вторник, 22 сентября 2020 г.

Казачья старина. Осенние работы и праздники

 

В сентябре продолжается обмолот зерновых, этой работой, если мешают дожди, загимаются всю осень до зимы; обычно в сентябре продолжают возведение плотин для прудов, в это же время начинается уборка овощей. Осенью к зиме, женщины вторично мазали, белили жилище снаружи, «прибирали внутри».

11 сентября (29 августа) праздновали «Иван-Постный – осени отец крестный». До него надо было пострич овец. До Сдвижни надо выкопать овощи, которые растут в земле: морковь, свеклу и другие, иначе они будут жилистыми. В в этот - день помины – люди послений раз в году ходили на кладбище помянуть родителей и близких.

21 сентября (8 сентября старый стиль) – Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. 

27 сентября (14 сентября старый стиль) по-народному Сдвижня, а по церкрвному Воздвижение Креста Господня. Праздник Воздвижения был установлен в память событий, имевших место в начале 4четветого века, когда Елена, мать римского императора Константина Великого, совершая паломничество в Палестину, «обрела» там якобы тот самый крест, на котором распят Иисус Христос. По приказу Елены этот крест был воздвигнут на горе Голгофе близ Иерусалима как напоминание о крестных муках Спасителя. Сдвижня – это большой годовой праздник, всегда бывает в числе. Это день равноденствия, лето переходит на осень к холодам. В этот день старались никуда не ездить,

К этому дню старались всегда управиться с огородами; свозили последние арбузы. Именно до этого дня сторожа обычно нанимались сидеть (охранять) на бахче. Земля с этого дня начинала отдыхать, отходить на покой. Еще говорят, что на Сдвижню в природе земля будто бы раздвигается и змеи сворачиваются в клубок. И если после этого дня видят где змею, то говорят; земля ее не принимает, она грешная: укусила человека, животное и убивать ее грех. Змея старается выползти на дорогу, где ее рано или поздно задавят колесами или сама где-нибудь замерзнет. 

 

В основном со со Сдвижни все начинают пахоту. Землю, предназначенную под зябь, старались поднять осенью. С этой работой спешили, если поля дальние, то и ночевали. Для ночлега делали временные будки. Богатые не жалели полстей: всю будку делали из них. А кто победнее, например, только что отделившиеся от отцов сыновья, складывались хозяина три и плели будку из хвороста и крыли камышом. Некоторые уходили ночевать во дворы ближайшего хутора. Рабочих быков выпускали на ночь, и они паслись сами. Едва быки уходили (или надоест пахать, то даже хоронились), то хозяева пасут их. Когда уезжают с поля – ничего не оставляют, забирают все: инвентарь, посуду и прочее. 

14 октября (1 октября старого стиля) праздновали Покров Пресвятой Богородицы. История этого праздника уводит в глубь веков. В одной их христианских легенд рассказывается о том, как тысячу лет назад в одном из храмов Константинополя случилось чудесное видение. Во время всенощной явилась Пресвятая Богородица. Она стояла в воздухе, сияющая солнечным светом, с покрывалом в руках, простертым над молящимися. Она возвестила, что никогда не оставляет род человеческий своими молитвами, всегда милосердно оберегает людей своим спасительным  покровом. На Русь праздник Покрова пришел вскоре после принятия христианства. Его торжественно отмечали повсюду в православных церквах. Наши предки поклонялись Богородице, считалось, что она несет людям свет правды и мира, радости и любви. Заступница и покровительница всех верующих. Она всегда готова утешить их, подкрепить дух и силы в трудных  обстоятельствах жизни, помочь исцелению от болезней и недугов, благословить на успех в праведном деле. К этому дню иногда выпадает снег, а от первого снега, говорят, до санного пути ровно шесть недель.

В старину на Покров разбирали из гуртов овец, так как пастухи обычно нанимались стеречь до этого дня. Обычными делами в это время были молотьба или домолачивание хлеба, пахота под зябь, ломка в ярах и на буграх камня,по балкам рубили сибирьки, из них вязали веники, которыми зимой обметали от снега обувь, подметали в хате, использовали при палении свиней и. т. д.; обрывали терн на мочку, подготавливали дрова для отопления, налаживали сани, плели плетни, ухаживали за скотом. В воскресенье в праздничные дни праздновали. Молодежь начинала собираться в домах. С Покрова до Филипповки справляли свадьбы.

4 ноября (22 октября старого стиля) праздновали Казанскую икону Божией матери (всегда в числе). Осенняя Казанская – престольный праздник. В глубокую осень, перед снегом или по снегу, начиналась порубка леса в займище, вывозка заготовленного камня.

Источник:

Апраксин, В. А. Казачья старина: очерки / В. А. Апраксин. – Волгоград: Издатель, 2010. - 255 с

 

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий