воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Книги-юбиляры. «Мужики и бабы» Бориса Можаева

 

В 1976 году (45 лет назад) была опубликована первая книга романа Бориса Можаева «Мужики и бабы», вторая книга вышла в 1987 году. В 1989 году роман был удостоен Государственной премии СССР.

Трагическим страницам хроники великого перелома, выяснению истинных причин разгрома трудового крестьянства посвящен роман Б. Можаева «Мужики и бабы». В романе-хронике Борис Можаев показывает, как нарушается привычный уклад жизни села, только начинающего развиваться благодаря нэпу, с началом кампании массового создания колхозов. Действие романа приходится на конец 1929, – начало 1930 года, то есть на наиболее острый период раскулачивания и сплошной коллективизации. Писатель показывает, как эти события приводят к глубокому социальному конфликту.

Чрезвычайно интересен и важен для понимания авторского замысла романа образ Успенского, подлинного российского интеллигента, олицетворяющего сильный русский характер, органично впитавший в себя любовь к «родному пепелищу», уважающий веру, нравы, обычаи народа, уникальность его жизненного уклада. Каждая личность для Успенского несет в себе неповторимый мир, и человек не может быть ни кирпичиком, ни винтиком, ни частицей целого, ни топливом истории, а сам есть цель: «Не стричь всех под общую гребенку, не гнать скопом, а наделить правами, свободой, чтобы развивалась каждая индивидуальность до нравственного совершенства. В этом и есть конечная цель социализма».

Порой общие рассуждения Успенского о том, чтобы «не раздувать аппарат, давать больше самостоятельности производству, взять под контроль бюрократию», выглядят больше слепком с наших дней, и, пожалуй, утрачивают дополнительную сюжетную и смысловую нагрузку. Идейные противники Успенского кажутся нам гораздо  плакатнее,  хотя образ Ашихмина запомнился своей жизненностью. Их космополитическое кредо — статья Михаила Кольцова в «Правде»: «Пусть пропадет косопузая Рязань, за ней толстопятая Пенза, и Балашов, и Орел, и Тамбов, и Новохоперск, все эти старые помещичьи, мещанские крепости! Или все они переродятся в новые города с новой психологией и новыми людьми, в боевые ставки переустройства деревни».

И ретивым исполнителям указаний сверху, выселяющим ни в чем не повинных людей под открытое небо, «расчищающим этим дорогу для исторического прогресса», как мы видим, удалось выбросить из фундамента нашего общества краеугольный камень — национальный идеал. Ашихмин убежден, что у пролетариата нет отечества, его цель — объединение всех языков и путешествие к размытым берегам интернационализма. А все эти «косопузые» Рязани да «толстопятые» Пензы мешают такому объединению своей приверженностью к домостроевщине, к мещанству, к патриархальной жизни. Такова, кажется, логика рассуждений и действий многих на протяжении 70 лет. А каждый отдельный человек, оказавшись вне нации, перестает в итоге быть самостоятельной личностью, ибо национальное своеобразие во многом определяет и своеобразие личности.

Словами Андрея Ивановича автор выражает свою боль за создание колхозов «не по-людски», за то, что мужику приходит конец. Люди понимают, что в колхозе это будет уже не мужик, а работник. «Мужик — лицо самостоятельное. Хозяин! А хозяйство вести — не штанами трясти. Мужик — опора и надежа, человек сметливый, сильный, независимый в делах. За ним не надо приглядывать,  его не надо  заставлять. Он сам все сделает, как следует. Вот такому мужику приходит конец».

Герои Можаева, пришедшие к читателю с некоторым запозданием, порой лишь иллюстрируют правду сегодняшнего дня, поэтому в некоторых местах у нас и возникает ощущение чего-то известного и читанного. Сегодняшний читатель не приемлет схемы, а ожидает честного художнического анализа порожденных нашей реальностью характеров, истинного драматизма и остроты конфликтов…

 

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий