Федоров, А. О. Библиотечная
блогосфера : в чем феномен библиотечного блога? / А. О. Федоров ; Рос.
гос. б-ка (М.). - Москва : Пашков дом, 2013. - 84 с. - (Библиотека
библиотекаря).
Среди новинок, поступивших в
нашу библиотеку, обнаружилась книга преподавателя Чувашского государственного
института культуры и искусств Андрея Олеговича Фёдорова «Библиотечная
блогосфера: в чём феномен библиотечного блога?»
Говорить об этой книге сложно.
С одной стороны хотелось бы отметить, что материал в ней - нужный и полезный. С
другой признать, что для создания успешного блога информации, которая
приводится автором, недостаточно, что хотелось бы больше, глубже, подробнее…
расспросить А.О. Фёдорова о некоторых отдельных моментах, и рассказать ему о том,
что он в своей книге упустил.
Содержание книги делится на
четыре неравноценные части. Первые две из них посвящены актуальности, истории,
причинам популярности блогов, их видам и общей классификации. Третья часть
называется «Феномен библиотечного блога» и рассматривает организационные
вопросы. В ней автор говорит о возможностях и читательской аудитории блога, называет
требования, которые к нему предъявляются, и риски ведения библиотечного блога.
В четвёртой рассматривается «функционал» блога (метаданные, организацию
сообщений, рубрики, свежие тексты, теги, RSS-ленты, комментарии и поиск по блогу),
приводятся практические советы по созданию блога.
По поводу четвёртой части
хотелось бы поговорить отдельно, сопровождая разговор рассказом о работе над
нашим блогом. А сегодня мы остановимся на некоторых моментах третьей части
книги, которые нас заинтриговали и заставили «примерять» написанное её автором,
к блогу библиотеки им. М. А. Шолохова.
Приходилось ли вам, наши
коллеги-библиотекари, задумываться – для кого вы пишете? Мы, открывая свой
блог, даже не подозревали о некоторых категориях «блогочитателей».
А. О. Фёдоров называет:
работников библиотеки (блог «внутреннего пользования», в который может писать
каждый сотрудник, решая общие задачи – нечто, вроде, места для «мозгового
штурма»), пользователей библиотеки, коллег (из других библиотек), конкурентов,
представителей СМИ, потенциальных сотрудников. Каждая категория посетителей
блога при этом преследует свои цели: пользователи – получить информацию о
времени работы библиотеки или новых мероприятиях, коллеги – для того, чтобы
следить за развитием библиотеки, конкуренты – чтобы что-то «позаимствовать»,
журналисты – чтобы получить информацию «из первых рук» (если надо, потом
уточнить что-то), потенциальные сотрудники – чтобы определиться, следует ли
идти работать в библиотеку. Особенно впечатлили нас конкуренты… Следует ли нам
как-то ориентироваться на эту группу посетителей блога?
Не менее интересным показалось
размышление о стратегии, тактике, целях ведения библиотечного блога. Стратегию
А. О. Фёдоров видит в «продвижении полезного контента и различных советов и
рекомендаций (например, что читать) и получение того же самого взамен (обратная
связь)». Он отмечает, что большая часть библиотек заводит блог, стремясь
обеспечить большой наплыв читателей, и забрасывает его, не получив желаемого.
По мнению автора, руководство библиотеки должно отдавать себе отчёт – для чего
заводится блог: для формирования положительного имиджа библиотеки; для
информирования общественности о деятельности библиотеки; для стимулирования
спроса на библиотечные продукты и услуги… «Считаем, что библиотечный блог
должен восприниматься в качестве своеобразного зеркала процессов, которые
происходят внутри или вокруг библиотеки. Необходимо, чтобы тексты были простыми
и по возможности интересными», - пишет он. Именно это мы пытаемся делать, когда
пишем в наш блог. Открывая его мы намеревались писать об услугах, которые
предоставляет библиотека, о мероприятиях, которые в ней проходят, о наших
фондах и ресурсах. Постепенно тематика и цели меняются – по мере того, как мы
понимаем, какие возможности даёт блог.
Ещё одна глава книги показалась
весьма полезной: «О чём и как писать в блог библиотеки?» После ознакомления с
её содержанием, мысли заработали в новом направлении. Многое из того, о чём
говорит автор, знакомо и нам, и нашим собратьям-блогерам – нужно писать
регулярно, вставлять картинки и видео, писать о реальных событиях, участвовать
в дискуссиях, устраивать конкурсы… И вдруг среди всего этого: «рассказывайте о
том, чего не может увидеть, узнать обычный пользователь (технологические
моменты деятельности библиотеки, специфику работы определённых отделов
библиотеки, помещения и места отдыха для сотрудников и т. п.)»! Прочитали,
задумались… плавно перешли к следующей главе – про риски ведения блога. Их А.
О. Фёдоров насчитывает всего шесть. Заводя библиотечный блог, оказывается, мы
рисковали… но большую часть рисков благополучно миновали, а с некоторыми
разминулись или ещё не добрались до них. Мы могли:
- не удержать планку (не
осилить заявленного объёма публикаций или тем);
- не справиться с критикой
(троллингом и претензиями посетителей библиотеки);
- не вызвать интерес (из-за
плохого контента, вялого или фривольного стиля и т.п.);
- не развить блог (попросту
забросить это дело);
- не вызвать уважения (здесь
риск двойной – неуважение может вызвать как блог, так и его автор, если будет
ругаться с посетителями или «не дружить» с орфографией);
- не досчитаться сотрудников (в
случае, если автор блога «приглянется» другой библиотеке и его туда сманят).
«Ведение библиотечного блога,
как видите, не праздное времяпрепровождение, а серьёзная работа, требующая
человеческих ресурсов, профессионализма, внимания, принятия ответственных
решений и постоянной готовности к открытому диалогу», - такими словами
заканчивает автор третью часть книги.
Коллеги, большое спасибо за аннотацию книги!
ОтветитьУдалитьПожалуйста. Были рады рассказать об интересной книге. Только аннотацией это назвать сложно. Скорее, реферат.
УдалитьМарина, здравствуйте! Жаль, книги нет в электронном виде, я б скачала и обязательно прочла. А то всему учишься самостоятельно из сети. К тому же в нашем методическом отделе уже два года нет никакой подписки, так плохо, когда интернет - единственный источник информации.
УдалитьНаталья Васильевна, к сожалению, нас тоже не балуют подпиской на профессиональные журналы, и книги, подобные этой, поступают редко. Знаем, что это - общая беда наших библиотекарей, поэтому постарались пересказать содержание ценного издания.
УдалитьМарина, и еще я вам очень благодарна за пост о продвижении блога, название не скажу. Следуя вашим рекомендациям, добавила свой блог в гугл и яндекс-поисковые системы, и в "Википедию" на страницу нашего района - ссылку на блог и отдельно - на пост блога о почетных жителях района. И наконец-то разобралась с RSS и настроила возможность фид-подписки на свой блог
УдалитьРады были помочь!:) На самом деле есть ещё некоторые хитрости, о которых когда-нибудь расскажу отдельным постом, чтобы облегчить библиотечным блогерам жизнь.
Удалить