась домохозяйством. Однако, когда отец Георгия ушел из семьи на три года, нанялась на  подёнщину, поскольку семья без заработка главы семьи голодала. В то время, умер Василий от воспаления легких.

Георгия отдали в батраки зажиточному казаку, у которого он работал за еду.

После возвращения отца, дела семьи наладились.

Седов в возрасте 14 лет поступил в церковно-приходскую школу, трехлетний курс которой он закончил за два года. 

После школы батрачил у богача Афончикова, но после того как он ударил его плетью, оставил работу.

Затем устроился на работу приказчиком в магазин Фролова на Кривой косе.

Уже в то время мечтал о море, хотел стать капитаном дальнего плаванья. У него появилась цель - поступить в мореходные классы Таганрога или Ростова-на-Дону.

Однако его родители были против учёбы сына, поэтому он в тайне копил деньги и готовился уйти из дома за своей мечтой.

В 1894 году, Георгий ушел из дома и добрался до Ростова-на-Дону. Инспектор мореходных классов готов был взять его на обучение, при условии что Седов в начале проработает 3 месяца на торговом судне. 

Седов устроился матросом на пароход "Труд". Он провел в плаванье лето и начало осени, получил повышение до рулевого. 

Вернувшись, 13 ноября Георгий Седов поступил в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону. О своем достижении Седов написал родителям, они узнав об успехе сына, изменили свое мнение и начали его поддерживать. 

14 марта 1899 года в Поти он сдал экзамен и получил диплом штурмана дальнего плавания, после чего был назначен на пароход «Султан». Однако он хотел продолжить учёбу. Георгий Яковлевич мечтал заниматься наукой и совершать научные экспедиции, а для этого нужно было перейти в военный флот.

Для этого Седов поехал в Севастополь и в 1901 году сдал экстерном выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе. Получение профильного образования вселило уверенность в талантливого молодого человека. Он обрел необходимые навыки на суднах «Березань» и «Султан».

С 1902 года Георгий Седов работал гидрографом в управлении при Адмиралтействе. Свою роль сыграло полученное звание поручика, а также сопроводительное письмо от контр-адмирала Анатолия Дриженко, инспектора мореходных курсов. Теперь путь к исследовательской деятельности был открыт.

В том же году экспедитор стал участником путешествия по Северному Ледовитому океану, посетил остров Вайгач. Душа начинающего исследователя жаждала открытий и изучения географии на практике. В апреле того же года на судне «Пахтусов» Седов исследовал берега Новой Земли и Карское море.

Знакомство с капитаном корабля «Америка» Энтони Фиалой спровоцировало появление идеи о покорении Северного полюса. Препятствием к покорению новых широт стала Русско-японская война. Служба в Сибирской флотилии и участие в боевых действиях заняли продолжительное время.

По окончании сражений Седов оказался помощником лоцмейстера в крепости в Николаевске-на-Амуре. Еще два года Седов находился на Дальнем Востоке, занимаясь научной деятельностью. Благодаря этому свет увидели статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».

В 1908 году Седов участвовал в экспедиции по Каспийскому морю, а в 1909-м изучал устье реки Колымы. Его исследовательские труды оценила Академия наук. Георгия Седова избрали членом Русского географического общества.

Выходец из обычной русской деревни получил в качестве награды за заслуги орден Святого Станислава 3-й степени. Его вклад в оптимизацию судоходства на Амуре оценило вышестоящее начальство. В этот период лейтенант Георгий Седов стал супругом Веры Май-Маевской. Социальный статус жены из высшего общества открыл военному моряку двери в свет.

Предвзятое отношение теперь виделось Седову от любого собеседника, ведь ему казалось, что окружающие пренебрегают его происхождением. Самолюбие мужчины страдало все чаще и тем самым провоцировало на необдуманные действия и авантюры.

Приключением, на которое отважился Седов, стало путешествие для покорения Северного полюса. С 1912 года велась подготовка к экспедиции. На статус первооткрывателя Седов претендовать не мог, так как на тот момент в этой точке уже побывали два американских путешественника. Поездка становилась вызовом самому себе и обществу, которое, по мнению исследователя, не желало его принимать.

В 1913 году планировалось проведение ряда торжественных мероприятий в честь 300-летия дома Романовых. Седов считал установку российского флага на самой северной точке Земли идеальным подарком государю. Чтобы завоевать славу и авторитет, приходилось торопиться: времени на покорение обледенелых земель оставалось немного.

Добиваться финансирования проекта Седов стал через Главное гидрографическое управление и Совет министров. На прошение пришел отказ. Спешка, отсутствие технических ресурсов и должной подготовки заставляли ученых и чиновников сомневаться в задумке Седова. Он расценил это как высокомерие.

Спортивный интерес заменил собой рвение к научно-исследовательской деятельности. Энергичный авантюрист обратился к общественности через газету «Новое время» и получил необходимую материальную помощь. Даже император Николай II пожертвовал на проект 10 тыс. руб., что составило 20 % от всех взносов.

Георгий Седов приобрел парусно-паровое судно «Святой великомученик Фока» и второпях занялся ремонтом. Компанию гидрографу в путешествии составляли географ Владимир Визе и исследователь Георгий Брусилов. Сбор экипажа стал проблемой, равно как и поиск ездовых собак. Место последних заняли архангельские дворняги, выловленные в городе. Малая грузоподъемность шхуны регламентировала ограничение по пищевым припасам.

14 августа 1912 года судно вышло из порта Архангельска и отправилось в море. Два года экипаж противостоял волнам и зимовал среди льдов в полярной ночи. Первая зимовка прошла у Новой Земли. Путешественники составляли карты и описывали увиденное ими побережье.

Результаты исследований были отправлены в Главное гидрографическое управление Петербурга вместе с просьбой о подкреплении в виде провианта. С каждым днем условия жизни становились все более суровыми. Отсутствие радиосвязи делало положение моряков гибельным. Запасы путешественникам не отправили, так как их сочли погибшими.

Вторая зимовка прошла у берегов Земли Франца-Иосифа в бухте Тихой. В этот период участники экспедиции начали болеть цингой, которая не миновала и Седова. Тем не менее в феврале 1914 года он с двумя матросами предпринял вылазку в попытках дойти до Северного полюса.

Георгий Седов встретил последние часы жизни, штурмуя Северный полюс. 2 февраля 1914 года он вышел в его направлении с собачьей упряжкой и двумя сопровождающими. Ослабленный цингой, Седов чувствовал ухудшение состояния здоровья, но не сдавался. В планах исследователя к преодолению значились 2 тыс. км. Из них удалось пройти только 200 км.

По официальной версии, причиной смерти ученого стала цинга. Сохранилась легенда о собаке Седова Фраме. Географ Ксения Петровна Гемп рассказывала, что Фрама Седову подарила супруга Вера Валерьяновна. В дневниках хоронивших Седова моряков об этом не упоминалось, но каким-то образом распространилась история, что пес, словно предок Хатико, остался на могиле хозяина, отказавшись уходить. Этот случай позже лег в основу детской книги Юрия Чернова «Верное сердце Фрама» и стихотворения Эдуарда Асадова «Ледяная баллада».

 

Георгий Седов – Жизнь за полюс. Гении и злодеи

Прототипы «Двух капитанов» - Георгий Седов/Мария Дукальская

Комментариев нет:

Отправить комментарий