вторник, 3 ноября 2020 г.

Любимый детский писатель – Самуил Яковлевич Маршак

3 ноября 1887 года родился любимый писатель и поэт детворы – Самуил Яковлевич Маршак. В честь этого события мы хотим поделиться сценарием познавательной беседы «Необыкновенная жизнь поэта и переводчика С. Я. Маршака», которая может быть полезна как нашим коллегам-библиотекарям, так и учителям начальных классов и воспитателям старших групп детского сада.

 

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТА

И ПЕРЕВОДЧИКА С. Я. МАРШАКА

 

Составитель: Короткова Е. С.

 

Ведущий: ребята, сегодня наша встреча будет посвящена талантливому человеку, чье имя мы знаем уже в раннем детстве – Самуилу Яковлевичу Маршаку.

С.Я. Маршак родился в 1887 году и провел раннее детство в провинциальной глуши под Воронежем. Его отец работал на заводе. Это был талантливый самоучка-изобретатель. Именно отец привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к труду. Книга была любимым другом.

С.Маршак вспоминал: «Стихи я начал сочинять с 4-х лет. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм»

Эти первые литературные опыты поддерживались гимназическим учителем. Знакомство с мировой поэзией, первые попытки переводить стихи зарубежных поэтов – все это рождалось под влиянием учителя.

Подростком С.Маршак переезжает в Санкт- Петербург. А в 1912 году молодой поэт, накопив немного денег, уехал учиться в Англию.

 

После возвращения домой С. Маршак опубликовал в русских журналах первые переводы английских поэтов. Одним из первых его стихотворений для детей стала английская народная песня, которая сразу полюбилась детям «Дом, который построил Джек». Давайте вспомним это произведение.

Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Ведущий: ребята, назовите остальных героев стихотворения. (Пёс без хвоста, корова безрогая, коровница строгая, пастух, два петуха). Давайте проверим, всех ли перечислили.

(показать конец мультфильма «Дом, который построил Джек»)


Ведущий:
С.Маршак писал и для маленьких детей, которые ещё не умеют читать, и для школьников, для взрослых. Многие дети с раннего возраста уже знают английские песенки. Давайте вспомним название этих песенок.

(мультфильм английские сказки)

 

Ведущий: А вот еще из английской поэзии:

Старый дедушка Коль

Был весёлый король.

Громко крикнул он свите своей:

- Эй, налейте нам кубки,

Да набейте нам трубки,

Да зовите моих скрипачей, трубачей.

Да зовите моих трубачей! («Веселый король»)

 

Ведущий: На первых же уроках первоклассники, знакомясь с буквами, знакомятся и со стихами С.Маршака. Вот отрывок из «Весёлого путешествия от «А» до «Я». (нарисовать)

Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

 

Ведущий: В 1922 году С. Маршак становится центром, вокруг которого собираются детские писатели, идет работа по созданию новых книг для детей. Организуется сначала детский альманах, затем журнал для детей «Новый Робинзон». В этом журнале под руководством С.Маршака создаются первые рассказы, стихи и сказки. С.Маршак был первым редактором и вдохновителем Б.Житкова, Л. Пантелеева, Е. Чарушина и В. Бианки.

Но и сам С. Маршак продолжает писать. Он создаёт особый вид детской книги – книжку- картинку со стихотворными подписями к рисунками. Поэтому он в своих книгах для дошкольников всегда работал вместе с художником. Так были созданы такие произведения как «Цирк», «Багаж», «Разноцветная книга» и др. Давайте вспомним отрывки из «Разноцветной книги».             

1: Эта страница зелёного цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилёг.

 2: Вот жёлтая страница-

 Пустынная страна.

 Песок по ней струится,

 Несётся как волна.

3: Это – снежная страница.

Вот по ней прошла лисица,

Заметая след хвостом.

 4: Эта страница красного цвета.

 Красное солнце, красное лето.

 Красная площадь флаги полощет.

 Что же на свете лучше и краше?

 Разве что дети весёлые наши!

 

Ведущий: С.Маршак не только поэт, но и сказочник. Сказки его были написаны не только для чтения, но и для представления. Всем известны его сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Петрушка - иностранец». Особо полюбилась читателям сказка «Двенадцать месяцев». Эту чешскую сказку С. Маршак пересказал сначала в прозе. Но потом переделал на свой лад и написал в стихотворной форме. В этой сказке С. Маршак прославляет трудолюбие, смелость, стойкость. Все 12 месяцев падчерица знает в лицо, т.к. она постоянно на работе – в поле, в лесу, во дворе. И вот в трудную минуту они приходят ей на помощь. Природа начинает дружить с человеком, который не боится её. Для такого человека раскрываются все чудеса, все богатства природы и её изобилие.

(отрывок из мультфильма или фильма «12 месяцев»)

А теперь поиграем «Доскажи строку»

1. Открываем календарь –

  Начинается январь.

  В январе, в январе

  Много снегу на … (дворе)

  2. Жил человек рассеянный

  На улице ...(Бассейной).

3.Где обедал воробей?

 - В зоопарке у …(зверей).

4.Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж,

Картинку, ...(корзинку, картонку и маленькую собачонку).

Ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами попробуем поиграть и показать стихотворение «Багаж».

                (изображают действие)

Ведущий: Ну вот вы и стали участниками произведения Маршака. А сейчас попробуйте отгадать загадки, выполнить разные задания и вспомнить стихи и сказки Маршака.

- Загадки С.Я. Маршака
1) Что такое перед нами: 
Две оглобли за ушами, 
На глазах по колесу 
И седёлка на носу? (Очки) 
2) Принялась она за дело, 
Завизжала и запела. 
Ела, ела дуб, дуб, 
Поломала зуб, зуб (Пила) 

3) Бьют его рукой и палкой. 
Никому его не жалко. 
А за что беднягу бьют? 
А за то, что он надут! (Мяч) 


-Угадай произведение по отрывку. (можно подготовить презентацию)
1) Сел он утром на кровать 
Стал рубашку надевать, 
В рукава просунул руки – 
Оказалось, это брюки…. 
Вместо шляпы на ходу 
Он надел сковороду («Вот какой рассеянный»)

 2) Люди спрашивают: 
 Кто это у вас? 
 А девочка говорит: 
 - Это моя дочка. 
 Люди спрашивают: 
 - Почему у вашей дочки серые щёчки? 
 А девочка говорит: 
 - Она давно не мылась («Усатый полосатый»)
3) Дама сдавала в багаж: 
Диван, 
Саквояж, 
Чемодан, 
Картину, корзину, картонку 
И маленькую собачонку («Багаж»)
 4) Под праздник новогодний 
 Издали мы приказ: 
 Пускай цветут сегодня 
 Подснежники у нас! 
 В лесу цветёт подснежник, 
 А не метель метёт, 
 И тот из вас мятежник, 
 Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев»)

5) Бим – бом! Тили – бом! 
На дворе - высокий дом. 
Ставенки резные, 
Окна расписные. 
А на лестнице ковер – 
Шитый золотом узор. 
По узорному ковру 
Сходит кошка по утру… («Кошкин дом»)

 - Из какого произведения предметы?

(можно показать предметы, а можно показать на презентации) 
1) Конверт («Почта») 
2) Кольцо («Двенадцать месяцев») 
3) Собачонка («Багаж») 
4) Котёнок («Усатый полосатый») 
5) Сковорода («Вот какой рассеянный») 

 - Узнай лишнее животное из сказки «Где обедал, воробей?»

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк) 

 

10. Исправь ошибки в названиях произведений

  • «Детки в зоопарке» - «Детки в клетке»
  • «Семнадцать месяцев» - «Двенадцать месяцев»
  • «Откуда стул пришёл?» - «Откуда стол пришёл?»
  • «Урок грубости» - «Урок вежливости»
  • «Рассказ об известном герое» - «Рассказ о неизвестном герое»
  • «Мышкин дом» - «Кошкин дом»

13. Доскажи словечко

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

Из какого произведения строки? (“Почта”)

“Приоткрыла дверцу Лена – 
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском, 
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького «Любите Маршака, учитесь у него!»

 

Ведущий: Вы большие молодцы и сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Кошкин дом».

(показ мультфильма)

 

Ведущий: С. Маршак многогранен. Знакомство с его творчеством не прекращается и тогда, когда человек взрослеет. Взрослые с удовольствием читают стихи С. Маршака из книги «Начало века», переведённые С. Маршаком сонеты В. Шекспира, стихи Р. Бернса и других зарубежных авторов.

Завершим сегодняшнюю встречу стихотворением С. Маршака «Пожелание друзьям»:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

   Пусть каждый день и каждый час

   Вам новое добудет.

   Пусть добрым будет ум у вас.

   А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам не дёшево!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий