пятница, 25 сентября 2020 г.

«Казак… по Ермаку, а Дон… по божьей воле» (экскурс в историю)

 Продолжаем публиковать материалы, подготовленные сотрудниками библиотеки для экскурсий в музейную Комнату казачьего быта.

«КАЗАК… ПО ЕРМАКУ, А ДОН… ПО БОЖЬЕЙ ВОЛЕ»

(экскурс в  историю)

Составитель: Рязанова Г.В.

 Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жуёт шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!

 


Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковальный простор с затвердевшим следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие забытую казачью славу…

История Подонья уводит нас в далёкую древность. Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово «казак» начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный человек», удалец».

Так называли себя беглые крестьяне и посадские люди, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.

Курени свои казаки ладили с выдумкой: стены покрывали древесной ошилевкой и красили их ультрамарином, реже охрой, дом окольцовывается балкончиком (балясником) - подвесным или на сваях.

Фасады украшали широкой полосой ажурной резьбы. Резные наличники, ставни красили в белый цвет. Курень получался нарядным, живописным.

Любовь донских казаков к сочетанию ультрамарина и охры сказались и на них традиционной одежде: синие фуражки с алым околышем, синие штаны с красными лампасами, синие рубахи, подпоясанные красными кушаками.

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься.

Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их- бравыми удальцами.

Впрочем, красоту казачью можно объяснить и другим. На Дон стекались люди отовсюду. Донцы принимали всех, не спрашивая, кто какого рода-племени: русский ли, украинец, татарин, грек, турок, немец или поляк. Возвращаясь из далёких походов, везли казаки своих суженых. Так рождалось на Дону гордое и сильное племя, поражавшее своей дивной и диковатой красотой.Казаки были прирожденными конниками. Они восхищали своей ловкостью и красотой строя, поражали затейливостью игры заманивающей лавы. По признанию многих иностранцев, видевших их в мирное время,- казаки были единственной в мире, несравненной и неподражаемой конницей. Людей пленила красота их полкового быта, их лихие пляски, тесное и дружеское товарищество. Но казаки проявили себя не только превосходными конниками. Будучи окруженными многократно превосходящим числом противника, казаки садились в осаду, и показывали себя настоящими мастерами минной войны, об их казачьи хитрости разбивались все усилия иноземных мастеров осадного дела.

До последнего казаки во всей России хранили старый рыцарский принцип «служба за землю». Они по праву считались последними русскими рыцарями. Казаки принимали участие во всех войнах России. Они играли роль первой скрипки - были впереди армий, изучали местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника, во время отступлений наших войск, казаки обеспечивали прикрытие. Они не боялись ничего и некого, кроме Бога.Менее известна, но не менее значима, обыденная тяжелая пограничная служба, которую несли казаки. От вод Ботнического залива до бесконечных просторов Тихого океана, казачьи заставы держали границу.

Многие великие поэты, писатели и художники, композиторы воспевали казаков и казачество. Их привлекало казачья удаль, любовь к Родине и сочетание воинского долга и вольности.



Литература:

1. Хрестоматия по истории донского казачества. - Ростов- на- Дону : издательство Ростовского университета, 1994.

2. Жданов,  Ю.А. Природа донского края / Ю. А. Жданов. – Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1997.

3. Исаковао, Ю «Синеокий казачий Дон» / Ю. Исакова. - Ростов- на- Дону, 1982.

4. Земля Донская. – Ростов-на-Дону : АО «Книга», 1995.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий