четверг, 19 ноября 2020 г.

Сталинград атакует! Сурен Гарегинович Мирзоян о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом


 Большое спасибо историкам за их труд в осмыслении и описании Сталинградской битвы, но свидетельства очевидцев и участников великого сражения – бесценный кладезь информации для поколений, которые не видели Великой Отечественной войны, не переживали страшную бомбардировку города и не слышали артиллерийской канонады 19 ноября 1942 года. Одним из таких участников битвы и по совместительству историком был Сурен Гарегинович Мирзоян (1923-2010) – человек беспримерной отваги.

О его подвигах во время Сталинградской битвы и после неё рассказывают наградные листы:

«13. 09. 1942 года при сильной контузии комиссара И. В. Жданова С. Г. Мирзоян вынес его из поля боя. «Жить или умереть вместе с Вами», – так ответил на просьбу комиссара вынести его из зоны огня». А вот выписка из наградного листка: «За боевые действия, проведенные в боях против немецких оккупантов, тов. Мирзоян С. Г. показал себя смелым и отважным командиром – неоднократно рискуя собственной жизнью. Он являлся примером мужества и отваги для всех его окружающих. Правительство оценило его заслугу, наградив медалью «За отвагу». В июльских боях 1943 года тов. Мирзоян снова показал свое мужество и отвагу, когда 18 июля 1943 года он занял место башенного стрелка в одном из танков и с группой танков под командованием заместителя командира танкового полка капитана Дмитриева, участвовал в атаке на деревню Мариновка (Донбасс), там врезался в неприятельские укрепления, и тов. Мирзоян открыл из пулемета ураганный огонь, облегчив возможность продвижения нашим частям.

В боях под деревней Каламовской тов. С. Г. Мирзоян вместе с пехотными частями поддерживал наступление соседней части и, когда противник начал ее теснить тов. Мирзоян, заражая своим мужеством остальных бойцов, поднял их в атаку, помогая восстанавливать прежнее положение. За дни боев тов. Мирзоян уничтожил не один десяток фрицев. 5-6 августа 1943 года во время атаки тов. Мирзоян был тяжело ранен, лишившись одного глаза. За свою удаль в бою, за уничтожение живой силы противника тов. Мирзоян достоин представления его к Правительственной награде – ордену Красной Звезды.

Комендант штаба 6-ой гвардейской механизированной Волновахской бригады, гвардии старший лейтенант Смирнов».

Сурен Гарегинович Мирзоян был кандидатом исторических наук, профессором, почетным ветераном гвардейских воздушно-десантных войск Советского Союза, почётным гражданином мира, почётным гражданином Волгоградской области, членом Союзов писателей России и Армении, а также лауреатом литературной премии «Сталинград».

Хотим познакомить вас с отрывком из его книги «Сталинградское зарево», вышедшей в свет в Ереване в 1974-м году:

 

Английский журналист А. Верт в своей книге «Россия в войне 1941-1945 гг.» писал: «Подготовка наступления, потребовавшая больших организационных усилий, была проведена с соблюдением величайшей секретности… Немцы не имели представления о мощи готовящегося удара».

Немецко-фашистское командование, не подозревая ничего, продолжало хвастливо заявлять, что Сталинград почти взят.

В истории Сталинградской битвы одной из замечательных дат является день 19 ноября 1942 года, когда начался разгром Сталинградской группировки врага. Первыми перешли в наступление войска Юго-Западного фронта – с плацдарма Серафимович и войска Донского фронта под командованием генерала К. К. Рокоссовского – в направлении города Калач. На следующий день, 20 ноября, в наступление перешли войска Сталинградского фронта под командованием А. И. Еременко – с района озер Сарпа, Цаца и Барманцак, также в направлении города Калач.

Ранним утром 19 ноября залпы реактивных установок – знаменитых «катюш» - возвестили всему миру о начале исторического наступления советских войск под Сталинградом. В этот день после мощной артиллерийской подготовки в наступление перешли войска двух фронтов – Донского и Юго-Западного. В течение 80 минут 3,5 тысяч орудий и минометов, сосредоточенных на трех участках прорыва, сокрушали оборонительные сооружения врага, подавляя его огневые точки и выводя из строя живую силу. В первый день наступления советская артиллерия обрушила на врага 689 тысяч снарядов, для доставки которых потребовалось 1300 вагонов. По признанию пленных, огонь был настолько сильным, что целые батальоны немцев становились на колени и молили бога о спасении их от огня русской артиллерии.

На другой день в наступление перешли войска Сталинградского фронта. В тесном взаимодействии войска трех фронтов за сто часов выполнили поставленную перед ними задачу. К исходу 23 ноября передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились на берегу Дона, в районе Калач-Советский. В результате главные силы немецко-фашистской группировки в междуречьи Волги и Дона попали в окружение. В огненном кольце оказались 22 дивизии 6-й и 4-й танковых армий, а также 160 отдельных частей всех родов войск общей численностью в 330 тысяч человек.

После 19 ноября 1942 года не только солдаты и унтеры, но и многие офицеры и генералы фашистской армии признавали неизбежность близкой катастрофы. 21 ноября, на третий день наступления советских войск, генерал-лейтенант Габленц писал жене: «Мы переживаем здесь большой кризис… Положение в общем и целом настолько критическое, что по моему скромному разумению, дело похоже на то, что было под Москвой».

Мирзоян, С. Г. Сталинградское зарево / С. Г. Мирзоян. – Ереван : Айастан, 1974. – С. 124-125.

Комментариев нет:

Отправить комментарий