понедельник, 9 ноября 2020 г.

Песни Победы. "Последний бой"

 Продолжаем серию публикаций о песнях Победы. Не все они были написаны в годы войны. Часть из них появилась много лет спустя. Эти песни так легли на душу нашим соотечественникам - и тем, кто воевал, и тем, кто ждал солдат с фронта домой, и их детям, внукам и правнукам, что сейчас они воспринимаются как настоящие фронтовые. Одной из таких песен Победы является "Последний бой", написанный и исполненный Михаилом Ножкиным.

 ПОСЛЕДНИЙ БОЙ (ЕЩЁ НЕМНОГО, ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ...)


 Впервые песня прозвучала в последней части киноэпопеи «Освобождение» (Режиссер Юрий Озеров, сценаристы Юрий Бондарев и Оскар Курганов, снята в 1968 - 1972 годах.)

Автором песни стал российский актер театра и кино и поэт - Ножкин Михаил Иванович, игравший роль командира роты лейтенанта Ярцева. Толчком к написанию песни послужили воспоминания самого артиста, вызванные главной тематикой фильма — военные действия.

Михаил Иванович Ножкин родился 19 января 1937 года, и войну видел глазами ребёнка.

Колумнист «Комсомольской правды» Александр Гамов в своей статье «…Последний бой – он трудный самый»[1] приводит детские воспоминания актера от первого лица:

«Мне и пяти лет не было, когда я встретил войну. Это было спустя неделю после ее начала. Мы были на курорте в Тульской области. Немцы летели бомбить Тулу, и по дороге сбросили несколько бомб на курорт.

А потом в Москве во дворе дома, где мы жили в коммуналке, был госпиталь. На проходных стояли часовые, но мы, мальчишки, через забор туда проникали. Атмосфера прифронтового города - она осталась вообще в моей памяти на многие годы.

Там же первые мои концерты начались. В палатах выступал - читал, пел... Я пронизан был этим духом, я помню, о чем они, раненые, говорили...

А еще мой отец с первых дней войны был на фронте, подо Ржевом. Он там год с лишним воевал. Потом, где-то к осени 42-го, его ранили, и он оказался в плену. В конце 44-го он попал в Дахау, в 45 -м в Бухенвальд. И освободила его 8 мая 45 года Советская армия, и он вернулся только в декабре 45 года. Я год присматривался - неужели это мой отец, фотографию которого я в шапке всю войну носил?»

В статье Александра Гамова приводится также рассказ о том, как создавалась песня «Последний бой». Оказывается, Михаил Ножкин написал не одну, а целых три песни!

«Меня пригласили сниматься - там лейтенант такой боевой. Создатели фильма - сами бывшие фронтовики - попросили: напиши песню. Потому что - как без песни? На фронте - это как кусок хлеба, как закурить. Это воспоминание дома... Первый вариант не пошел. Песня была немного такая острая. Вторая хорошая получилась, но длинная. И потом я переселился в ту атмосферу, о которой должен был писать. Я вспомнил этот госпиталь, вспомнил этих ребят, переломанных, перебитых... И о чем они говорили - о доме, о матери, о будущих свадьбах, о чем угодно, только не о войне. И я написал песню за один вечер - этот «Последний бой»...



Подготовила Марина Урусова



[1] Гамов, А. …Последний бой – он трудный самый / А. Гамов // Комсомольская правда. Волгоград [Электронный ресурс]. – 2015. – 23 апреля. – Режим доступа :  https://www.volgograd.kp.ru/daily/26371.4/3251611/

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий